ID: 1216

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КРАСНОАРМЕЙСКОЙ ХЛОПЧАТОБУМАЖНОЙ ФАБРИКИ

193
В 1834 году на территории нынешнего города Красноармейска (тогда здесь находилось село Муромцево) была основана Вознесенская бумагопрядильная мануфактура (фабрика). К концу XIX века это предприятие стало сравнительно крупным. Было решено построить узкоколейную железную дорогу для подвоза на фабрику топлива (торфа с торфяных болот и дров из Никольской лесной дачи).
Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1892 год (по другим данным — 1896 год). Заготовка леса велась на территории Никольской лесной дачи, которая в то время была «образцовым» лесным массивом.
Цитата из материала «От Турского до наших дней», автор — О. Рожкова (http://www.my-schelkovo.ru/go/id4014.html):
У Никольской лесной дачи действительно богатейшая история, сведения о которой мы почерпнули в книге профессора кафедры лесных культур МГУ леса М.Д. Мерзленко «В лесных дачах Центральной России», любезно предоставленной нам сотрудниками Щёлковского учебно-опытного лесхоза.
Первое упоминание о Никольской лесной даче относится ко времени княжения Великого Московского князя Василия III. Тогда большая часть лесов принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. Из актов этого крупнейшего духовного феодала России следует, что в то время здесь в основном произрастали те же самые породы, что и сейчас. Преобладали ель, береза, дуб. Встречался и вяз, которого сейчас на территории дачи почти нет.
В 1768 году дача была «генерально межевана» землемером секунд-майором Травиным. Генеральное межевание — это землеустройство в России, проводившееся по указу Екатерины II посредством инструментальной съемки местности с составлением планов, карт и атласов уездов и губерний. Само по себе межевание означало не научную организацию лесного хозяйства, а закрепление за поместьями лесов в твердых границах.
В 1846 году на территории Никольской дачи была произведена первая посадка леса. Она сохранилась до сих пор и представляет собой крохотную рощицу из полуторавековых сосен. Затем в лесокультурном деле был перерыв, к искусственному возобновлению вернулись лишь в 1869 году.
Тремя годами позже дачу приобрело Товарищество Вознесенской мануфактуры, которое сначала возглавляли купец 1-й гильдии Д.С. Лепешкин и совладелец В.С. Берг, а затем действительный член Московского Лесного Общества Е.Ф. Миндлер. К этому времени старые леса дачи были повырублены, лесной фонд складывался в основном из молодняков.
Товарищество четко осознавало, что успех мануфактурного дела находится в прямой зависимости от древесного топлива, а единственным и надежным источником его приобретения являются леса дачи. Поэтому товарищество было кровно заинтересовано в правильной эксплуатации лесов. Д.С. Лепешкин, будучи в 1883 году в Москве на V съезде лесохозяев, знакомится с профессором Петровской земледельческой и лесной академии Митрофаном Кузьмичом Турским и договаривается с ним о выполнении лесоустроительных работ.
На территории Никольской лесной дачи находится озеро Голубое, одно из любимых мест отдыха щелковцев. М.К. Турский оставил историческую справку о его происхождении. Когда-то здесь было болото, топкое и непроходимое, покрытое сверху мощными слоями торфа. Потом торф выработали без остатка до дна, а импровизированное озеро наполнилось чистейшей водой. Владельцы дачи в конце XIX века распорядились отдать берега и прилегающие к озеру суходолы под посев леса. Нынешним отдыхающим и невдомёк, что все в округе создано искусственно, трудом людей, а не природы.
Невдалеке от озера стоит лесная сторожка — единственная уцелевшая из многих существовавших когда-то в Никольской даче. В них жила лесная охрана, строго следившая за порядком в лесу. Так, например, у всех въездов в лесной массив стояли шлагбаумы: в лес праздношатающуюся публику просто так не впускали. Грибники должны были покупать разовые билеты на право сбора грибов. Платили символически, но такой подход к делу дисциплинировал людей. Да и в случае возникновения пожара лесная стража легко могла найти виновного, потому что знала, кто, когда и где (в каких кварталах) находился.
Узкоколейные железнодорожные пути пролегали по всей территории дачи: по ним вывозили заготовленный лес, топливо оперативно доставлялось к топкам паровых котлов Вознесенской мануфактуры. По узкоколейке в XIX веке возили экскурсантов. Те могли за считанные часы рассмотреть все разнообразие лесных угодий.
От железной дороги почти ничего не осталось. Кое-где видны догнивающие шпалы, старые насыпи железнодорожного полотна, километровые столбики-указатели, чугунные сваи мостов. А современная лесозаготовительная техника столь тяжела, что разбивает лесные дороги и просеки, образуя глубокие, залитые водой ямы и колеи.

Насколько известно, в первоначальный период своей истории узкоколейная железная дорога была изолированной — она не подходила к железнодорожным линиям широкой колеи. Строительство линии узкоколейной железной дороги, соедяющей Вознесенскую мануфактуру со станцией Софрино Московско-Ярославской железной дороги началось в 1910-х годах. Возможно, участок Софрино — Фёдоровское был открыт в 1919 годy, участок от Фёдоровского до Вознесенской мануфактуры — в 1924 году.
В 1928 году рабочий посёлок при хлопчатобумажной фабрике имени Красного флота (бывшей Вознесенской мануфактуре) получил название Краснофлотский, в 1929 году был переименован в Красноармейский. Бывший посёлок торфяников, находившийся вблизи конечного пункта одной из линий узкоколейной железной дороги, до сих пор называется Краснофлотский.
5 сентября 1934 года вышло постановление Совнаркома СССР о создании Софринского артиллерийского полигона к северу от посёлка Красноармейский. Появились новые линии узкоколейной железной дороги, обеспечивавшие транспортное сообщение с полигоном. По неподтверждённым данным, основная линия на полигоне протянулась на 11 километров в сторону бывшего села Новленское (населённые пункты на территории полигона были расселены и ликвидированы).
По маршруту Софрино — Красноармейский в то время регулярно курсировали пассажирские поезда. Пасажирский поезд, который местные жители называли «кукушкой», был основным транспортом, связывавшим посёлок Красноармейский (с 1947 года город Красноармейск) с районным центром и крупными городами.
В 1952 году началось строительство железнодорожной линии широкой колеи Софрино — Красноармейск — полигон. Рабочее движение на ней было открыто в 1956 году, в постоянную эксплуатацию участок Софрино — Красноармейск был сдан в 1958 году. Вскоре после этого узкоколейная железная дорога на участке Софрино — Красноармейск и на полигоне была разобрана.
В 1959 году (по другим данным — несколько позднее) были разобраны все «торфовозные» и «лесовозные» линии узкоколейной железной дороги. С того времени узкоколейная железная дорога действовала только на территории фабрики и вблизи неё.


Узкоколейная железная дорога на карте Московской губернии масштаба 1:500 000, изданной в 1928 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1985 году (обозначена разобранной).



Узкоколейная железная дорога на территории фабрики (увеличенный фрагмент предыдущей карты).
Ориентировочная дата прекращения эксплуатации узкоколейной железной дороги на территории фабрики и вблизи неё — 1994 год. Последние участки путей были разобраны в 2002 году.

Материал об истории узкоколейной железной дороги, составленный А. Каменским (2003 год, частная переписка):

В городе Красноармейске до 1987 года действовала собственная узкоколейная железная дорога, история которой восходит к XIX веку.
Изначально она шла от Софрино до ткацкой фабрики. На месте пересечения нынешней железной дороги и Красноармейским шоссе было депо. В последнее время, когда от дороги оставался участок длиной в 2 километра — от станции Красноармейск до ткацкой фабрики, на нём курсировал ТУ4.
Расстояние от станции Красноармейск до фабрики — менее 1 километра. Возможно, «2 километра» — развёрнутая протяжённость путей.
Узкоколейная железная дорога имела продолжение в город — непосредственно до «станции Внешняя» и дальше — на лесозаготовки за городом (осталась даже кое-где насыпь — демонтирована в 195Х году), затем на территорию «Геодезии». После строительства широкой колеи демонтирована.
На месте нынешней пассажирской станции был дровяной склад. Также прямо от депо было ответвление направо (дорога шла правее кладбища) на торфозаготовку. Дорога просуществовала до 1960-х годов, но была частично демонтирована при строительстве ЛЭП только в 70-х. Сейчас остался мост через овраг и кое-где проступают шпалы.
В городе дорога оставалась до 1988 года — было два переезда рядом: широкая колея и через несколько метров узкая колея.
Полностью дорогу разобрали в 1980-1990-х годах, хотя кое-где рельсы есть и сейчас. На территории ткацкой фабрики остался ТУ6А (точно не знаю откуда он, так как работали на линии два ТУ4), но совсем недавно он пропал после расчистки территории, но видимо его просто переложили в другое место.
Рельсы узкоколейки лежат и сейчас. По крайней мере, в октябре 2002 года был участок, метров в 400. Сейчас там идет активное строительство всяких производств, и многое уже снесено. Дорога действовала по крайней мере до 1987 года, так как в своё, тогда ещё, детство, мне посчастливилось прокатиться в кабине тепловоза. Она работала ещё некоторое время, но скорее это были просто нерегулярные «прогулки» техники.
Полностью движение встало, когда место, где была узкоколейка, вместе с депо было выкуплено — год 1992-1993, и всё было разрушено. И даже после этого по территории самой фабрики передвижения 3 вагонов и одного тепловоза сохранялось — по крайней мере они меняли свое местоположение на отрезке около километра с тремя ответвлениями по территории фабрики.
- С какой стороны шоссе было депо? С левой (смотря со стороны Пушкино), южнее вокзала? И что там находится сейчас?
- Да, всё правильно. Сейчас там новый офис одной из фирм. Линия УЖД проходила именно от ширококолейной станции до текстильной фабрики.


В апреле 2003 года приезжаю в Красноармейск на поиски узкоколейной железной дороги между станцией и фабрикой. Однако к тому моменту от неё не осталось почти никаких хорошо видимых следов.
Территория фабрики, расположенная в излучине реки Воря, была обойдена кругом. За исключением сваленных узкоколейных шпал, объекты узкоколейной железной дороги найдены не были. На фабрике встретились лишь заброшенные много лет назад железнодорожные пути широкой колеи и неиспользуемый ширококолейный тепловоз.
Севернее территории фабрики находятся различные склады и другие сооружения. Там был замечен сохранившийся грузовой вагон узкой колеи.

Вагон (вид из-за ограды — вплотную к нему подойти не удалось).
04.2003


27.11.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу