Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 7364

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КРЫМА

270

Республика Крым (с формально отдельным от неё городом Севастополь) — регион России с точки зрения властей России, регион Украины согласно официальной позиции Украины и почти всего остального мира. Центр — г. Симферополь. Вместе с Севастополем площадь — 27 200 км² (в том числе Севастополь — 1079 км²), численность населения 2 340 тыс. чел., в том числе Севастополь 428 тыс. чел. (2016). Де-факто, по состоянию на 2016 год, это Россия.

Наибольшая концентрация узкоколейных железных дорог в Крыму в 1990-е годы приходилась на город Евпатория и его окрестности.
Здесь действовали три узкоколейные железные дороги колеи 600 мм — на «Сольпроме», в Мойнаках и в Саках. Впрочем, полноценным объектом однозначно является только первая.
Две полноценные узкоколейные железные дороги колеи 1000 мм — Евпаторийский трамвай и трамвай села Молочное. До 1992 года действовала также полноценная узкоколейная железная дорога колеи 750 мм — Евпаторийская детская железная дорога.
В 2009 году, когда я посещал Крым, здесь действовали следующие узкоколейные объекты: трамвай в Евпатории, трамвай в Молочном (сезонное движение). Условно действующие, без сколь-нибудь регулярного движения: на «Сольпроме» (восточная окраина города Евпатория), в Мойнаках (западная окраина города Евпатория), в городе Саки.
Ныне действующих полноценных узкоколейных объектов в лучшем случае осталось два: Евпаторийский трамвай колеи 1000 мм и узкоколейная железная дорога на «Сольпроме». Её состояние — под вопросом.
Объекты в Мойнаках (Евпатория) и в городе Саки: спорный вопрос, действуют ли. А если действуют — являются ли полноценными узкоколейными железными дорогами.
Ни одного объекта с традиционными узкоколейными тепловозами и вагонами в Крыму нет с момента закрытия детской железной дороги в Евпатории.
ГОРОД ЕВПАТОРИЯ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ

Узкоколейная железная дорога в Мамайской каменоломне. Местонахождение — посёлок Каменоломня, расположенный к северу от города Евпатория.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1988 году. Узкоколейная железная дорога обслуживала каменный карьер. Ориентировочный период постройки — начало ХХ века. Владелец в последние годы работы — Евпаторийский завод строительных материалов.
Подвижной состав: предположительно паровозы, затем мотовозы. Тепловозы Камбарского машиностроительного завода, скорее всего, никогда не поставлялись.
В 1980-х годах узкоколейная железная дорога была заменена железной дорогой широкой колеи.
__________________________________________________________________________________________________
Евпаторийский трамвай. Местонахождение — город Евпатория.
По состоянию на 2017 год, узкоколейная железная дорога действует. Колея 1000 мм.
__________________________________________________________________________________________________
Трамвай села Молочное. Местонахождение — село Молочное (Терекли-Конрат), расположенное в 10 километрах западнее города Евпатория. Колея 1000 мм.
Последняя поездка совершена в конце августа 2014 года. После этого узкоколейная железная дорога разрушается и разграбляется.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога на «Сольпроме». Местонахождение — ближайшие окрестности города Евпатория. Колея предположительно 600 мм.
Состояние на 2017 год не выяснено. Не исключается, что узкоколейная железная дорога действует.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога грязелечебницы Мойнаки. Местонахождение — город Евпатория. Колея предположительно 600 мм.
Состояние на 2017 год не выяснено. Не исключается, что узкоколейная железная дорога действует. Однако объект имеет незначительные масштабы. Спорный вопрос, является ли он полноценной узкоколейной железной дорогой.
__________________________________________________________________________________________________
Евпаторийская детская железная дорога. Местонахождение — город Евпатория.
Узкоколейная железная дорога не действует с осени 1991 года. В период от 1992 года до 2000 года она была полностью разобрана.

ГОРОД САКИ

Узкоколейная железная дорога грязелечебницы санатория имени Бурденко. Местонахождение — город Саки. Колея предположительно 600 мм.
Состояние на 2017 год не выяснено. Не исключается, что узкоколейная железная дорога действует. Однако объект имеет незначительные масштабы. Спорный вопрос, является ли он полноценной узкоколейной железной дорогой.

ГОРОД КЕРЧЬ

Узкоколейная железная дорога Керченского железорудного комбината. Начальный пункт — посёлок Аршинцево в составе города Керчь.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной
в 1982 году (основная часть), 1997 году (крайняя северная часть).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1989 году. Крупнейший узкоколейный объект Крыма. Ширина колеи — 900 мм, по другим данным, 1000 мм.
Узкоколейная железная дорога была электрифицирована, являлась технически развитой. Работало большое количество электровозов разных типов. Основным назначением узкоколейной железной дороги была доставка руды из карьеров на комбинат.
Керченский железорудный комбинат остановился в 1990-е годы. Последний поезд на узкоколейной железной дороге прошёл ориентировочно в 2000 году.
В последующие годы большое хозяйство разграблялось на металлолом. По состоянию на 2007 год, сохранялись отдельные «недоразобранные» участки путей, обрывки контактной сети.
Следует учесть, что на комбинате были и ширококолейные пути, в том числе (по неподтверждённым данным) электрифицированные.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

ГОРОД СЕВАСТОПОЛЬ

Городская железная дорога (трамвай) в Севастополе. Местонахождение — город Севастополь.
Трамвайное движение в Севастополе было открыто в 1898 году — на год раньше, чем в Москве. С первого дня работы сеть была электрифицированной, использовался штанговый токосъём. Колея 1000 мм.
Севастополь — огромный по площади город. Трамвайная сеть была разветлённой и успешно справлялась с крутыми уклонами. Имелась междугородная линия Севастополь — Балаклава.
Трамвайное движение прекратилось с началом боевых действий в 1941 году. После Великой Отечественной войны Севастопольский трамвай не восстанавливался.

ГОРОД СИМФЕРОПОЛЬ

Городская железная дорога (трамвай) в Симферополе. Местонахождение — город Симферополь.
Трамвайное движение в Симферополе было открыто в 1914 году. Колея 1000 мм. Трамвай изначально был частным, принадлежал «Бельгийскому анонимному обществу».
Движения не было в связи с Гражданской войной с 1918 по 1924 год, и в период Великой Отечественной войны с ноября 1941 года по ноябрь 1944 года.
В 1960-е годы местные безмозглые чиновники решили ликвидировать трамвай как «убыточный». Такое было не характерно для СССР, но такие случаи были. Последний трамвайный вагон перевёз пассажиров 30 ноября 1970 года.
Некоторые вагоны были переданы в другие города, в том числе в Евпаторию — единственный город Крыма, где трамвай был сохранён. Все пути были разобраны.

21.11.2017 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу