ID: 2637

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ВЫРИЦА — ПОСЁЛОК

303
Железнодорожная линия Вырица — Посёлок находится в Ленинградской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 7 километров. Линия однопутная, электрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Октябрьская железная дорога.
На линии имеются промежуточные остановочные пункты платформа №1, платформа №2, платформа №3. Когда-то был ещё и остановочный пункт платформа №4.
Железнодорожная линия построена специально для дачного посёлка Вырица. С конца XIX века в окрестностях столицы России на железнодорожных линиях возникали дачные посёлки, становившиеся популярным местом загородного отдыха среди зажиточных жителей Санкт-Петербурга. Причём не в самых ближних окрестностях — на удалении до 84 километров (Любань).
При строительстве Петербурго-Витебской железной дороги её создатели решили, что на 60-м километре появится образцовый дачный посёлок, пропагандировавшийся как город-сад. Уже на этапе проектирования Петербурго-Витебской железной дороги было предусмотрено, что от станции Вырица в юго-западном направлении уйдёт тупиковая ветвь, предназначенная для дачного посёлка.
Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата открытия станции Посёлок — 1904 год. Тупиковая станция открылась одновременно со станцией Вырица и другими станциями на магистральном ходу.
Образцовый и огромный дачный посёлок очень быстро построили. Кроме собственной железнодорожной линии общего пользования Вырица — Посёлок, в первые годы здесь существовала также внутрипоселковая конка (конно-рельсовый транспорт).
С момента открытия в 1904 году началось движение пригородных поездов Санкт-Петербург-Витебский — Посёлок, хотя в первые годы могла быть пересадка в Царском Селе. Активное движение пригородных поездов на Посёлок сохраняется до сих пор, прерывалось только в период революции и войн.
Изначально «Поселковая ветвь» имела подъездной путь от платформы №2 к лесопильному заводу, предназначавшийся только для грузового движения. Владельцем завода был Антип Христофорович Ефремов. Путь имел прозвище «Ефремовская ветка».

Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).
По состоянию на лето 1935 года, по маршруту Ленинград-Витебский — Посёлок курсировало 6 пар поездов в сутки, причём один из них значился как багажный.
Движение электропоездов началось в 1962 году, причём был электрифицирован сразу обширный участок Павловск — Вырица — Посёлок. Дальнейшая электрификация главного хода в сторону станции Оредеж — только в 1988 году.
Я впервые побывал на железнодорожной линии 9 апреля 2011 года в ходе экспедиции в Калининградскую область и Сланцы. Электропоездом до станции Посёлок, пешком до платформы №3, электропоездом в Санкт-Петербург.
На тот момент линия выглядела не лучшим образом. Обветшавшие платформы, не полностью вмещающие состав. Вход и выход на промежуточных платформах осуществлялся из первых четырёх вагонов. Тем не менее, по линии курсировало около пятнадцати пар электропоездов в день.
Платформа №4 была закрыта ориентировочно в 1960-е годы. Найти её следы не удалось.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (СТАНЦИЯ ПОСЁЛОК, ПЛАТФОРМА №3)

22.04.2020 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу