ID: 4976

ЛЬВОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

100
Львовская детская железная дорога расположена в южной части города Львова, на территории Стрыйского парка. Дорога имеет линейную конфигурацию. Выделяется тем, что на ней находится единственный в мире действующий тепловоз ТУ3.
Львов — один из древнейших русских городов. Имеет важное значение в русской истории. Именно здесь печатником Иваном Фёдоровым были созданы первые книги на русском языке. (Слова «русский» и «российский» имеют разное значение).
Больше ста лет Львов принадлежал Австро-Венгрии. В состав Российской Империи вошёл лишь в 1914 году, на короткое время.
В 1919-1939 годах Львов принадлежал Польше. Основным языком здесь был польский. Население составляли поляки и евреи. Украинцы проживали в сельской местности. В основной массе они называли себя русинами и имели промосковские настроения.
В сентябре 1939 года Львов, как и прочие территории, необоснованно удерживавшиеся Польшей, был присоединён к СССР.
За короткий период с сентября 1939 года по июнь 1941 года сталинский режим провёл на присоединённых к СССР западных территориях жестокие репрессии, террор, массовые высылки в Сибирь и расстрелы. События 1939-1941 годов вызвали антимосковские настроения, которые сохраняются до сих пор.
После присоединения к СССР Львов впервые за свою историю стал украиноязычным городом. Еврейское население было уничтожено в ходе войны, поляки были насильственно депортированы в Польшу.
На украинском языке город называется Львів, но при склонении — «до Львова», «у Львові».
С начала 1990-х годов Львов известен как главный центр украинского национализма. Здесь уже в 1990 году началось массовое уничтожение советской символики, советских памятников и названий.
Здесь в 1990-х годах появились улицы, названные именами Бандеры и Шухевича (мягко говоря, неоднозначные исторические персонажи), Дудаева (антимосковский лидер Чечни, втянувший свой народ в бессмысленную кровавую войну, не имел никакого отношения к Украине). И множество других подобных названий — улицы Петлюры, Героев УПА, Мазепы, и прочие. Говорящие на великорусском варианте русского языка здесь составляют около 15 процентов населения, тогда как в 1989 году их было свыше 30 процентов населения.
Львов является крупным железнодорожным узлом: 7 радиальных направлений. До Второй Мировой войны было 8 направлений: линия на Винники — Перемышляны — Бережаны не была восстановлена. Город является центром Львовской железной дороги.
Львовская детская железная дорога была открыта в 1951 или 1952 году. Но отсчёт её истории начинается раньше.
В 1922 году, когда Львов принадлежал Польше, на территории Стрыйского парка открылась «Восточная ярмарка». Была построена узкоколейная железная дорога от станции Персенковка в Стрыйский парк. Возможно, ширина колеи составляла не 750 мм.
После 1945 года линия к бывшей «Восточной ярмарке» была разобрана. На части её трассы в начале 1950-х годов была построена Львовская детская железная дорога.
Открытие дороги, по одним данным, состоялось 7 ноября 1952 года, в день 35-летия Великой Октябрьской Социалистической революции. По другим данным — 7 ноября 1951 года.
10-летие дороги отмечалось в 1962 году, а 25-летие — в 1976 году.
В других источниках как дата открытия упоминается май 1951 года. Возможно, на самом деле это дата начала строительства.
При строительстве использовались материалы верхнего строения пути «австрийских» времён, с разобранных старых узкоколейных железных дорог. Необычные для наших железных дорог стрелочные переводы сохранились до сих пор.
Первоначально имелись две станции, главная из них — Комсомольская (ныне Парковая).
Несколькими годами позже открылась третья станция. Протяжённость линии составляла 1850 метров. Конечные пункты — Комсомольская и Пионерская, промежуточная станция — Детский Городок (Дитяче Містечко).
Поезда в лучшие времена дороги следовали по маршруту Комсомольская — Пионерская. При этом имелась возможность скрещения по промежуточной станции Детский Городок.
В 1976 году в связи с реконструкцией Стрыйской улицы был разобран перегон Детский Городок — Пионерская. Старая станция Пионерская была снесена. Станция Детский Городок была переименована в Пионерскую. Таким образом, маршрут движения поездов на бумаге остался прежним: Комсомольская — Пионерская.
Протяжённость дороги сократилась до 1200 метров — такой она указывается в статистике.
На самом деле это развёрнутая длина. Протяжённость от «северного» торца платформы станции Комсомольская до «западного» торца платформы станции Пионерская (бывший Детский Городок) — 940 метров.

Львовская детская железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1985 году.
В оригинале карты отсутствовала, обозначена автором.


Львовская детская железная дорога на «туристской схеме» города, изданной в 1982 году.
Первоначально на Львовской детской железной дороге работал паровоз Кч4-027. Позднее — тепловозы ТУ2-087, ТУ3-039, ТУ3-040. На станции Комсомольская имелся переходной мост, от которого не осталось и следов.
По данным из архива дороги: за сезон 1978 года было перевезено 42 369 пассажиров. Из них взрослых 19 646, детей 22 794. За сезон 1979 года перевезено 50 033 пассажира.
С конца 1980-х годов Львов стал центром украинского национализма и средоточием «антисоветских» настроений. К счастью, созданную Советским Союзом детскую железную дорогу закрывать не стали — в отличие, к примеру, от столь же «антисоветской» Риги. Было лишь проведено переименование станций.
Я впервые побывал на Львовской детской железной дороге 29 июля 2007 года — хотя город Львов посещался в 1998 и 2004 годах.
По состоянию на момент поездки, Львовская детская железная дорога работает. Имеются два локомотива — тепловозы ТУ2-087 и ТУ3-039.
По воскресеньям поезд ведут два локомотива — в голове и в хвосте поезда. Движение производится без манёвров на станциях. По средам и четвергам поезд ведёт один локомотив.
В пути поезд находится всего лишь пять минут. Досадно мало...
Я оказался здесь в воскресенье. Единственный в мире действующий тепловоз ТУ3 был в движении.
Изучение Львовской детской железной дороги началось на главной станции Парковая (Комсомольская). Вскоре проезжаю линию в вагоне поезда до станции Солнечная (прежние названия — Пионерская и Детский Городок).
Произвожу пешую фотодокументацию. Фотографии делаются на всём протяжении в пределах видимости.
Львовская детская железная дорога выглядит нетипично, по сравнению с остальными. Архитектура тут какая-то «несоветская». Локомотивное депо выглядит необычно. Возможно, оно построено в «польскую» эпоху. Станционное здание — точно польских времён, осталось от подъездного пути «Восточной ярмарки».
Встречаюсь с начальником дороги. Копирую исторические материалы. Они касаются не только Львовской детской железной дороги, но и Ужгородской детской железной дороги.
Здесь даже с обложек некоторых фотоальбомов вырезана советская символика. Между тем, судя по старым газетным публикациям, раньше здесь очень любили Ленина и партию.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДРУГОЕ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПАРКОВАЯ, СТАНЦИЯ СОЛНЕЧНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ СОЛНЕЧНАЯ, НАЧАЛО ПЕШЕЙ ФОТОДОКУМЕНТАЦИИ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ПАРКОВАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ПАРКОВАЯ)

10.12.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Львовской области»
на главную страницу