Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 3123

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НАВЛИНСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА

177
Нáвлинский шпалопропиточный завод находится в посёлке Нáвля (центре Навлинского района Брянской области), вблизи узловой станции Навля, расположенной на железнодорожной магистрали Москва — Киев. Станция Навля является начальным пунктом железнодорожной линии Навля — Арбузово.
Завод был основан в 1914 году. Ориентировочная дата появления полноценной узкоколейной железной дороги — 1930-е годы.
Ситуация на 2017 год: наиболее вероятно, что завод закрыт, узкоколейная железная дорога разобрана.


История (по материалам официального сайта завода http://bryanskinvest.narod.ru/company_NSHPZ.htm)
Навлинский шпалопропиточный завод построен Датско-Германским акционерным обществом «Юлиус-Юдгерс» в 1914 году. Расчётная мощность завода составляла 40 тыс. кубометров пропитки древесины в год. Первый вариант завода был передвижным, всё оборудование располагалось в вагонах.
В 1922 году был построен производственный корпус, завод стал стационарным. Сырьевая база быстро продвигалась на Север и Восток России. Местные ресурсы иссякли.
В 1930-е годы изменилась технология пропитки, были внедрены новые антисептики, грузоподъёмные краны, паровозы. Срок службы пропитанных шпал достиг 15 лет.
В 1941 году по приказу Наркома путей сообщения завод в пятистах вагонах был эвакуирован в глубокий тыл — на Чкаловский (Оренбургский) шпалопропиточный завод вместе со специалистами.
В 1944 году завод снова вернулся на родное место. В сентябре 1945 года завод выдал свои первые пропитанные шпалы.
Особого развития завод достиг в 1980-е годы. Производительность завода достигла 180 000 кубометров в год.

По состоянию на ноябрь 2005 года, развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги Навлинского шпалопропиточного завода составляла около 3 километров. На узкоколейной железной дороге имелись три тепловоза: ТУ6А-2267, ТУ6А-3003, ТУ6А-3432. Последний тепловоз (скорее всего, ТУ6А-3432) поступил на узкоколейную железную дорогу в 1985 году.
В 2005 году завод по-прежнему относился к Московской железной дороге. Он являлся единственным на дороге шпалопропиточным предприятием (второй шпалопропиточный завод — Рязанский — был отделён от Московской железной дороги).
Узкоколейная железная дорога Навлинского шпалопропиточного завода, по состоянию на 2005 год, является единственной действующей узкоколейной железной дорогой, сохранившейся в Брянской области.
Я совершил поездку по узкоколейной железной дороге 13 ноября 2005 года.
По словам машиниста, двигатель ЯАЗм204 на тепловозе ТУ6А-2267 заменили на двигатель МАЗ-396. Был установлен гальтроп (искрогаситель).



Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:100 000 (нанесена условно,
выделена красным цветом).



28.11.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Брянской области»
на главную страницу