ID: 763
УСТЬ-ВАЕНЬГСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
471
Посёлок Усть-Ваеньга расположен в Виноградовском районе Архангельской области, в 287 километрах от Архангельска. Он находится в 2 километрах от автодороги Москва — Архангельск, от которой отделён рекой Северная Двина. До 2005 года посёлок являлся начальным пунктом крупной лесовозной узкоколейной железной дороги.
История
Первый участок узкоколейной железной дороги Усть-Ваеньгского леспромхоза вступил в эксплуатацию в 1953 году.
На узкоколейной железной дороге было два посёлка: Шастозерский и Югна. Они были выселены в 1970-х годах.
По состоянию на 1988 год, протяжённость узкоколейной железной дороги, без учёта «усов» составляла 112 километров, в том числе магистралей — 89 километров (из них с рельсами типа Р-24 — 83 километра), веток — 23 километра (из них с рельсами типа Р-24 — 16 километров). С учётом «усов», протяжённость составляла не менее 140 километров.
Проектная мощность узкоколейной железной дороги составляла 350 000 кубометров древесины, мощность, утверждённая на 1 января 1988 года — 310 000 кубометров древесины. За 1987 год по узкоколейной железной дороге было вывезено 182 000 кубометров древесины, среднее расстояние вывозки составляло 40 километров.
По состоянию на 1987 год, в лесосырьевой базе, закреплённой за леспромхозом, находилось 12 000 000 кубометров леса, из 90 процентов — еловый лес. Средний объём одного хлыста составлял 0,28 кубометра. Запас леса на одном гектаре 140-150 кубометров.
С 1985 года в Усть-Ваеньгском леспромхозе началось внедрение валочно-трелёвочных машин ЛП-49. В 1988 году древесина, заготавливавшаяся с применением машинной валки и трелёвки, составляла 13 процентов от общего объёма заготовленной древесины.
В 1998 году я получил ответ на письмо-запрос, отправленное в Усть-Ваеньгу. На тот момент узкоколейная железная дорога действовала.
Ответ одного из жителей посёлка Усть-Ваеньга на письмо-запрос, в котором содержалась
просьба прояснить текущее состояние узкоколейной железной дороги. Апрель 1998 года.
То же самое письмо — страница 2.
В 2004 году узкоколейная железная дорога активно действовала. Расстояние вывоза леса составляло 57 километров.
В конце 2004 года вывоз леса по узкоколейной железной дороге был прекращён. Усть-Ваеньгский леспромхоз был отдан в руки организации, которая решила ликвидировать узкоколейную железную дорогу в кратчайшие сроки. В декабре была начата разборка путей, которая велась на протяжении полугода, без выходных дней.
Тепловоз-автомотриса ТУ6П-0003 (жители Усть-Ваеньги называли его «автобус») находился на Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороге до февраля 2005 года. Он был продан представителям ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний). Машина была перевезена в посёлок Созимский, расположенный в Верхнекамском районе Кировской области, с целью использования на «лагерной» Созимской узкоколейной железной дороге.
По состоянию на 18 июля 2005 года оставалось 18 километров пути, по состоянию 19 июля 2005 года — 17 километров.
В августе 2005 года разборка Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороги была завершена.
Шпалоподбивочная машина ЛД22-005 на Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороге. 1980-е годы.
Снимок предоставлен бывшим начальником Усть-Ваеньгской
узкоколейной железной дороги Сергеем Пашковым.
Депо Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороги, расположенное в посёлке Усть-Ваеньга. 1980-е годы.
Рядом с депо стоит тепловоз-автомотриса ТУ6П-0003, проработавший на железной дороге до начала 2005 года.
Снимок предоставлен бывшим начальником Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороги С. Пашковым.
Путевая машина ДМ7 на Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороге. 1980-е годы.
Снимок предоставлен бывшим начальником Усть-Ваеньгской
узкоколейной железной дороги С. Пашковым.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
БРОШЮРА, ИЗДАННАЯ В 1988 ГОДУ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)
22.09.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»
на главную страницу
История
Первый участок узкоколейной железной дороги Усть-Ваеньгского леспромхоза вступил в эксплуатацию в 1953 году.
На узкоколейной железной дороге было два посёлка: Шастозерский и Югна. Они были выселены в 1970-х годах.
По состоянию на 1988 год, протяжённость узкоколейной железной дороги, без учёта «усов» составляла 112 километров, в том числе магистралей — 89 километров (из них с рельсами типа Р-24 — 83 километра), веток — 23 километра (из них с рельсами типа Р-24 — 16 километров). С учётом «усов», протяжённость составляла не менее 140 километров.
Проектная мощность узкоколейной железной дороги составляла 350 000 кубометров древесины, мощность, утверждённая на 1 января 1988 года — 310 000 кубометров древесины. За 1987 год по узкоколейной железной дороге было вывезено 182 000 кубометров древесины, среднее расстояние вывозки составляло 40 километров.
По состоянию на 1987 год, в лесосырьевой базе, закреплённой за леспромхозом, находилось 12 000 000 кубометров леса, из 90 процентов — еловый лес. Средний объём одного хлыста составлял 0,28 кубометра. Запас леса на одном гектаре 140-150 кубометров.
С 1985 года в Усть-Ваеньгском леспромхозе началось внедрение валочно-трелёвочных машин ЛП-49. В 1988 году древесина, заготавливавшаяся с применением машинной валки и трелёвки, составляла 13 процентов от общего объёма заготовленной древесины.
В 1998 году я получил ответ на письмо-запрос, отправленное в Усть-Ваеньгу. На тот момент узкоколейная железная дорога действовала.
Ответ одного из жителей посёлка Усть-Ваеньга на письмо-запрос, в котором содержалась
просьба прояснить текущее состояние узкоколейной железной дороги. Апрель 1998 года.
То же самое письмо — страница 2.
В 2004 году узкоколейная железная дорога активно действовала. Расстояние вывоза леса составляло 57 километров.
В конце 2004 года вывоз леса по узкоколейной железной дороге был прекращён. Усть-Ваеньгский леспромхоз был отдан в руки организации, которая решила ликвидировать узкоколейную железную дорогу в кратчайшие сроки. В декабре была начата разборка путей, которая велась на протяжении полугода, без выходных дней.
Тепловоз-автомотриса ТУ6П-0003 (жители Усть-Ваеньги называли его «автобус») находился на Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороге до февраля 2005 года. Он был продан представителям ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний). Машина была перевезена в посёлок Созимский, расположенный в Верхнекамском районе Кировской области, с целью использования на «лагерной» Созимской узкоколейной железной дороге.
По состоянию на 18 июля 2005 года оставалось 18 километров пути, по состоянию 19 июля 2005 года — 17 километров.
В августе 2005 года разборка Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороги была завершена.
Шпалоподбивочная машина ЛД22-005 на Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороге. 1980-е годы.
Снимок предоставлен бывшим начальником Усть-Ваеньгской
узкоколейной железной дороги Сергеем Пашковым.
Депо Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороги, расположенное в посёлке Усть-Ваеньга. 1980-е годы.
Рядом с депо стоит тепловоз-автомотриса ТУ6П-0003, проработавший на железной дороге до начала 2005 года.
Снимок предоставлен бывшим начальником Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороги С. Пашковым.
Путевая машина ДМ7 на Усть-Ваеньгской узкоколейной железной дороге. 1980-е годы.
Снимок предоставлен бывшим начальником Усть-Ваеньгской
узкоколейной железной дороги С. Пашковым.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
БРОШЮРА, ИЗДАННАЯ В 1988 ГОДУ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)
22.09.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»
на главную страницу