Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 4478

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ

253
Архангельск является первым региональным центром Российской Федерации, где был в мирное время полностью уничтожен трамвай.
(Трамвайная сеть города Грозный закрылась в результате военных действий, когда было разрушено не только трамвайное хозяйство, но и весь город был превращён в груду развалин. Более того — официально считается, что трамвай в Грозном закрыт временно, он должен быть восстановлен).
Архангельский трамвай появился до революции 1917 года. В то время трамвайное движение было редкостью и привилегией города с высоким статусом. Городской железной дороги (трамвая) до революции не было, к примеру, в Екатеринбурге, Минске, Иркутске.
Архангельск — первый российский морской порт, основанный в 1584 году царём Иваном Грозным. Сохраняет значение важного морского порта поныне. Между тем, Архангельск находится на берегах реки Северная Двина, на удалении от моря.
Архангельск — крупный центр деревообработки. Сотни лет древесина поступала сюда по великой реке Северной Двине. Сейчас — к сожалению, в основном на дымящем вредном автотранспорте. В меньшей степени — по железной дороге.
Почти вплотную к Архангельску примыкает Северодвинск — центр военного судостроения. Северодвинск — ближайшая точка, где можно увидеть Белое море.
Архангельск удивительным образом сохранил религиозное название в годы Советской власти. Предлагались варианты переименования: Ломоносовск (великий русский учёный родился в 80 километрах от Архангельска), Виноградовск (в честь местного революционера Павлина Виноградова), Северодвинск (позже так был назван соседний город, причём расположенный в стороне от Северной Двины), Краснодвинск, Беломорск, Двиноморск, Североград, Сталинпорт, Лесодвинск, Лесопильск. Но «обошлось».
Первые серьёзные обсуждения строительства трамвая были в 1898 году, когда на левый берег Северной Двины пришла железная дорога из Ярославля. В то время город целиком находился на правом берегу. В правобережном Архангельске магистральная железная дорога появилась только в 1964 году.
Строительство трамвайной сети началось в 1914 году. Регулярное движение было открыто летом 1916 года, несмотря на военное время. Линия с самого начала была двухпутной электрифицированной. Колея — 1524 мм.
В 1917 году была открыта трамвайная линия в Соломбалу — на островную часть города, расположенную к северу от центра. Сообщение с Соломбалой осуществлялось только зимой по льду. В остальное время линия на Соломбале работала изолированно. Она имела своё депо.
«Соломбальская» сеть соединилась с основной сетью в 1956 году, с открытием Кузнечевского моста.
Трамвайная сеть Архангельска никогда не останавливалась — ни в период Гражданской войны и разрухи, ни в период Великой Отечественной войны, когда город ожесточённо бомбили. Трамвай с гордостью называли самым северным в мире. Он был «брендом», символом Архангельска. Главным свидетельством того, что это большой и цивилизованный город.
В 1974 году в Архангельске пустили троллейбусы, хотя это совершенно излишний шаг. Вопреки всякой логике, троллейбус открыли в «трамвайном» Архангельске, а не в «безтрамвайном» Северодвинске.
Фактически трамвайная сеть Архангельска состояла из одной «длиннейшей» линии, протяжённостью около тридцати километров: «Северная Маймакса» — «Лесозавод №2» (Фактория), с единственным ответвлением на Соломбале, от «улицы Челюскинцев» до «улицы Малиновского».
Самый дальний участок линии, от «улицы Баумана» до «Северной Маймаксы», был закрыт в 1980-х годах.
http://transphoto.ru/photo/204476 — схема трамвайной сети.
Благодаря своей конфигурации Архангельский трамвай был пригоден для превращения в скоростную систему. Для этого потребовалось бы не так много. В минимальном варианте — всего лишь сократить количество остановок, внедрить светофоры, автоматически дающие зелёный сигнал трамвайному вагону.
Линии в северной части города (на острове Соломбала и севернее) являлись однопутными, с разъездами. Подвижной состав в последние годы работы системы состоял из «рижских» вагонов РВЗ-6М2 и «ленинградских» вагонов ЛМ-93, ЛВС-86. Такие вагоны всегда были редкостью за пределами Ленинграда. Усть-катавских и чехословацких вагонов в Архангельске, по состоянию на 1990-е годы, не было.
Пражские «Татры» в Архангельск не поступали никогда. Вагоны из Усть-Катава когда-то были.
Я впервые побывал в Архангельске в августе 1997 года. Трамвайная сеть была проезжена полностью или почти полностью. Как ни печально, фотографии не делались.
В начале ХХI века к власти в городе пришла спятившая мразота. Город стал стремительно скатываться в «дырищу». Геростраты и недочеловеки уничтожили трамвай. Остановить свихнувшихся мудаков было некому. Разумное население ничего сделать не могло. К сожалению, простые люди бессильны: можно негодовать, приходить в ярость или в отчаяние, но «стихийное бедствие» не остановить.
Как сказали многие в отчаянии, «Архангельск умер, здесь делать нечего, остаётся только уезжать». Город стал один из самых быстровымирающих в России.
14 июня 2002 года в Архангельске побывал известный «трамофан» Юрий Маллер (бывший житель Ленинграда, уехавший в США). Его публикация: http://forum.tr.ru/read.php?1,28641.
В конце 2002 года были закрыты все «северные» маршруты, расположенные на острове Соломбала. В 2003 году была закрыта линия по главной улице города — Троицкому проспекту.
21 июля 2004 года прошёл последний вагон по последнему маршруту — №2, «улица Выучейского» — «2-й Лесозавод» (район Фактория). Свихнувшиеся геростраты принялись крушить последний участок системы.
Ликвидация путей была быстрой. Вероятная цель — установить монопольное положение на транспорте так называемых маршруток в виде «скотовозных» автобусов марки ПАЗ. Они приносят прибыль своим хозяевам, в отличие от трамвая. Хозяевами «маршруток» здесь, как и в других городах, часто являются депутаты и родственники мэра.
Власти города Архангельска покрыли себя несмываемым позором. Теперь это «кровоточащая рана» на карте России.
На территории трамвайного депо происходило массовое сжигание вагонов (фотосвидетельство). Цель — выжечь все неметаллические части. Выгоревшие вагоны резали на куски и продавали как металлолом.
Восстановление трамвая никто всерьёз не обсуждает. Была издевательская заметка к 1 апреля. Вместо призывов к суду над виновными и восстановлению системы!

«Первоапрельская» заметка в газете «Правда Севера». На взгляд
автора, эту заметку можно охарактеризовать как издевательскую.
Изображённое устройство — реально существовавший тепловоз
М62, поставленный на автомобильные колёса.
Известна фраза: «Архангельск — глушь и тоска». В 1997 году я был с ней в корне не согласен: хороший город! Первый русский морской порт, «ворота» к освоению Севера, важное место в российской истории.
Но безумные варвары-геростраты сделали всё для того, чтобы подтвердить эту неприятную фразу.
Ситуация на 2017 год: трамвайное депо №1 снесено, местность изменилась до неузнаваемости. В центре города есть трамвайный вагон-памятник.
Восстановление трамвая всё ещё не обсуждается на серьёзном уровне. Сетевое «место встречи» тех, кто небезразличен к трамваю: http://vk.com/arh_tram.

18.08.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу