Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 5921

БИЗЯРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

522
Начальным пунктом Бизярской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Кукуштан, расположенный в Пермском районе Пермского края, вблизи станции Кукуштан на магистральной железнодорожной линии Пермь — Кузино. Узкоколейная железная дорога принадлежала Бизярскому леспромхозу. Главная станция узкоколейной железной дороги (станция Бабка) находилась на окраине посёлка Кукуштан.
Сведениями, касающимися истории узкоколейной железной дороги, автор в настоящее время почти не располагает. По неподтверждённым данным, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1930-х годах.
Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению: станция Бабка (посёлок Кукуштан) — Бырма — Куляшовка — Сухобизярка — Октябрьский — Аннинск. Почти на всём протяжении участка Бабка — Аннинск магистраль узкоколейной железной дороги находилась в долине реки Бабка, но на некотором удалении от реки. Владельцем узкоколейной железной дороги являлся Бизярский леспромхоз.
В 1980-х годах узкоколейная железная дорога активно действовала, несмотря на то, что на всём протяжении участка Бабка — Аннинск (его протяжённость составляет около 45 километров) параллельно узкоколейной железной дороге пролегала асфальтированная автодорога.
По воспоминаниям жителя Перми С. Шихова, многократно ездившего по узкоколейной железной дороге на рыбалку в конце 1980-х годов, в то время регулярно курсировал пассажирский поезд, который местные жители называли «Малайка». Поезд останавливался у моста через реку Бабку по просьбам рыбаков.
фотографии, сделанные С. Шиховым
23 октября 1993 года в Кукуштане побывал известный исследователь железных дорог Александр Колесов. По его информации, в то время узкоколейная железная дорога активно работала. На станции Бабка насчитывалось 5 тепловозов ТУ4, 4 тепловоза ТУ6А, 5 тепловозов ТУ7, 1 мотовоз ЭСУ2А. Со слов опрошенных А. Колесовым железнодорожников, ранее на узкоколейной железной дороге работал тепловоз ТУ2.

Фрагмент дневниковой записи А. Колесова (предоставлен автором).

Неиспользуемый подвижной состав на станции Бабка в Кукуштане. Октябрь 1993 года.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.

По состоянию на май 1998 года, когда автор впервые побывал в Кукуштане, узкоколейная железная дорога действовала. Она находилась в плохом состоянии, объём вывоза леса был невелик. Но всё же тогда имелось регулярное движение от Бабки до Аннинска и далее.
Пассажирских поездов на станции Бабка не было. Во все лесные посёлки, расположенные вдоль магистральной линии узкоколейной железной дороги, пассажиры добирались автобусами по автодороге, затем — пешком.
В здании локомотивного депо на станции Бабка (посёлок Кукуштан) действовала диспетчерская. Её сотрудники предоставили мне лист графика исполненного движения.
К сожалению, вместо того, чтобы дождаться поезда и совершить поездку по узкоколейной железной дороге, я предпочёл вернуться на вокзал широкой колеи и отправиться электропоездом в сторону Екатеринбурга.
В 1999 году либо в 2000 вывозка леса по узкоколейной железной дороге была окончательно прекращена. В 2001 году Бизярская узкоколейная железная дорога была разобрана — скорее всего, полностью.
Второй раз я оказался в Кукуштане 17 сентября 2002 года. Узнать станцию Бабка было трудно. Узкоколейная железная дорога разрушена, рельсов не найти нигде, кроме стойл заброшенного депо. Окружающая местность изобилует развалинами. Бизярский леспромхоз, судя по состоянию нижнего склада, ликвидирован.
По насыпи узкоколейной узкоколейной железной дороги уже проложена грунтовая дорога (по крайней мере, на первых километрах). Жители прилегающих к разрушенной станции домов до сих пор в качестве адреса имеют не улицу или переулок, а «УЖД, д. № 1», «УЖД, д. № 2», и так далее…
Теоретически, нельзя исключать, что ещё не разобраны небольшие «боковые» участки узкоколейной железной дороги — от какого-либо «лесного посёлка» до лесного массива. Но вероятность этого представлялась крайне небольшой.
________________________________________________________________________
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2002 ГОДУ
________________________________________________________________________

Станция Бабка. Вид в направлении железнодорожной магистрали широкой колеи.
17.09.2002



Вид с вышки на станцию Бабка, разгромленный нижний склад. Вдали пролегает железнодорожная
магистраль широкой колеи. Самое большое из заметных на снимке строений —
депо узкоколейной железной дороги.
17.09.2002



Магистраль узкоколейной железной дороги. Впереди — пересечение с автодорогой Пермь —
Екатеринбург. Вид в направлении станции Бырма.
17.09.2002



Один из домов, адрес которого — «УЖД» (табличка с адресом на снимке не читается).
17.09.2002



17.08.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Пермского края»
на главную страницу