ID: 4076

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ШАХТЁРСКОГО ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСТОРИЯ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

90
Первые линии узкоколейной железной дороги вблизи нынешних городов Шахтёрск и Углегорск были построены в то время, когда Южный Сахалин был оккупирован Японией. Информации о «японском» периоде истории узкоколейной железной дороги в настоящее время очень мало.
Имелись по меньшей мере две невзаимосвязанные железнодорожные сети: в окрестностях Углегорска (в то время — Эсутору), пролегавшая по направлению Углегорск — Ударный (Тайхэй), и в окрестностях Шахтёрска (Торо).
В книге А. И. Костанова «Самая восточная дорога России» упоминается, что в окрестностях Эсутору действовали железные дороги колеи 762 мм и 1067 мм. Неизвестно, по какому направлению пролегала железнодорожная линия колеи 1067 мм. Возможно, она находилась вблизи нынешнего Шахтёрска, где сохранился полуразрушенный путепровод (двухуровневое пересечение железнодорожных линий).
Основным назначением узкоколейных железных дорог была доставка угля из угольных шахт в морские порты. Кроме того, узкоколейная железная дорога обслуживала бумажный завод в Эсутору, и некоторые другие предприятия.
Узкоколейные железные дороги имели неплохое для того времени техническое оснащение. Японские хозяева шахт, использовавшие на строительстве почти бесплатную рабочую силу — подневольных корейцев, заботились о том, чтобы железные дороги были построены «на века». Здесь имелось по меньшей мере одно разноуровневое пересечение с автомобильной дорогой, что в то время было почти немыслимым для отечественных узкоколейных железных дорог.
По информации, полученной А. И. Костановым, в окрестностях Эсутору и Торо имелось 48 километров линий железных дорог, 18,7 км станционных путей, 9,1 км ответвлений к шахтам, 6,6 км временных «передвижных» путей. Имелось 35 различных паровозов.
Приведённые сведения о протяжённости линий в настоящее время кажутся завышенными. Возможно они включают железнодорожные линии узкой колеи, находившиеся вблизи нынешних посёлков Тельновский, Лесогорск, Каменка и Бошняково.
В 1937 году началось строительство железнодорожной линии колеи 1067 мм (по японским стандартам «ширококолейной») — от станции Ильинск (в то время Куссюнай) до Торо (Шахтёрска). В последующие 5 лет был проделан значительный объём работ, построены десятки мостов, отсыпана насыпь почти на всём протяжении будущей магистрали, частично уложены рельсы. Но в 1942 году власти Карафуто (японское название Южного Сахалина) приняли решение о консервации строительства. Рельсы были сняты и отправлены на другой строящийся участок железной дороги — от нынешнего Поронайска до Победино.
Между Эсутору (Углегорском) и Торо (Шахтёрском) на трассе будущей железнодорожной магистрали был построен тоннель протяжённостью около 400 метров.
В августе 1945 года, после коротких жестоких боёв, города Эсутору и Торо были захвачены советскими войсками. Вскоре Южный Сахалин был присоединён к СССР.
http://uglegorsk.sakh.com/hist/victory.htm — «О взятии Эсутору» (внешняя ссылка)
Узкоколейная железная дорога была передана на баланс вновь созданного треста «Углегорскуголь». В последующие годы она получила значительное развитие. Был построен участок Углегорск — Шахтёрск, пролегающий через «японский» тоннель.
Скорее всего, колея вскоре была изменена с 762 мм до 750 мм (единовременная фактическая «перешивка» при этом не требовалась).
Некоторые линии, подводившие к небольшим шахтам и другим предприятиям, в послевоенные годы были разобраны. Исчезло и двухуровневое пересечение железнодорожных линий.
Позднее в городе Шахтёрск было образовано Шахтёрское погрузочно-транспортное управление (ШПТУ). Ему были переданы все линии узкоколейной железной дороги, кроме тех участков, которые находились южнее станции Узловая (в городе Углегорске и его ближайших окрестностях). Эти участки узкоколейной железной дороги находились в ведении Углегорского целлюлозно-бумажного завода (ЦБЗ).
В ведении ШПТУ находились также географически удалённые узкоколейные железные дороги шахт «Тельновская», «Бошняковская», «Тихменевская», «Мгачинская».
Узкоколейная железная дорога выполняла значительный объём грузовых перевозок. На самом грузонапряжённом участке, от станции Шахтёрск до станции 8-й километр, было два главных пути. Основным грузом являлся уголь, добывавшийся шахтами «Углегорская» (в Шахтёрске) и «Ударновская» (в посёлке Ударный). Кроме того, перевозился лес для шахт, различные материалы и оборудование.
На участке от порта Углегорск до целлюлозно-бумажного завода перевозился лес в сортиментах (балансах), готовая продукция (бумага). На сети имелось два локомотивных депо — в Углегорске, вблизи ЦБЗ, и на станции Шахтёрск.
В 1960-х годах паровозы были заменены мотовозами МД54-4, тепловозами ТУ4 и ТУ5. Известно о двух тепловозах ТУ5 (ТУ5-044, ТУ5-055). Возможно, один из них не работал в Шахтёрске, а был отправлен на узкоколейную железную дорогу шахты «Тельновская». Позднее в Тельновск был передан и второй ТУ5.
В 1970-х годах основными локомотивами стали тепловозы ТУ7 (ТУ7А). Пассажирского движения на узкоколейной железной дороге в то время уже не было. Организации пассажирских перевозок мешало неудобное географическое положение линий, в результате чего пассажирские поезда не выдержали бы конкуренции с автобусами.
На узкоколейной железной дороге имелся по меньшей мере один пассажирский вагон ПВ40 — он использовался для перевозки путейцев. Имелся и вагон-столовая. Позднее он был снят с тележек и отправлен на один из угольных разрезов для использования в качестве «стационарной» столовой.
По неподтверждённым данным, последний небольшой участок пути колеи 1067 мм действовал вплоть до 1980-х годов.
В конце 1980-х годов была реконструирована шахта «Ударновская». Горизонтальный шахтный ствол был заменён вертикальным, заново уложены внутришахтные пути узкой колеи. Их колея была изменена с 750 мм на 900 мм. Таким образом, рельсовые пути шахты «Ударновская» перестали составлять единую сеть с узкоколейной железной дорогой ШПТУ.
Проведённая реконструкция позволила шахте «Ударновская» остаться рентабельной и избежать участи всех остальных шахт Углегорского района — закрытия и затопления…
В 1990-х годах положение узкоколейной железной дороги ухудшилось. Объём перевозок значительно сократился. Был разобран второй путь на участке Шахтёрск — 8 километр. Шахтёрское ПТУ было ликвидировано. На его базе было создано АО «Железнодорожник», позднее — ООО «Локомотив».
Перевозки по линиям узкоколейной железной дороги в городе Углегорске сократились до минимума. Подвижной состав, принадлежавший Углегорскому целлюлозно-бумажному заводу, частично передавался в Шахтёрск, частично отправлялся в металлолом.
В 2005 году Углегорский целлюлозно-бумажный завод был окончательно закрыт. Все линии узкоколейной железной дороги в Углегорске и его окрестностях были разобраны. По сути дела, они разграблялись самыми варварскими способами. «Разбиральщики» стремились разрушить всё, что поддавалось разрушению. Металлический железнодорожный мост через реку Углегорка, расположенный вблизи станции Узловая, был полностью демонтирован.
В 2005 году также была окончательно закрыта шахта «Углегорская». Участок узкоколейной железной дороги от станции Шахтёрск до шахты был разобран.
Ситуация на июнь 2006 года.
Узкоколейная железная дорога работает. Несмотря ни на что, железнодорожники сохраняют оптимизм. Предпринимавшиеся руководителями шахты «Ударновская» попытки перевести грузоперевозки на автотранспорт закончились полным провалом.
Автодороги в окрестностях Шахтёрска (как и почти везде на Сахалине) крайне низкокачественные. Кроме того, на ЦОФ (центральной обогатительной фабрике, являющейся конечным пунктом перевозки угля) имеется эстакада для разгрузки вагонов, разгрузка автомобилей затруднена. Вероятность закрытия шахты «Ударновская» в ближайшем будущем невелика.
Шахта «Ударновская» является единственным грузоотправителем на узкоколейной железной дороге. Единственный маршрут перевозки угля – от шахты до ЦОФ, совмещённой с портом Шахтёрск (по маршруту Ударная – Узловая – 8 километр – ЦОФ). Участок 8 километр – Шахтёрск используется только для сообщения с депо.
Главная станция узкоколейной железной дороги – Шахтёрск. Здесь находится единственное локомотивно-вагонное депо и контора ООО «Локомотив». Протяжённость линий составляет приблизительно 23 километра.
Состояние пути хорошее. На линиях узкоколейной железной дороги регулярно работают путейцы. Допустимая скорость движения на некоторых участках составляет 40 километров в час (на большинстве участков 30 – 35 километров в час).
В Углегорске от узкоколейной железной дороги осталось немногое: разрушающееся здание бывшего локомотивного депо, редкие фрагменты рельсового пути на переездах.
В депо Шахтёрск имеется следующий тяговый подвижной состав с определяемыми номерами:
ТУ6Д-0138 (используется для доставки на линию путейцев и для ремонтных работ)
ТУ7-1938
ТУ7-2681
ТУ7А-3020
ТУ7А-3054
ТУ7А-3148
ТУ7А-3185
ТУ7-0690 (переоборудован в снегоочиститель)
ТУ4-1841
ТУ6СПА-051 (кабина, превращена в хозяйственное помещение)

Выражаю благодарность руководителю ООО «Локомотив» Валентину Витольдовичу Шматко за неоценимую помощь в изучении истории и нынешнего состояния узкоколейной железной дороги!
В 2017 году узкоколейная железная дорога была полностью разрушена, разгромлена и разграблена осатаневшими нелюдями.
06.07.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Узкоколейная железная дорога Шахтёрского погрузочно-транспортного управления»