Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 1914

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТУМСКОГО КИРПИЧНОГО ЗАВОДА

184
Тýмский кирпичный завод находится в посёлке Тýма Клепиковского района Рязанской области. Заводоуправление расположено по адресу: посёлок Тума, Комсомольский переулок, дом 16 (недалеко от переезда через пути железнодорожной линии Тумская — Владимир).
Заводу принадлежала узкоколейная железная дорога протяжённостью свыше двух километров. Назначением узкоколейной железной дороги являлась доставка глины от карьера до завода.
Кирпичный завод был открыт в 1932 году. Первоначально на заводе действовали лёгкие рельсовые пути узкой колеи, на которых не применялась механическая тяга. После Великой Отечественной войны завод получил значительное развитие. В работах по строительству новых сооружений завода участвовали пленные немцы. По меньшей мере с этого времени на заводе действует узкоколейная железная дорога.
По воспоминаниям старых работников завода, когда-то на узкоколейной железной дороге работал небольшой мотовоз, имевший прозвище «тарзан». Протяжённость узкоколейной железной дороги вначале была минимальной — карьеры находились рядом с заводом.
По состоянию на июль 2006 года, узкоколейная железная дорога действует. Протяжённость составляет свыше 2 километров (со слов руководителя завода Т. А. Калининой, развёрнутая длина пути — 3 километра). Тяговый подвижной состав представлен двумя тепловозами: ТУ6А-3659 и ТУ8-0339. Тепловоз ТУ6А-3659 уже несколько лет не использовался, иногда с него приходится переставлять узлы и детали на тепловоз ТУ8-0339. Однако при необходимости тепловоз ТУ6А-3659 можно было бы восстановить до рабочего состояния. Тепловоз ТУ8-0339 работает.
Прицепной подвижной представлен весьма оригинальными двухосными опрокидными вагонетками, которые уже давно стали редкостью. Вагонетки лёгкие — как убедился автор, в случае схода с рельсов вагонетку можно вернуть в колею с помощью металлических ломиков силами двух-трёх человек. «Свехлёгкий» прицепной подвижной состав резко контрастирует с тяжёлым тепловозом ТУ8.
Почти на всём протяжёнии узкоколейной железной дороги уложены рельсы Р-18. Путь находится в сравнительно хорошем состоянии. Регулярно укладываются новые шпалы.
На территории карьера параллельно узкой колее проложен короткий путь колеи 1520 мм, предназначенный для передвижения абзетцера (многоковшового экскаватора).
Тумский кирпичный завод является сезонным предприятием. Он работает с 25 апреля по 25 октября. Движение по узкоколейной железной дороге производится только в период работы завода, только по рабочим дням, приблизительно с 8:00 до 17:00. За рабочий день пропускается около 10 пар поездов.
Никаких следов возможного соединения узкоколейной железной дороги Тумского кирпичного завода с узкоколейной железной дорогой Муромского отделения Горьковской железной дороги (бывшей Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дорогой) найти не удалось. Скорее всего, такое соединение когда-то всё же существовало — но очень давно, и действовало на протяжении непродолжительного периода времени.
В первой половине 2009 года по решению владельцев кирпичного завода для вывоза глины было решено использовать автомобильный транспорт. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1989 году.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1986 году.



Линия узкоколейной железной дороги на подходе к карьеру.
12.11.2004


07.04.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Рязанской области»
на главную страницу