Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 432

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ МОХОВОЙ — ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ

205
Железнодорожная линия Моховой — Перегрузочная находится в Верхнесалдинском районе Свердловской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 28 километров. По состоянию на 2008 год, железнодорожная линия относится к Нижнетагильскому отделению Свердловской железной дороги. Линия полностью однопутная, нигде не электрифицирована.
Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), дата ввода в эксплуатацию станции Перегрузочная, а также других раздельных и остановочных пунктов на линии — 1964 год.
Фактически железнодорожная линия была открыта значительно раньше. Ориентировочно в середине 1930-х годов. Но до 1964 года она не имела статуса железной дороги общего пользования.
Линия использовалась в основном для вывоза торфа, добытого Басьяновским торфопредприятием. На станции Перегрузочная торф перегружался из вагонов узкоколейной железной дороги в вагоны широкой колеи. По широкой колее торф поступал в основном на Уральский вагоностроительный завод и другие предприятия Нижнего Тагила, позднее — на Качканарскую ТЭЦ (город Качканар). На 25-м километре производилась погрузка леса, добытого лесопунктом в посёлке Ежевичный.
Немаловажной функцией линии было обслуживание многочисленных объектов военного назначения, расположенных в окрестностях станции Крутая и вблизи левого берега реки Салды. К военным объектам были подведены «боковые» ветви. Наиболее длинная ветка вела на «секретную» территорию Научно-исследовательского института машиностроения (НИИМАШ).
По состоянию на лето 1999 года, по маршруту Моховой — Перегрузочная курсировал грузопассажирский поезд, состоявший из одного пассажирского вагона, к которому могли быть прицеплены грузовые вагоны. Поезд курсировал дважды в день, но лишь по четырём дням в неделю.
По состоянию на октябрь 2005 года, грузопассажирский поезд курсировал ежедневно по следующему расписанию (время московское): Моховой — Перегрузочная 7:25 — 8:40, 19:05 — 20:30, Перегрузочная — Моховой 4:00 — 5:20, 15:25 — 16:45. Поезд по-прежнему состоял из одного пассажирского «межобластного» вагона и (не всегда) грузовых вагонов. С поездом работал тепловоз 2ТЭ116-130 приписки депо Егоршино. Представителями руководства Свердловской железной дороги высказывались намерения прекратить пассажирское движение.
С 2008 года грузопассажирский поезд ушёл в историю: на маршруте Моховой — Перегрузочная стали работать автомотрисы РА1. Движение остаётся ежедневным (2 пары в сутки).
Несмотря на то, что станция Перегрузочная находится далеко от жилой части посёлка Басьяновский, пассажирские перевозки по железной дороге оставались востребованными — прежде всего, из-за плохого состояния автодороги Басьяновский — Нижняя Салда.
С 1 февраля 2009 года пассажирское движение было отменено в связи с невыделением дотаций правительством Свердловской области. Власть в очередной раз продемонстрировала хамское и наплевательское отношение к людям.
По данным на 2011 год, пассажирское движение не восстановлено. Скорее всего, оно не будет восстановлено никогда. Грузового движения почти нет. Представляется вероятным уничтожение железной дороги в близком будущем.


Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1994 году.


Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1984 году.


Текст депутатского обращения к генеральному директору СОГУ «Управление автомобильных дорог», датированный
10 июня 2005 года. Вопреки содержанию текста, движение пригородных (грузопассажирских) поездов
сообщением Моховой — Перегрузочная с 6 июня 2005 года отменено не было.

14.12.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу