ID: 7114
ПОЕЗДКА В БРАЗИЛИЮ, 2018 ГОД (ЧАСТЬ 1)
151
СТРАНИЦА НЕ ГОТОВА
Это первая часть публикации. Продолжение — во второй части.
Короткая по времени и длинная по расстоянию заграничная поездка в Бразилию, с очень небольшим посещением Турции. Октябрь-ноябрь 2018 года.
Бразилия — далёкая от нас, огромная и весьма непростая во всех отношениях страна.
С железными дорогами тут плохо, хуже некуда. Смотреть здесь: http://infojd.ru/dop/jdr_brasil.html.
Плохо тут и с криминалом, забомжованностью, высокими ценами и языком. В наше «глобализированное» время, когда в Индонезии или Вьетнаме, которые отродясь не являлись британскими колониями, в нужных туристу ситациях обычно понимают английский язык — тут с ним полный ноль. Возможно, даже в России распространённость английского языка сейчас уже выше.
Нужно знать местный язык — португальский. В Бразилии всё только на нём. Знающие английский больше пары слов встречались только в международном аэропорту. Но у меня и без того крайний дефицит времени — не до португальского.
Перелёт авиакомпанией Turkish Airlines Москва — Сан-Паулу — Москва через Константинополь (Стамбул). В направлении из Москвы — пересадка 18 часов и ночёвка, в направлении на Москву — лишь перебежка из одного самолёта в другой.
Возможно, авиакомпания оказалась дешевле всех прочих из-за падения курса турецкой лиры. Авиакомпания хорошая и я целом оценил её положительно. Ещё бы только иллюминаторы не требовали закрывать. Но это не только они, такой маразм ещё как минимум у Air France был замечен.
Аэропорт Cтамбул-Ататюрк. Жуткая очередь, чуть ли не давка перед пограничным контролем. Там несколько тысяч человек выходят в Турцию единовременно. Около пятнадцати «витков» по «загону» и почти час.
Авиакомпания Turkish Airlines, согласно своим правилам, предоставляет бесплатную экскурсию по городу на автобусе. Это если пересадка свыше шести часов. Если свыше двадцати часов — бесплатная гостиница, но в данном случае восемнадцать часов. Впрочем, есть условие, что более ранних рейсов не должно быть, то есть такая долгая пересадка должна быть «вынужденной». Учитывая, что по направлению Москва — Стамбул много рейсов, это невозможно в принципе.
Места на положенную бесплатную автобусную экскурсию кончились, ну может и хорошо — самостоятельно можно осмотреть метро и трамвай.
На метро, а потом и на трамвае. Километров пять по городу, осмотрен вокзал Сиркеджи. Турецкая лира недавно обесценилась и всё дёшево.
От аэропорта Стамбул-Ататюрк предстоит длительный перелёт, по сравнению с которым предыдущий сегмент — можно считать, моментальный. Поспать в аэропорту удалось почти положенные каждому человеку восемь часов.
Номер выхода на посадку в Стамбуле пишут нередко лишь за час до вылета. Аэропорт огромнейший, это целый город. До выхода номер 227 на указателях отмечено 15 минут пешком, то есть, по всей логике, не меньше километра. Двигаться надо в ускоренном темпе.
Казалось бы — куда уж больше, чем этот «город в городе». Но через три дня президент Турции Эрдоган откроет новый аэропорт, который уж точно стал крупнейшим в мире. Пока что — по масштабам, а не по пассажиропотоку. Но Турция надеется, что вскоре и пассажиропоток там опередит американскую Атланту, которая сейчас занимает первое место по этому показателю. А этот аэропорт будет закрыт и снесён. Соответственно, исчезнет и имя Ататюрка. Новый аэропорт, как уже предсказывают, будет назван в честь Эрдогана.
Успеваем, всё в порядке. Огромная толпа, преимущественно бразильцы. В самолёте около четырёхсот мест и ни одного свободного, даже в бизнес-классе. Благодаря имеющейся у Турецких авиалиний возможности выбрать место на сайте, причём задолго до регистрации — места хорошие.
13 часов перелёта. Никогда прежде такого не было. Хотя это уже третий трансатлантический перелёт в направлении из Москвы, предыдущие — Москва — Нью-Йорк и Париж — Гавана. Они существенно короче.
От Москвы до Сан-Паулу не принципиально большее расстояние, чем от Константинополя, но прямых рейсов нет. Досадно, что Турция, всего лишь Турция, не входящая даже в первую десятку ни богатых, ни влиятельных стран мира, в чём-то нас опередила.
Прямые рейсы из Москвы в Бразилию были вроде бы в эпоху и СССР и позднее, до 2001 года. Хотя тогда был визовый режим, и Бразилия никогда не входила в нашу сферу влияния.
Визовый режим был отменён с 7 июня 2010 года на взаимной основе, и это очень позитивное событие. Потом были рейсы Москва — Рио около трёх месяцев в 2011 году у авиакомпании «Трансаэро», ныне закрытой. Возможно, были разовые в период олимпиады и чемпионата.
Пассажиропоток недостаточен для прямых рейсов. Не так уж много связей между странами. Жаль, что в России почти не изучаются ни испанский, ни португальский языки. В нашей системе образования второй после английского иностранный язык — немецкий, а он уже почти бесполезен, с учётом его маленькой территории и того факта, что в Западной Европе значительная часть населения владеет английским.
Довольно непростое испытание. Примерно на 9-10 часах перелёта было довольно дурно, по ощущениям нехватка кислорода. Оборудование с трудом справляется с закачкой свежего воздуха для четырёхсот человек. Потом лучше.
Над Алжиром бортпроводники потребовали у всех закрыть шторки над иллюминаторами. Пытался приоткрыть — если заметят, возмущаются.
Встречал такое на рейсе авиакомпании Air France Гавана — Париж, но там — ночью, подумал, это чтобы свет не мешал спящим. Но тут? Требование властей Алжира, чтобы над его территорией летали с «задраенными» иллюминаторами?
Прошли непосредственно над центром города Дакар, посещённого путешественниками Георгием Красниковым и Андреем Сапуновым. Много часов над океаном.
Перед Сан-Паулу плохая погода. Прошли через несколько слоёв облаков. Второй раз в этом году после перелёта Абу-Даби — Дар-эс-Салам я прибыл в Южное полушарие.
Быстро к телетрапу и дальше в зал пограничного контроля. Хотя, как оказалось, торопиться незачем, очередей нет.
Бразильские миграционные карты, розданные в самолёте, я не заполнил, так как не оказалось пишущей ручки. Но их на пограничном контроле не спросили. Очереди на пограничный контроль нет вообще! Удивительно после многотысячной толпы в Турции.
Въездной штамп в паспорт — моментально, без вопросов.
Турция — 28-я, а Бразилия — 29-я посещённая страна заграницы, то есть за пределами бывшего СССР и Монголии. В 2020 году, возможно, «дотащу» до пятидесяти.
Бесплатный автобус до аэропортовой станции пригородных поездов, поезд до Bras, другой поезд до соседней станции Luz — огромного и очень красивого старинного вокзала, на котором спятившие идиоты отменили все поезда, кроме пригородных, и ещё трёх эксурсионных поездов по воскресеньям, на небольшое расстояние.
Основное описание железных дорог Бразилии: http://infojd.ru/dop/jdr_brasil.html.
В метро (именно метро, а не пригородную железную дорогу), по новой «жёлтой» линии с поездами без машинистов до Butanta. И на переполненном автобусе с ужасными турникетами, по сравнению с которыми демонтированные Собяниным московские турникеты были совершенно безобидными.
На следующий день ходьба по окрестностям, посещение университета, в гости к русским бразильцам, которые немало рассказали о жизни здесь в течение двадцати лет.
Далее — из Сан-Паулу в Рио-де-Жанейро. Автобус, метро, пересадка на Luz на другую линию, на автовокзал у станции Tiete, и автобусом. Автовокзал считается вторым по величине в мире, но гордиться тут нечем.
Междугородные автобусные перевозки — негосударственные. Выполняются множеством конкурирующих компаний. Цена может отличаться, но обычно не очень существенно. Билеты покупаются в кассах, у каждой компании своя касса. Обязательно по документу, который требуют и при посадке. Отправление автобусов по расписанию, сколько бы ни было пассажиров.
Цены несуразно высокие. Для полудикой и нищей на вид страны — что-то совершенно запредельное. На вид тут часто как Индия. В Индии тоже есть не только трущобы и грязь, но и сверкающие небоскрёбы. Однако здесь бывает в пятнадцать раз дороже, чем Индии. 117 реалов (2070 рублей) за 450 километров. В четыре раза больше, чем комфортный скоростной поезд Москва — Нижний Новгород на такое же расстояние. В танзанийских автобусах Дар — Додома и Додома — Дар, которыми пришлось пользоваться из-за отмены поездов, была цена чуть больше 1 рубля за километр. И были электрические розетки. А в этом автобусе их не было, и вай-фая тоже.
Население города Сан-Паулу с пригородами — 20 миллионов человек, Рио-де-Жанейро — 12 миллионов. Между ними — четырёхполосная автодорога с многочисленными пунктами взимания платы, их около десятка. Вообще, в Бразилии их ставят через 50 километров и на каждом берут 10 реалов (почти 180 рублей) с легковой машины. С грузовых больше.
Автобус проходит пункты оплаты без остановки. Наверное, у автобусной компании договор. Остальные стоят в очереди. В середине пути — остановка на 30 минут, где принято есть за отдельную плату, традиционно высокую.
Остановки на еду на всех автомагистралях Бразилии делаются у сети общепита «Graal», это именно придорожное питание. Меня только раздражает — лучше приехать побыстрее и не терять лишние 30 минут.
При отправлении в автобусе оказалось 17 пассажиров. Никаких других остановок, кроме как у «едальни» и у светофоров — не было! Ни на какие промежуточные автостанции не заезжали, никто на маршуте не выходил и не садился.
Железная дорога местами видна. Два раза прошли встречные грузовые поезда.
Крайне неприятное ощущение от этого дурного транспорта и того факта, что приходится ехать не по железной дороге. Негатив очень велик! Не по железной дороге при её наличии рядом — как в грязи вывалялся! Досада и злость, прямо хочется стать диктатором Бразилии. Сегодня, кстати, президентские выборы. Никаких следов этого пока не видно.
В Рио автовокзал даже не у метро. От автовокзала к железнодорожному вокзалу (от него есть только пригородные поезда максимум на 80 километров) — трамвай. Разруха и «индийская» обстановка, только при почти швейцарских ценах.
Метро привели в приличный вид к Олимпиаде 2016 года. Даже дублирование английским языком. Одна поездка стоит 4,30 (76 рублей).
Квартира у станции метро Botafogo. Стемнело, и вдруг за окном стрельба, надеюсь, петардами, и салют. Президентские выборы закончились и лидирует Жаир Болсонару. Здесь богатый район и все радуются тому, что победил Болсонару, а не конкурент — социалист.
А в бедняцких районах, которых тут немерено, наверняка наоборот траур. Хотя печальный пример Венесуэлы, скатившейся из относительного благополучия в полную дырищу после прихода к власти социалистов, приводит к осознанию того, что может это и правильно. Думаю, что именно из-за наличия мрачного примера соседней Венесуэлы социалист «не прошёл».
Ничего хорошего про Бразилию сказать нельзя. Ну, кроме того, что есть факт: кое-что здесь меняется к лучшему
В целом же, эта страна — скопление идиотизма и образец того, как не должно быть, и того, как жить нельзя.
Бразилия — вроде бы типичный «третий мир». Самый классический. Все его приметы: дикий контраст между богатством и нищетой, грязь, неблагоустроенность, неуважение к пешеходам, отсутствие нормальных тротуаров в городах и возможности передвигаться пешком без напряжения. Множество бомжей, велоповозки, а чаще — ручные повозки, на которых представители местной бедноты везут горы всевозможного хлама. Малоподвижность местного населения. В отличие от Европы, где население активно перемещается и развиты все виды транспорта, тут все сидят по своим городам.
Богатства тут тоже более чем достаточно, роскошных домов и небоскрёбов — «хоть отбавляй». Но это и есть признак третьесортной страны: чрезмерный контраст между роскошью и нищетой. В классических странах третьего мира всё это есть: богатство, небоскрёбы, автомагистрали. Самые жуткие «дырищи планеты», где нет никаких признаков цивилизации — это уже не третий мир, а четвёртый мир. Таких мало: Афганистан, Сомали, Йемен, Центрально-Африканская республика и немногое другое.
Между тем, лошадиные и ослиные повозки тут большая редкость. Грузы на голове носить не принято вовсе. Всегда внимательно смотрю вокруг, но ни разу такого не видел.
Интересно, что Бразилия — третья по числу европеоидов (белых) страна мира. По статистике, их здесь около половины среди 220-миллионного населения. На первом месте по их количеству США, на втором Россия. «Чистых» представителей негроидной расы менее 10 процентов населения, остальные — смешанные.
В Бразилии очень давно нет жёсткой расовой дискриминации, каковая была в США или в ЮАР. Но абсолютно все замеченные мной бомжи — небелые.
Население в основной массе дружелюбное. Но к многочисленным бомжам это не относится. Они провожают недобрым взглядом. Возможна агрессия, и я под конец с ней столкнулся.
Есть тут многое похуже, чем в типичном третьем мире, наподобие Индии, Танзании или Кубы. Высочайший уровень преступности и отсутствие нормального транспорта. Огромная страна, можно сказать, вообще не имеет пассажирских перевозок!
И при всём том — высокие цены. В этой третьесортной стране, которой до Европы — как до Луны, средний уровень цен существенно выше российского. На некоторые товары и услуги он приближается к западноевропейскому. Проезд в забитых городских автобусах, где часто давка, как в Москве в начале 1990-х годов — 4 реала в Сан-Паулу и 3,95 в Рио, иногда может отличаться в зависимости от маршрута. 1 реал — 17,70 руб.
Метро в Рио 4,5 реала, в Сан-Паулу 4. Бензин и прочее топливо — усреднённо 3,5 (62 рубля), лишь на треть дороже, чем в России. Батон хлеба больших размеров — в эквиваленте 140-170 рублей (в России 25). Из еды сравнимые цены можно найти только на некоторые фрукты. Бананы, например, от 4 реалов за кг — не сильно дороже. Молоко можно найти от 2,5 литр — как в России. Но многое дороже раза в 3-4. Шоколад, например — у нас от 40 рублей за 100 грамм, здесь от 10 реалов — 177 рублей. Хотя какао растёт в Бразилии и не растёт в России.
Поесть в столовой самую простую еду — едва ли будет меньше 20 реалов. Еда в них повсеместно продаётся на вес. Взвешивается тарелка с набранной едой, вне зависимости от её вида. Поэтому имеет смысл выбрать самое ценное. Такси по Сан-Паулу на 10 километров — 70 реалов, 1250 рублей.
По сравнению с Турцией — цены выше иногда в десять раз! А ведь Турция — гораздо более развитая и благополучная страна, чем Бразилия. (Развитая — не по общему объёму экономики, Бразилия намного больше по территории и населению).
«Бразильская цена» — в России мало кто слышал про такое понятие, но это устоявшийся термин и надо бы нам его знать. Когда в бедной стране (по уровню жизни большинства населения) средний уровень цен — как в богатой стране. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бразильская_цена
Главная проблема: отсутствие поездов при наличии тридцати тысяч километров железных дорог и замечательных вокзалах, многие из которых являются шедеврами архитектуры. Раньше пассажирские поезда были, было их очень много, они являлись главным видом транспорта в восточных районах страны. Но их «погромили». Очень тяготит, не деться ни днём ни ночью, очень неприятно.
Ещё одна проблема, в которой, конечно, в отличие от вышеназванных, страна не виновата: для путешествия надо знать язык. В самостоятельном путешествии без знания языка по-нормальному тут почти «ни шагу», английский совершенно не распространён. Поэтому и не только поэтому не применяю автостоп.
На всём континенте Южная Америка два языка — португальский (Бразилия, составляет половину континента) и испанский (остальные страны). Три маленькие Гвианы, в первой из которых английский, во второй (она же Суринам) — голландский, а третья вообще часть Франции — не считаем. Испанский и португальский сходны как великорусский и украинский, то есть большей частью взаимопонятны. Тут изучают «иностранный» язык, но это обычно испанский. Иные языки, не считая трёх Гвиан и речи коренного населения в глухих местах, будут только на других континентах. То есть очень далеко и связи весьма малы.
Бразильский португальский отличается от европейского португальского как произношением (например, в Португалии «s» на конце слова — «ш», здесь — «с»), так и некоторыми словами. Отличий больше, чем между британским и американским английским. Тем не менее, никто никогда тут не пытался называть язык бразильским, все гордятся именно португальским языком. Это вызывает уважение. Музей португальского языка находится не в Португалии, а в Сан-Паулу, в здании вокзала Луз.
В Конституции Бразилии упомянуты особые права португальских граждан, которые чуть ли не приравниваются к своим. И одновременно — главным национальным героем Бразилии является Жуакин Тирадентес, предводитель вооружённой борьбы бразильцев за независимость от Португалии. В каждом городе есть улица или площадь Тирадентеса.
Восстание под предводительством Тирадентеса в 1789 году было подавлено, Тирадентес в 1792 году был зверски казнён с последующим расчленением. Именно день казни Тирадентеса (21 апреля), а не день его рождения или начала восстания, сейчас является национальным праздником. Ещё два государственных праздника тоже связаны с борьбой за независимость от Португалии.
С 1808 года в Бразилии находилась резиденция короля Португалии, решившего уехать из Европы в связи с угрозой вторжения Наполеона. Официально столица Португалии была перенесена из Лиссабона в Рио-де-Жанейро.
В 1822 году Бразилия стала независимой от Португалии. И сейчас превышает Португалию по численности населения в 22 раза.
Бразилия, как и Россия — одна из немногих стран, где на национальных бумажных денежных знаках не изображены никакие выдающиеся люди. Точнее, в России всё же есть хотя бы в виде памятников Ярослав Мудрый, Пётр Первый и Муравьёв-Амурский. На всех бразильских банкнотах — лишь абстрактная фигура Республики в виде женщины с короной из лавровых листьев. Когда в Португалии были собственные деньги (до 2002 года), эта фигура была изображена и на них.
Название бразильской валюты в ХХ веке менялось три раза. С 1690 года до 1942 года — реал, с 1942 года по 3 марта 1986 года — крузейру (Cruzeiro), с 1986 — крузаду (Cruzado), с 1994 года — снова реал.
Как быть путешественнику, желающему посетить большое число стран мира и активно передвигаться по ним самостоятельно? Изучать местные языки?
Португальский или испанский — «простые» языки, но и на их изучение нужно потратить месяцы и годы. Является ли это целесообразным? Не лучше ли потратить драгоценный и невосполнимый ресурс на что-то более продуктивное?
А китайский язык, да и японский, корейский, тайский? Его, если он не окружает с рождения, думаю, человек со средними способностями не изучит за всю жизнь, это невозможно. Есть у нас знатоки китайского, тайского, я лично знаю таких. Но это не каждому дано, как не каждому дано быть гением.
Вижу только одну альтернативу английскому языку в путешествии — устройства для перевода речи. Теоретически они уже существуют. Прибор, который распознаёт и переводит устную речь и выдаёт звуковой перевод по принципу письменного гуглоперевода.
Но я ни разу не замечал, чтобы ими кто-то пользовался, ни у одного путешественника не встречал никаких упоминаний о них. А казалось бы, вещь, решающая многие проблемы. Если бы она корректно работала.
Значит, реально это изделие таких функций не выполняет, корректно не работает. Или это вообще мифическая вещь.
Третий день в Рио. Пешком по крутым гористым улицам к нижней станции зубчатой железной дороги, ведущей к статуе Христа.
Зубчатая железная дорога была построена в 1884 году. В открытии участвовал лично император Бразилии Педру II. Рио-де-Жанейро до 1960 года был столицей страны.
Колея 1000 мм, между рельсами — зубчатая рейка. Длина 3800 метров. Есть два промежуточных разъезда.
Кажется совершенно удивительным и противоественным, как железная дорога, пусть и зубчатая, поднимается на вершину неприступной горы. Это не фуникулёр, это именно железная дорога! До 1910 года не было электротяги, с крутым уклоном справлялись паровозы.
В 1931 году к одному чуду инженерной мысли — горной железной дороге — прибавилось второе чудо, статуя Христа.
Проезд по зубчатой железной дороге — 62 реала. В это входит проход к подножию статуи Христа и возвращение обратно. Поезд курсирует каждые 15 минут. Несмотря на высокую цену, пассажиров очень много. Настолько, что не хватает мест. Стоячих пассажиров в поездах быть не должно. Из-за этого билет выдали не на ближайший поезд.
В билете пишется время отправления поезда. Уехать в гору можно только тем поездом, который указан на билете, обратно — любым.
Непосредственно на вершину горы Корковаду нет свободного доступа. Побывать у статуи Христа можно, только прибыв сюда поездом или автобусом. Всё очень строго регламентировано.
Статуя Христа-Искупителя — одна из впечатляющих точек планеты. Не перестаёшь удивляться, как удалось возвести столь большое сооружение в столь неприступном месте. Очень красивый вид на город и море. Туристов много — даже чрезмерно много. Звучат разные языки, отличные от португальского, но русской речи не слышал. Наших туристов в Бразилии мало, несмотря на безвизовый режим.
Но подавляющее большинство иностранных туристов в Бразилии всё же либо жители соседних стран, либо португальцы и испанцы.
Скульптура святой личности, но обстановка совсем не как в храме, а прямо противоположная. Весёлый и фривольно одетый народ предаётся необъяснимому стремлению лечь на каменный грязный пол, по которому ходят ногами, и сфотографироваться лежащим.
Свободного выхода с территории статуи Христа нет, точно так же, как и входа. Только на поезд или экскурсионный автобус.
Поездом до нижней станции, затем пешком через горный «перевал» и небольшой автомобильный тоннель к конечному пункту трамвайной линии Santa Theresa. На первый взгляд трамвайная линия показалась недействующей, начинаю двигаться вдоль неё пешком. Но вскоре со стороны центра города показался двухосный трамвайный вагон, стилизованный под старину. Бегу к конечному пункту, сажусь в вагон, который не имеет окон и дверей.
Эта трамвайная линия — чисто туристическая, она не входит в систему городского транспорта. Несмотря на то, что длина немаленькая — километров. Обычный, нетуристический трамвай в городе был закрыт в 1967году, затем был построен «с нуля» перед Олимпиадой в 2016 году.
Так как это туристический объект, водитель трамвая знал несколько слов по-английски. Билеты он не продаёт, билет надо будет приобрести на конечной (в данном случае начальной) станции.
Колея весьма необычная — 1100 мм. Контактная сеть внешне вполне традиционная. Токосъём штанговый, но почти наверняка простой, без воздушных стрелок. Линия двухпутная, проложена почти везде по центру проезжей части неоживлённых улиц. Вокруг живописная почти горная местность. К немалому удивлению, вижу вдали православный храм, судя по архитектуре.
Немного постояли в точке, где находится разветвление линий. У туристического трамвая несколько маршрутов, но протяжённый — лишь один, к крайней точке которого я добрался. Почти все пассажиры едут с развлекательной целью, из центра города до конца линии и обратно.
Незадолго до центральной конечной станции — главная достопримечательность этой линии, старинный виадук Carioca. Построен в 1750 году как акведук, по нему в город поступала чистая вода с более высоких точек. Подобное сооружение есть в Москве — Мытищинский акведук в районе станции метро «ВДНХ».
Позднее акведук стал не нужен по своему прямому назначению, и в 1897 году по акведуку пустили трамвай, с первого дня на электротяге — при том, что с 1877 года в этом районе действовали линии «конки». Трамвайная линия на виадуке одпопутная, и даже один путь умещается с трудом.
В 1967 году все остальные трамвайные линии Рио-де-Жанейро были закрыты, но «трамвай Святой Терезы» был оставлен в качестве туристической достопримечательности. Хотя длина его сети сократилась, и очень плохо, что он перестал стыковаться с зубчатой железной дорогой на гору Корковадо.
Вход и выход на конечной станции — через турникеты. Охранник провёл через турникет до касс, где пришлось купить билет за 20 реалов.
Пешком по центру города к линии «нормального» трамвая, открытой в 2016 году. Как уже упоминалось, здесь новейший и очень комфортный подвижной состав, отсутствие воздушной контактной сети и удивительное для Бразилии отсутствие турникетов как на остановках, так и внутри вагонов. Оплата проезда — с помощью карты RioCard, которую можно купить и пополнять деньгами в автоматах, имеющихся на каждой остановке. После посадки карту нужно валидировать в вагоне. За безбилетный проезд обещан немалый штраф — 170 реалов.
Пешком вдоль трамвайной линии до конечной станции Santos Dumont. Она расположена вплотную к аэропорту Santos Dumont, названному в честь одного из первых бразильских авиаторов. Аэропорт расположен очень необычно: вдоль берега залива. С одной стороны — водные просторы, с другой — исторический центр города. От центра до аэропорта — ближе, чем до железнодорожного вокзала!
Здесь только внутренние рейсы, в основном на Сан-Паулу. Они выполняются с почти автобусной частотой, но цены оказались далеко не автобусные — на ближайшие дни не меньше 10 000 рублей. Если оплатить сильно заранее, то перелёт может быть и по цене автобуса.
Здание пассажирского терминала со стороны города в принципе не имеет дверей! Абсолютно свободный вход в зал со стойками регистрации и центральный зал с красивыми фресками на тему авиации. В нём оказались кресла с электрическими розетками и каналом доступа в сеть.
Несмотря на забомжованность улиц в центре города, тут никаких бомжей нет. Это при отсутствующих дверях, они вообще не предусмотрены проектом!
У бразильских бомжей есть «запрограммированный рефлекс»: в цивилизованные места соваться нельзя. Их не бывает в торговых центрах, в метро, в офисных небоскрёбах — несмотря на то, что при входе в них нет «фейс-контроля» и часто вообще не найти никаких охранников.
В простых столовых, не в ресторанах, часто за еду платят после того, как съел. Странная система — берёшь еду, накладываешь в тарелку, её взвешивают, выдают чек, но оплатить этот чек нужно при выходе. Несмотря на множество бомжей в городе, казалось бы, голодных. Они добывают еду как-то иначе. На грузовых поездах они не ездят и никто не ездит. Бомжуют (или просто бедно живут) в одном месте. На метро ездят только сравнительно благополучные граждане: проезд дорогой, через турникеты никто не перепрыгивает.
В аэропорту некоторое время сижу за нетбуком, хоть и зря — пока светло, надо как можно активнее изучать город. Двигаюсь через площадь с памятником, мимо музея истории Бразилии. Радуюсь, что он выглядит вполне живым. Неужели успели восстановить после недавнего пожара. Подойдя ближе, понимаю: нет, это никоим образом не было бы возможным.
Сгорел на самом деле не он, а Национальный музей Бразилии, расположенный в бывшем императорском дворце, достаточно далеко от центра города. Случай, на первый взгляд, тянет на первое место в мире в недавние времена и по культурным потерям (официально 20 миллионов экспонатов), и по маразматичности (ну как можно было такое допустить, почему во всём остальном мире знаменитые и важные здания не горят).
Железнодорожный вокзал Rio-Central. Огромное здание с башней. Вокзал тупикового типа, условно сходен с Киевским вокзалом Москвы. Вокруг множество бомжей и лиц нехорошего вида.
От вокзала отправляются только пригородные поезда максимум на 80 километров. Самая дальняя точка - станция Guapimirim. Турникеты, в час пик огромная толпа, гораздо больше, чем на любом вокзале Москвы.
Следы былого величия — надпись, вытесанная на камне, RAMAL SAO PAULO. Это зал, где когда-то были билетные кассы на поезда именно сан-паульского направления.
Довели пассажирские перевозки со ста миллионов в год до полутора миллионов год! Спятившая страна, маразм и досада.
Именно здесь, на этом вокзале — плотная толпа пассажиров, возможно, те же сто миллионов в год. Но не следует путать поезда дальнего следования и унылую пригородную повседневность.
Надо сказать, те полтора миллиона, что перевозятся чудом выжившими двумя маршрутами дальнего следования — для двух маршрутов это много. В поезде двадцать вагонов, но есть проблема нехватки мест. И до сих пор не понятно, решил ли её я.
Как уже упоминалось, на пассажирский поезд Белу Оризонти — Педру Ноласку жёсткий дефицит мест. Билеты можно купить на сайте железнодорожной компании, начиная от 60 дней до даты поездки. Нужно ввести ФИО пассажира и бразильский номер налогоплательщика (возможно, подойдёт вымышленный). Система присылает файл, который нужно распечатать.
Всё замечательно, несколько лет назад возможности покупки билетов в Сети не было, и тогда проблема нехватки мест была намного острее. Но уже за пять (вроде бы) дней до даты поездки сообщалось отсутствие мест в обоих нормальных классах вагонов — economica и executiva.
С большим трудом удалось взять последнее место в вагон класса cadeirante. А это означает «для инвалидов». Подразумевается, что в таком вагоне можно только инвалидам на коляске.
Общеизвестно, что попытка воспользоваться всевозможными благами для инвалидов теми, кто им не являются — вызовет крайнее возмущение. Что будет с таким билетом? Вдруг в поезд не пустят и жёстко прогонят? Доступ на посадку тут явно очень строгий. Прочитал про случаи недопуска на этот поезд людей, пытавшихся провезти велосипед, животное или крупный багаж.
Пригородными поездами удалось ездить в Сан-Паулу, крупнейшем городе страны, который по масштабам как Москва. Самая длинная линия их движения — от главного вокзала Luz до станции Jundiai на 60-м километре от него. По пути будет совершенно бессмысленная обязательная пересадка из одного состава в другой.
Проезд 4 реала (70 рублей) вне зависимости от расстояния. Контроль посредством турникетов на входе. В поездах билеты никогда не проверяют. Вошёл один раз — можешь ездить весь день где угодно, включая и метро, пересадка на него бесплатная.
Впечатления двойственные. С одной стороны — электропоезда в основном новые, комфортные. По исполнению они лучше преобладающих в Москве демиховских и торжокских составов. И в то же время — унылый третий мир проявляется во всей «красе». Пассажиров мучают торговцы и попрошайки, идущие непрерывным потоком. В результате поездка становится неприятным делом.
Снаружи поездов никто не ездит, незакрывающихся дверей нет, ни одного разбитого окна нет. Это всё же не ЮАР.
Возвращение из Бразилии — банальщина, ничего существенного, кроме того, что самолёт полупустой и очень комфортно, но неприятно осознавать, что будь самолёт всегда полным — не столь дикой и разорительной была бы цена перелёта. Странное, не прописанное ни в каких международных нормах требование закрывать иллюминаторы и наблюдаемые вопреки ему «лунные» просторы Сахары.
На сегменте Константинополь — Москва ровно одно незанятое кресло. И оно оказалось соседним!
А вот совершённый пеший переход от аэропорта Внуково до станции метро «Рассказовка» в 4 часа утра по морозу — небанальность. Фотографирую смешной указатель:: налево город Москва, направо город Московский. Неужели у нас не найти заслуженных и мало представленных в топонимике личностей, чтобы устранить это нелепое название города?
«Рассказовка» открылась в 5:30, первый поезд в 5:40. Насколько разительно наше метро отличается от унылой заграничной псевдометрохрени!
Станция «Рассказовка» открыта недавно, Я здесь во второй раз.
Недавнее событие — семь станций метро было открыто одновременно! «Рассказовка», «Новопеределкино», «Боровское Шоссе», «Солнцево», «Говорово», «Озёрная», «Мичуринский Проспект».
Очень давно такого не было. Предыдущий подобный случай (превосходящий, восемь станций одновременно): 8 ноября 1983 года, когда были открыты станции «Серпуховская», «Тульская», «Нагатинская», «Нагорная», «Нахимовский проспект», «Севастопольская», «Чертановская» и «Южная».
Я примерно в 1994 году вестибюле станции Киевская нашёл схему с проектируемой линией в Солнцево, нестандартную. Не мог забыть её, потом она исчезла. Помню нарисованные там станции: Парк Победы, Минская, Давыдково, Матвеевская, Олимпийская Деревня, Солнцевский проспект, Боровское шоссе, Новопеределкино.
Осознание, что это будет в бесконечно далёком будущем. Настолько далёком, что вообще всё будет не таким. И вот этот момент пришёл. Кстати, тогда так и подумал: лет двадцать пять ещё.
Станции Озёрная, как и Раменки, Ломоносовский проспект, Минская (открытые немного раньше) — унылейший типовой позор. Мичуринский проспект — станция конструктивно поистине уникальная. И вдвойне стыдно, что при этом оформление — дешёвка и примитивность на уровне ученика младших классов.
Остальные станции получше, «Новопеределкино» и «Рассказовка» интересны, хотя до уровня лучшего из метростроения Москвы ХХI века — «Славянского бульвара» очень далеко. Кстати, ни одной односводчатой станции на всей уже немаленькой Солнцевской линии нет.
Боровскому шоссе очень не хватает оформления, связанного с Боровском, как и Минской — с Минском.
Станция «Саларьево» Московского метрополитена.
---------------------------
Константинополь (Стамбул).
Суда в Мраморном море перед входом в Босфор.
Очередь на турецкий пограничный контроль.
-------------
Станция метро в аэропорту. Проезд по обычному городскому тарифу, в билетных автоматах есть русский язык.
Но аэропорт скоро отсюда «уедет», новый аэропорт дальше от города
и добираться наверняка будет сложнее и дороже.
----------------
Константинополь (Стамбул). Станция метро Yenikapi, дословно «Новые ворота».
----------------
Вокзал Стамбул-Сиркеджи, памятник Ататюрку. Вокзалу больше ста лет, он был всемирно известным и
присутствует в художественной литературе. Возможно, вскоре полностью закроется.
Первая линия Стамбульского метрополитена открыта лишь 30 лет назад. Город по масштабам как Москва.
----------------
----------------
Посадочный талон IST — GRU.
----------------
----------------
----------------
----------------
----------------
----------------
----------------
----------------
----------------
Дакар, столица Сенегала. Жаркий и перенаселённый город на мысу.
----------------
----------------
----------------
Сан-Паулу.
Аэропортовая станция пригородных поездов.
Станция «жёлтой» линии метрополитена Сан-Паулу. Технически линия совершенная, движение поездов без машиниста.
Архитектура, как почти всегда в заграничном мире, унылая и постыдная для метро.
подпись не готова
Попытка взять билет на поезд Белу-Оризонти — Педру Ноласку. Билет недорогой, проблема — нужен
бразильский номер налогоплательщика и нехватка мест.
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
Luz, дословно свет.
---
Станция метрополитена Сан-Паулу «Армения».
Автовокзал Сан-Паулу.
подпись не готова
подпись не готова
Город ----- на автодороге Сан-Паулу — Рио-де-Жанейро.
Автодорога Сан-Паулу — Рио-де-Жанейро.
подпись не готова
Автодорога Сан-Паулу — Рио-де-Жанейро. Огромная столовая, дословно «место питания».
Автобус останавливается на 30 минут.
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
Станция Botofago метрополитена Рио-де-Жанейро.
-------------
Телевизор. Несколько минут назад закончились выборы, но уже объявлен предварительный результат.
Победил правый и проамериканский политик Жаир Болсонару. Для российско-бразильских отношений
это едва ли хорошо.
Сторонники Болсонару празднуют победу. Из окна квартиры это тоже заметно.
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
Электровоз-памятник у нижней станции железной дороги на гору Корковаду.
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
Железная дорога на гору Корковаду. Пассажиры в ожидании посадки. Несмотря на высокую стоимость билета,
желающих ехать — больше, чем мест.
подпись не готова
подпись не готова
----------
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
Автобусный билет Рио — Сан-Паулу.
Ненавижу идиотов, отменивших пассажирские поезда между гигантскими мегаполисами на небольшом расстоянии друг от друга. Подобное противоречит всякой логике и кажется невозможным. Но это так.
Когда-то по этому маршруту поезда курсировали множество раз в день, а в целом по Бразилии перевозили 100 миллионов пассажиров в год, это только дальнее следование.
подпись не готова
Сан-Паулу. Здесь есть повсеместный велопрокат, работающий более продвинуто, чем в Москве:
велосипед можно взять и сдать в любом месте, а не только на «велостанции».
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
Прежде главное здание вокзала Белу-Оризонти, ныне музей. Функцию вокзала выполняет соседнее здание, когда-то являвшееся второстепенной частью вокзального комплекса.
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
------------------------
часть 2 — следующая
08.11.2018 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу
Короткая по времени и длинная по расстоянию заграничная поездка в Бразилию, с очень небольшим посещением Турции. Октябрь-ноябрь 2018 года.
Бразилия — далёкая от нас, огромная и весьма непростая во всех отношениях страна.
С железными дорогами тут плохо, хуже некуда. Смотреть здесь: http://infojd.ru/dop/jdr_brasil.html.
Плохо тут и с криминалом, забомжованностью, высокими ценами и языком. В наше «глобализированное» время, когда в Индонезии или Вьетнаме, которые отродясь не являлись британскими колониями, в нужных туристу ситациях обычно понимают английский язык — тут с ним полный ноль. Возможно, даже в России распространённость английского языка сейчас уже выше.
Нужно знать местный язык — португальский. В Бразилии всё только на нём. Знающие английский больше пары слов встречались только в международном аэропорту. Но у меня и без того крайний дефицит времени — не до португальского.
Перелёт авиакомпанией Turkish Airlines Москва — Сан-Паулу — Москва через Константинополь (Стамбул). В направлении из Москвы — пересадка 18 часов и ночёвка, в направлении на Москву — лишь перебежка из одного самолёта в другой.
Возможно, авиакомпания оказалась дешевле всех прочих из-за падения курса турецкой лиры. Авиакомпания хорошая и я целом оценил её положительно. Ещё бы только иллюминаторы не требовали закрывать. Но это не только они, такой маразм ещё как минимум у Air France был замечен.
Аэропорт Cтамбул-Ататюрк. Жуткая очередь, чуть ли не давка перед пограничным контролем. Там несколько тысяч человек выходят в Турцию единовременно. Около пятнадцати «витков» по «загону» и почти час.
Авиакомпания Turkish Airlines, согласно своим правилам, предоставляет бесплатную экскурсию по городу на автобусе. Это если пересадка свыше шести часов. Если свыше двадцати часов — бесплатная гостиница, но в данном случае восемнадцать часов. Впрочем, есть условие, что более ранних рейсов не должно быть, то есть такая долгая пересадка должна быть «вынужденной». Учитывая, что по направлению Москва — Стамбул много рейсов, это невозможно в принципе.
Места на положенную бесплатную автобусную экскурсию кончились, ну может и хорошо — самостоятельно можно осмотреть метро и трамвай.
На метро, а потом и на трамвае. Километров пять по городу, осмотрен вокзал Сиркеджи. Турецкая лира недавно обесценилась и всё дёшево.
От аэропорта Стамбул-Ататюрк предстоит длительный перелёт, по сравнению с которым предыдущий сегмент — можно считать, моментальный. Поспать в аэропорту удалось почти положенные каждому человеку восемь часов.
Номер выхода на посадку в Стамбуле пишут нередко лишь за час до вылета. Аэропорт огромнейший, это целый город. До выхода номер 227 на указателях отмечено 15 минут пешком, то есть, по всей логике, не меньше километра. Двигаться надо в ускоренном темпе.
Казалось бы — куда уж больше, чем этот «город в городе». Но через три дня президент Турции Эрдоган откроет новый аэропорт, который уж точно стал крупнейшим в мире. Пока что — по масштабам, а не по пассажиропотоку. Но Турция надеется, что вскоре и пассажиропоток там опередит американскую Атланту, которая сейчас занимает первое место по этому показателю. А этот аэропорт будет закрыт и снесён. Соответственно, исчезнет и имя Ататюрка. Новый аэропорт, как уже предсказывают, будет назван в честь Эрдогана.
Успеваем, всё в порядке. Огромная толпа, преимущественно бразильцы. В самолёте около четырёхсот мест и ни одного свободного, даже в бизнес-классе. Благодаря имеющейся у Турецких авиалиний возможности выбрать место на сайте, причём задолго до регистрации — места хорошие.
13 часов перелёта. Никогда прежде такого не было. Хотя это уже третий трансатлантический перелёт в направлении из Москвы, предыдущие — Москва — Нью-Йорк и Париж — Гавана. Они существенно короче.
От Москвы до Сан-Паулу не принципиально большее расстояние, чем от Константинополя, но прямых рейсов нет. Досадно, что Турция, всего лишь Турция, не входящая даже в первую десятку ни богатых, ни влиятельных стран мира, в чём-то нас опередила.
Прямые рейсы из Москвы в Бразилию были вроде бы в эпоху и СССР и позднее, до 2001 года. Хотя тогда был визовый режим, и Бразилия никогда не входила в нашу сферу влияния.
Визовый режим был отменён с 7 июня 2010 года на взаимной основе, и это очень позитивное событие. Потом были рейсы Москва — Рио около трёх месяцев в 2011 году у авиакомпании «Трансаэро», ныне закрытой. Возможно, были разовые в период олимпиады и чемпионата.
Пассажиропоток недостаточен для прямых рейсов. Не так уж много связей между странами. Жаль, что в России почти не изучаются ни испанский, ни португальский языки. В нашей системе образования второй после английского иностранный язык — немецкий, а он уже почти бесполезен, с учётом его маленькой территории и того факта, что в Западной Европе значительная часть населения владеет английским.
Довольно непростое испытание. Примерно на 9-10 часах перелёта было довольно дурно, по ощущениям нехватка кислорода. Оборудование с трудом справляется с закачкой свежего воздуха для четырёхсот человек. Потом лучше.
Над Алжиром бортпроводники потребовали у всех закрыть шторки над иллюминаторами. Пытался приоткрыть — если заметят, возмущаются.
Встречал такое на рейсе авиакомпании Air France Гавана — Париж, но там — ночью, подумал, это чтобы свет не мешал спящим. Но тут? Требование властей Алжира, чтобы над его территорией летали с «задраенными» иллюминаторами?
Прошли непосредственно над центром города Дакар, посещённого путешественниками Георгием Красниковым и Андреем Сапуновым. Много часов над океаном.
Перед Сан-Паулу плохая погода. Прошли через несколько слоёв облаков. Второй раз в этом году после перелёта Абу-Даби — Дар-эс-Салам я прибыл в Южное полушарие.
Быстро к телетрапу и дальше в зал пограничного контроля. Хотя, как оказалось, торопиться незачем, очередей нет.
Бразильские миграционные карты, розданные в самолёте, я не заполнил, так как не оказалось пишущей ручки. Но их на пограничном контроле не спросили. Очереди на пограничный контроль нет вообще! Удивительно после многотысячной толпы в Турции.
Въездной штамп в паспорт — моментально, без вопросов.
Турция — 28-я, а Бразилия — 29-я посещённая страна заграницы, то есть за пределами бывшего СССР и Монголии. В 2020 году, возможно, «дотащу» до пятидесяти.
Бесплатный автобус до аэропортовой станции пригородных поездов, поезд до Bras, другой поезд до соседней станции Luz — огромного и очень красивого старинного вокзала, на котором спятившие идиоты отменили все поезда, кроме пригородных, и ещё трёх эксурсионных поездов по воскресеньям, на небольшое расстояние.
Основное описание железных дорог Бразилии: http://infojd.ru/dop/jdr_brasil.html.
В метро (именно метро, а не пригородную железную дорогу), по новой «жёлтой» линии с поездами без машинистов до Butanta. И на переполненном автобусе с ужасными турникетами, по сравнению с которыми демонтированные Собяниным московские турникеты были совершенно безобидными.
На следующий день ходьба по окрестностям, посещение университета, в гости к русским бразильцам, которые немало рассказали о жизни здесь в течение двадцати лет.
Далее — из Сан-Паулу в Рио-де-Жанейро. Автобус, метро, пересадка на Luz на другую линию, на автовокзал у станции Tiete, и автобусом. Автовокзал считается вторым по величине в мире, но гордиться тут нечем.
Междугородные автобусные перевозки — негосударственные. Выполняются множеством конкурирующих компаний. Цена может отличаться, но обычно не очень существенно. Билеты покупаются в кассах, у каждой компании своя касса. Обязательно по документу, который требуют и при посадке. Отправление автобусов по расписанию, сколько бы ни было пассажиров.
Цены несуразно высокие. Для полудикой и нищей на вид страны — что-то совершенно запредельное. На вид тут часто как Индия. В Индии тоже есть не только трущобы и грязь, но и сверкающие небоскрёбы. Однако здесь бывает в пятнадцать раз дороже, чем Индии. 117 реалов (2070 рублей) за 450 километров. В четыре раза больше, чем комфортный скоростной поезд Москва — Нижний Новгород на такое же расстояние. В танзанийских автобусах Дар — Додома и Додома — Дар, которыми пришлось пользоваться из-за отмены поездов, была цена чуть больше 1 рубля за километр. И были электрические розетки. А в этом автобусе их не было, и вай-фая тоже.
Население города Сан-Паулу с пригородами — 20 миллионов человек, Рио-де-Жанейро — 12 миллионов. Между ними — четырёхполосная автодорога с многочисленными пунктами взимания платы, их около десятка. Вообще, в Бразилии их ставят через 50 километров и на каждом берут 10 реалов (почти 180 рублей) с легковой машины. С грузовых больше.
Автобус проходит пункты оплаты без остановки. Наверное, у автобусной компании договор. Остальные стоят в очереди. В середине пути — остановка на 30 минут, где принято есть за отдельную плату, традиционно высокую.
Остановки на еду на всех автомагистралях Бразилии делаются у сети общепита «Graal», это именно придорожное питание. Меня только раздражает — лучше приехать побыстрее и не терять лишние 30 минут.
При отправлении в автобусе оказалось 17 пассажиров. Никаких других остановок, кроме как у «едальни» и у светофоров — не было! Ни на какие промежуточные автостанции не заезжали, никто на маршуте не выходил и не садился.
Железная дорога местами видна. Два раза прошли встречные грузовые поезда.
Крайне неприятное ощущение от этого дурного транспорта и того факта, что приходится ехать не по железной дороге. Негатив очень велик! Не по железной дороге при её наличии рядом — как в грязи вывалялся! Досада и злость, прямо хочется стать диктатором Бразилии. Сегодня, кстати, президентские выборы. Никаких следов этого пока не видно.
В Рио автовокзал даже не у метро. От автовокзала к железнодорожному вокзалу (от него есть только пригородные поезда максимум на 80 километров) — трамвай. Разруха и «индийская» обстановка, только при почти швейцарских ценах.
Метро привели в приличный вид к Олимпиаде 2016 года. Даже дублирование английским языком. Одна поездка стоит 4,30 (76 рублей).
Квартира у станции метро Botafogo. Стемнело, и вдруг за окном стрельба, надеюсь, петардами, и салют. Президентские выборы закончились и лидирует Жаир Болсонару. Здесь богатый район и все радуются тому, что победил Болсонару, а не конкурент — социалист.
А в бедняцких районах, которых тут немерено, наверняка наоборот траур. Хотя печальный пример Венесуэлы, скатившейся из относительного благополучия в полную дырищу после прихода к власти социалистов, приводит к осознанию того, что может это и правильно. Думаю, что именно из-за наличия мрачного примера соседней Венесуэлы социалист «не прошёл».
Ничего хорошего про Бразилию сказать нельзя. Ну, кроме того, что есть факт: кое-что здесь меняется к лучшему
В целом же, эта страна — скопление идиотизма и образец того, как не должно быть, и того, как жить нельзя.
Бразилия — вроде бы типичный «третий мир». Самый классический. Все его приметы: дикий контраст между богатством и нищетой, грязь, неблагоустроенность, неуважение к пешеходам, отсутствие нормальных тротуаров в городах и возможности передвигаться пешком без напряжения. Множество бомжей, велоповозки, а чаще — ручные повозки, на которых представители местной бедноты везут горы всевозможного хлама. Малоподвижность местного населения. В отличие от Европы, где население активно перемещается и развиты все виды транспорта, тут все сидят по своим городам.
Богатства тут тоже более чем достаточно, роскошных домов и небоскрёбов — «хоть отбавляй». Но это и есть признак третьесортной страны: чрезмерный контраст между роскошью и нищетой. В классических странах третьего мира всё это есть: богатство, небоскрёбы, автомагистрали. Самые жуткие «дырищи планеты», где нет никаких признаков цивилизации — это уже не третий мир, а четвёртый мир. Таких мало: Афганистан, Сомали, Йемен, Центрально-Африканская республика и немногое другое.
Между тем, лошадиные и ослиные повозки тут большая редкость. Грузы на голове носить не принято вовсе. Всегда внимательно смотрю вокруг, но ни разу такого не видел.
Интересно, что Бразилия — третья по числу европеоидов (белых) страна мира. По статистике, их здесь около половины среди 220-миллионного населения. На первом месте по их количеству США, на втором Россия. «Чистых» представителей негроидной расы менее 10 процентов населения, остальные — смешанные.
В Бразилии очень давно нет жёсткой расовой дискриминации, каковая была в США или в ЮАР. Но абсолютно все замеченные мной бомжи — небелые.
Население в основной массе дружелюбное. Но к многочисленным бомжам это не относится. Они провожают недобрым взглядом. Возможна агрессия, и я под конец с ней столкнулся.
Есть тут многое похуже, чем в типичном третьем мире, наподобие Индии, Танзании или Кубы. Высочайший уровень преступности и отсутствие нормального транспорта. Огромная страна, можно сказать, вообще не имеет пассажирских перевозок!
И при всём том — высокие цены. В этой третьесортной стране, которой до Европы — как до Луны, средний уровень цен существенно выше российского. На некоторые товары и услуги он приближается к западноевропейскому. Проезд в забитых городских автобусах, где часто давка, как в Москве в начале 1990-х годов — 4 реала в Сан-Паулу и 3,95 в Рио, иногда может отличаться в зависимости от маршрута. 1 реал — 17,70 руб.
Метро в Рио 4,5 реала, в Сан-Паулу 4. Бензин и прочее топливо — усреднённо 3,5 (62 рубля), лишь на треть дороже, чем в России. Батон хлеба больших размеров — в эквиваленте 140-170 рублей (в России 25). Из еды сравнимые цены можно найти только на некоторые фрукты. Бананы, например, от 4 реалов за кг — не сильно дороже. Молоко можно найти от 2,5 литр — как в России. Но многое дороже раза в 3-4. Шоколад, например — у нас от 40 рублей за 100 грамм, здесь от 10 реалов — 177 рублей. Хотя какао растёт в Бразилии и не растёт в России.
Поесть в столовой самую простую еду — едва ли будет меньше 20 реалов. Еда в них повсеместно продаётся на вес. Взвешивается тарелка с набранной едой, вне зависимости от её вида. Поэтому имеет смысл выбрать самое ценное. Такси по Сан-Паулу на 10 километров — 70 реалов, 1250 рублей.
По сравнению с Турцией — цены выше иногда в десять раз! А ведь Турция — гораздо более развитая и благополучная страна, чем Бразилия. (Развитая — не по общему объёму экономики, Бразилия намного больше по территории и населению).
«Бразильская цена» — в России мало кто слышал про такое понятие, но это устоявшийся термин и надо бы нам его знать. Когда в бедной стране (по уровню жизни большинства населения) средний уровень цен — как в богатой стране. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бразильская_цена
Главная проблема: отсутствие поездов при наличии тридцати тысяч километров железных дорог и замечательных вокзалах, многие из которых являются шедеврами архитектуры. Раньше пассажирские поезда были, было их очень много, они являлись главным видом транспорта в восточных районах страны. Но их «погромили». Очень тяготит, не деться ни днём ни ночью, очень неприятно.
Ещё одна проблема, в которой, конечно, в отличие от вышеназванных, страна не виновата: для путешествия надо знать язык. В самостоятельном путешествии без знания языка по-нормальному тут почти «ни шагу», английский совершенно не распространён. Поэтому и не только поэтому не применяю автостоп.
На всём континенте Южная Америка два языка — португальский (Бразилия, составляет половину континента) и испанский (остальные страны). Три маленькие Гвианы, в первой из которых английский, во второй (она же Суринам) — голландский, а третья вообще часть Франции — не считаем. Испанский и португальский сходны как великорусский и украинский, то есть большей частью взаимопонятны. Тут изучают «иностранный» язык, но это обычно испанский. Иные языки, не считая трёх Гвиан и речи коренного населения в глухих местах, будут только на других континентах. То есть очень далеко и связи весьма малы.
Бразильский португальский отличается от европейского португальского как произношением (например, в Португалии «s» на конце слова — «ш», здесь — «с»), так и некоторыми словами. Отличий больше, чем между британским и американским английским. Тем не менее, никто никогда тут не пытался называть язык бразильским, все гордятся именно португальским языком. Это вызывает уважение. Музей португальского языка находится не в Португалии, а в Сан-Паулу, в здании вокзала Луз.
В Конституции Бразилии упомянуты особые права португальских граждан, которые чуть ли не приравниваются к своим. И одновременно — главным национальным героем Бразилии является Жуакин Тирадентес, предводитель вооружённой борьбы бразильцев за независимость от Португалии. В каждом городе есть улица или площадь Тирадентеса.
Восстание под предводительством Тирадентеса в 1789 году было подавлено, Тирадентес в 1792 году был зверски казнён с последующим расчленением. Именно день казни Тирадентеса (21 апреля), а не день его рождения или начала восстания, сейчас является национальным праздником. Ещё два государственных праздника тоже связаны с борьбой за независимость от Португалии.
С 1808 года в Бразилии находилась резиденция короля Португалии, решившего уехать из Европы в связи с угрозой вторжения Наполеона. Официально столица Португалии была перенесена из Лиссабона в Рио-де-Жанейро.
В 1822 году Бразилия стала независимой от Португалии. И сейчас превышает Португалию по численности населения в 22 раза.
Бразилия, как и Россия — одна из немногих стран, где на национальных бумажных денежных знаках не изображены никакие выдающиеся люди. Точнее, в России всё же есть хотя бы в виде памятников Ярослав Мудрый, Пётр Первый и Муравьёв-Амурский. На всех бразильских банкнотах — лишь абстрактная фигура Республики в виде женщины с короной из лавровых листьев. Когда в Португалии были собственные деньги (до 2002 года), эта фигура была изображена и на них.
Название бразильской валюты в ХХ веке менялось три раза. С 1690 года до 1942 года — реал, с 1942 года по 3 марта 1986 года — крузейру (Cruzeiro), с 1986 — крузаду (Cruzado), с 1994 года — снова реал.
Как быть путешественнику, желающему посетить большое число стран мира и активно передвигаться по ним самостоятельно? Изучать местные языки?
Португальский или испанский — «простые» языки, но и на их изучение нужно потратить месяцы и годы. Является ли это целесообразным? Не лучше ли потратить драгоценный и невосполнимый ресурс на что-то более продуктивное?
А китайский язык, да и японский, корейский, тайский? Его, если он не окружает с рождения, думаю, человек со средними способностями не изучит за всю жизнь, это невозможно. Есть у нас знатоки китайского, тайского, я лично знаю таких. Но это не каждому дано, как не каждому дано быть гением.
Вижу только одну альтернативу английскому языку в путешествии — устройства для перевода речи. Теоретически они уже существуют. Прибор, который распознаёт и переводит устную речь и выдаёт звуковой перевод по принципу письменного гуглоперевода.
Но я ни разу не замечал, чтобы ими кто-то пользовался, ни у одного путешественника не встречал никаких упоминаний о них. А казалось бы, вещь, решающая многие проблемы. Если бы она корректно работала.
Значит, реально это изделие таких функций не выполняет, корректно не работает. Или это вообще мифическая вещь.
Третий день в Рио. Пешком по крутым гористым улицам к нижней станции зубчатой железной дороги, ведущей к статуе Христа.
Зубчатая железная дорога была построена в 1884 году. В открытии участвовал лично император Бразилии Педру II. Рио-де-Жанейро до 1960 года был столицей страны.
Колея 1000 мм, между рельсами — зубчатая рейка. Длина 3800 метров. Есть два промежуточных разъезда.
Кажется совершенно удивительным и противоественным, как железная дорога, пусть и зубчатая, поднимается на вершину неприступной горы. Это не фуникулёр, это именно железная дорога! До 1910 года не было электротяги, с крутым уклоном справлялись паровозы.
В 1931 году к одному чуду инженерной мысли — горной железной дороге — прибавилось второе чудо, статуя Христа.
Проезд по зубчатой железной дороге — 62 реала. В это входит проход к подножию статуи Христа и возвращение обратно. Поезд курсирует каждые 15 минут. Несмотря на высокую цену, пассажиров очень много. Настолько, что не хватает мест. Стоячих пассажиров в поездах быть не должно. Из-за этого билет выдали не на ближайший поезд.
В билете пишется время отправления поезда. Уехать в гору можно только тем поездом, который указан на билете, обратно — любым.
Непосредственно на вершину горы Корковаду нет свободного доступа. Побывать у статуи Христа можно, только прибыв сюда поездом или автобусом. Всё очень строго регламентировано.
Статуя Христа-Искупителя — одна из впечатляющих точек планеты. Не перестаёшь удивляться, как удалось возвести столь большое сооружение в столь неприступном месте. Очень красивый вид на город и море. Туристов много — даже чрезмерно много. Звучат разные языки, отличные от португальского, но русской речи не слышал. Наших туристов в Бразилии мало, несмотря на безвизовый режим.
Но подавляющее большинство иностранных туристов в Бразилии всё же либо жители соседних стран, либо португальцы и испанцы.
Скульптура святой личности, но обстановка совсем не как в храме, а прямо противоположная. Весёлый и фривольно одетый народ предаётся необъяснимому стремлению лечь на каменный грязный пол, по которому ходят ногами, и сфотографироваться лежащим.
Свободного выхода с территории статуи Христа нет, точно так же, как и входа. Только на поезд или экскурсионный автобус.
Поездом до нижней станции, затем пешком через горный «перевал» и небольшой автомобильный тоннель к конечному пункту трамвайной линии Santa Theresa. На первый взгляд трамвайная линия показалась недействующей, начинаю двигаться вдоль неё пешком. Но вскоре со стороны центра города показался двухосный трамвайный вагон, стилизованный под старину. Бегу к конечному пункту, сажусь в вагон, который не имеет окон и дверей.
Эта трамвайная линия — чисто туристическая, она не входит в систему городского транспорта. Несмотря на то, что длина немаленькая — километров. Обычный, нетуристический трамвай в городе был закрыт в 1967году, затем был построен «с нуля» перед Олимпиадой в 2016 году.
Так как это туристический объект, водитель трамвая знал несколько слов по-английски. Билеты он не продаёт, билет надо будет приобрести на конечной (в данном случае начальной) станции.
Колея весьма необычная — 1100 мм. Контактная сеть внешне вполне традиционная. Токосъём штанговый, но почти наверняка простой, без воздушных стрелок. Линия двухпутная, проложена почти везде по центру проезжей части неоживлённых улиц. Вокруг живописная почти горная местность. К немалому удивлению, вижу вдали православный храм, судя по архитектуре.
Немного постояли в точке, где находится разветвление линий. У туристического трамвая несколько маршрутов, но протяжённый — лишь один, к крайней точке которого я добрался. Почти все пассажиры едут с развлекательной целью, из центра города до конца линии и обратно.
Незадолго до центральной конечной станции — главная достопримечательность этой линии, старинный виадук Carioca. Построен в 1750 году как акведук, по нему в город поступала чистая вода с более высоких точек. Подобное сооружение есть в Москве — Мытищинский акведук в районе станции метро «ВДНХ».
Позднее акведук стал не нужен по своему прямому назначению, и в 1897 году по акведуку пустили трамвай, с первого дня на электротяге — при том, что с 1877 года в этом районе действовали линии «конки». Трамвайная линия на виадуке одпопутная, и даже один путь умещается с трудом.
В 1967 году все остальные трамвайные линии Рио-де-Жанейро были закрыты, но «трамвай Святой Терезы» был оставлен в качестве туристической достопримечательности. Хотя длина его сети сократилась, и очень плохо, что он перестал стыковаться с зубчатой железной дорогой на гору Корковадо.
Вход и выход на конечной станции — через турникеты. Охранник провёл через турникет до касс, где пришлось купить билет за 20 реалов.
Пешком по центру города к линии «нормального» трамвая, открытой в 2016 году. Как уже упоминалось, здесь новейший и очень комфортный подвижной состав, отсутствие воздушной контактной сети и удивительное для Бразилии отсутствие турникетов как на остановках, так и внутри вагонов. Оплата проезда — с помощью карты RioCard, которую можно купить и пополнять деньгами в автоматах, имеющихся на каждой остановке. После посадки карту нужно валидировать в вагоне. За безбилетный проезд обещан немалый штраф — 170 реалов.
Пешком вдоль трамвайной линии до конечной станции Santos Dumont. Она расположена вплотную к аэропорту Santos Dumont, названному в честь одного из первых бразильских авиаторов. Аэропорт расположен очень необычно: вдоль берега залива. С одной стороны — водные просторы, с другой — исторический центр города. От центра до аэропорта — ближе, чем до железнодорожного вокзала!
Здесь только внутренние рейсы, в основном на Сан-Паулу. Они выполняются с почти автобусной частотой, но цены оказались далеко не автобусные — на ближайшие дни не меньше 10 000 рублей. Если оплатить сильно заранее, то перелёт может быть и по цене автобуса.
Здание пассажирского терминала со стороны города в принципе не имеет дверей! Абсолютно свободный вход в зал со стойками регистрации и центральный зал с красивыми фресками на тему авиации. В нём оказались кресла с электрическими розетками и каналом доступа в сеть.
Несмотря на забомжованность улиц в центре города, тут никаких бомжей нет. Это при отсутствующих дверях, они вообще не предусмотрены проектом!
У бразильских бомжей есть «запрограммированный рефлекс»: в цивилизованные места соваться нельзя. Их не бывает в торговых центрах, в метро, в офисных небоскрёбах — несмотря на то, что при входе в них нет «фейс-контроля» и часто вообще не найти никаких охранников.
В простых столовых, не в ресторанах, часто за еду платят после того, как съел. Странная система — берёшь еду, накладываешь в тарелку, её взвешивают, выдают чек, но оплатить этот чек нужно при выходе. Несмотря на множество бомжей в городе, казалось бы, голодных. Они добывают еду как-то иначе. На грузовых поездах они не ездят и никто не ездит. Бомжуют (или просто бедно живут) в одном месте. На метро ездят только сравнительно благополучные граждане: проезд дорогой, через турникеты никто не перепрыгивает.
В аэропорту некоторое время сижу за нетбуком, хоть и зря — пока светло, надо как можно активнее изучать город. Двигаюсь через площадь с памятником, мимо музея истории Бразилии. Радуюсь, что он выглядит вполне живым. Неужели успели восстановить после недавнего пожара. Подойдя ближе, понимаю: нет, это никоим образом не было бы возможным.
Сгорел на самом деле не он, а Национальный музей Бразилии, расположенный в бывшем императорском дворце, достаточно далеко от центра города. Случай, на первый взгляд, тянет на первое место в мире в недавние времена и по культурным потерям (официально 20 миллионов экспонатов), и по маразматичности (ну как можно было такое допустить, почему во всём остальном мире знаменитые и важные здания не горят).
Железнодорожный вокзал Rio-Central. Огромное здание с башней. Вокзал тупикового типа, условно сходен с Киевским вокзалом Москвы. Вокруг множество бомжей и лиц нехорошего вида.
От вокзала отправляются только пригородные поезда максимум на 80 километров. Самая дальняя точка - станция Guapimirim. Турникеты, в час пик огромная толпа, гораздо больше, чем на любом вокзале Москвы.
Следы былого величия — надпись, вытесанная на камне, RAMAL SAO PAULO. Это зал, где когда-то были билетные кассы на поезда именно сан-паульского направления.
Довели пассажирские перевозки со ста миллионов в год до полутора миллионов год! Спятившая страна, маразм и досада.
Именно здесь, на этом вокзале — плотная толпа пассажиров, возможно, те же сто миллионов в год. Но не следует путать поезда дальнего следования и унылую пригородную повседневность.
Надо сказать, те полтора миллиона, что перевозятся чудом выжившими двумя маршрутами дальнего следования — для двух маршрутов это много. В поезде двадцать вагонов, но есть проблема нехватки мест. И до сих пор не понятно, решил ли её я.
Как уже упоминалось, на пассажирский поезд Белу Оризонти — Педру Ноласку жёсткий дефицит мест. Билеты можно купить на сайте железнодорожной компании, начиная от 60 дней до даты поездки. Нужно ввести ФИО пассажира и бразильский номер налогоплательщика (возможно, подойдёт вымышленный). Система присылает файл, который нужно распечатать.
Всё замечательно, несколько лет назад возможности покупки билетов в Сети не было, и тогда проблема нехватки мест была намного острее. Но уже за пять (вроде бы) дней до даты поездки сообщалось отсутствие мест в обоих нормальных классах вагонов — economica и executiva.
С большим трудом удалось взять последнее место в вагон класса cadeirante. А это означает «для инвалидов». Подразумевается, что в таком вагоне можно только инвалидам на коляске.
Общеизвестно, что попытка воспользоваться всевозможными благами для инвалидов теми, кто им не являются — вызовет крайнее возмущение. Что будет с таким билетом? Вдруг в поезд не пустят и жёстко прогонят? Доступ на посадку тут явно очень строгий. Прочитал про случаи недопуска на этот поезд людей, пытавшихся провезти велосипед, животное или крупный багаж.
Пригородными поездами удалось ездить в Сан-Паулу, крупнейшем городе страны, который по масштабам как Москва. Самая длинная линия их движения — от главного вокзала Luz до станции Jundiai на 60-м километре от него. По пути будет совершенно бессмысленная обязательная пересадка из одного состава в другой.
Проезд 4 реала (70 рублей) вне зависимости от расстояния. Контроль посредством турникетов на входе. В поездах билеты никогда не проверяют. Вошёл один раз — можешь ездить весь день где угодно, включая и метро, пересадка на него бесплатная.
Впечатления двойственные. С одной стороны — электропоезда в основном новые, комфортные. По исполнению они лучше преобладающих в Москве демиховских и торжокских составов. И в то же время — унылый третий мир проявляется во всей «красе». Пассажиров мучают торговцы и попрошайки, идущие непрерывным потоком. В результате поездка становится неприятным делом.
Снаружи поездов никто не ездит, незакрывающихся дверей нет, ни одного разбитого окна нет. Это всё же не ЮАР.
Возвращение из Бразилии — банальщина, ничего существенного, кроме того, что самолёт полупустой и очень комфортно, но неприятно осознавать, что будь самолёт всегда полным — не столь дикой и разорительной была бы цена перелёта. Странное, не прописанное ни в каких международных нормах требование закрывать иллюминаторы и наблюдаемые вопреки ему «лунные» просторы Сахары.
На сегменте Константинополь — Москва ровно одно незанятое кресло. И оно оказалось соседним!
А вот совершённый пеший переход от аэропорта Внуково до станции метро «Рассказовка» в 4 часа утра по морозу — небанальность. Фотографирую смешной указатель:: налево город Москва, направо город Московский. Неужели у нас не найти заслуженных и мало представленных в топонимике личностей, чтобы устранить это нелепое название города?
«Рассказовка» открылась в 5:30, первый поезд в 5:40. Насколько разительно наше метро отличается от унылой заграничной псевдометрохрени!
Станция «Рассказовка» открыта недавно, Я здесь во второй раз.
Недавнее событие — семь станций метро было открыто одновременно! «Рассказовка», «Новопеределкино», «Боровское Шоссе», «Солнцево», «Говорово», «Озёрная», «Мичуринский Проспект».
Очень давно такого не было. Предыдущий подобный случай (превосходящий, восемь станций одновременно): 8 ноября 1983 года, когда были открыты станции «Серпуховская», «Тульская», «Нагатинская», «Нагорная», «Нахимовский проспект», «Севастопольская», «Чертановская» и «Южная».
Я примерно в 1994 году вестибюле станции Киевская нашёл схему с проектируемой линией в Солнцево, нестандартную. Не мог забыть её, потом она исчезла. Помню нарисованные там станции: Парк Победы, Минская, Давыдково, Матвеевская, Олимпийская Деревня, Солнцевский проспект, Боровское шоссе, Новопеределкино.
Осознание, что это будет в бесконечно далёком будущем. Настолько далёком, что вообще всё будет не таким. И вот этот момент пришёл. Кстати, тогда так и подумал: лет двадцать пять ещё.
Станции Озёрная, как и Раменки, Ломоносовский проспект, Минская (открытые немного раньше) — унылейший типовой позор. Мичуринский проспект — станция конструктивно поистине уникальная. И вдвойне стыдно, что при этом оформление — дешёвка и примитивность на уровне ученика младших классов.
Остальные станции получше, «Новопеределкино» и «Рассказовка» интересны, хотя до уровня лучшего из метростроения Москвы ХХI века — «Славянского бульвара» очень далеко. Кстати, ни одной односводчатой станции на всей уже немаленькой Солнцевской линии нет.
Боровскому шоссе очень не хватает оформления, связанного с Боровском, как и Минской — с Минском.
Станция «Саларьево» Московского метрополитена.
---------------------------
Константинополь (Стамбул).
Суда в Мраморном море перед входом в Босфор.
Очередь на турецкий пограничный контроль.
-------------
Станция метро в аэропорту. Проезд по обычному городскому тарифу, в билетных автоматах есть русский язык.
Но аэропорт скоро отсюда «уедет», новый аэропорт дальше от города
и добираться наверняка будет сложнее и дороже.
----------------
Константинополь (Стамбул). Станция метро Yenikapi, дословно «Новые ворота».
----------------
Вокзал Стамбул-Сиркеджи, памятник Ататюрку. Вокзалу больше ста лет, он был всемирно известным и
присутствует в художественной литературе. Возможно, вскоре полностью закроется.
Первая линия Стамбульского метрополитена открыта лишь 30 лет назад. Город по масштабам как Москва.
----------------
----------------
Посадочный талон IST — GRU.
----------------
----------------
----------------
----------------
----------------
----------------
----------------
----------------
----------------
Дакар, столица Сенегала. Жаркий и перенаселённый город на мысу.
----------------
----------------
----------------
Сан-Паулу.
Аэропортовая станция пригородных поездов.
Станция «жёлтой» линии метрополитена Сан-Паулу. Технически линия совершенная, движение поездов без машиниста.
Архитектура, как почти всегда в заграничном мире, унылая и постыдная для метро.
подпись не готова
Попытка взять билет на поезд Белу-Оризонти — Педру Ноласку. Билет недорогой, проблема — нужен
бразильский номер налогоплательщика и нехватка мест.
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
Luz, дословно свет.
---
Станция метрополитена Сан-Паулу «Армения».
Автовокзал Сан-Паулу.
подпись не готова
подпись не готова
Город ----- на автодороге Сан-Паулу — Рио-де-Жанейро.
Автодорога Сан-Паулу — Рио-де-Жанейро.
подпись не готова
Автодорога Сан-Паулу — Рио-де-Жанейро. Огромная столовая, дословно «место питания».
Автобус останавливается на 30 минут.
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
Станция Botofago метрополитена Рио-де-Жанейро.
-------------
Телевизор. Несколько минут назад закончились выборы, но уже объявлен предварительный результат.
Победил правый и проамериканский политик Жаир Болсонару. Для российско-бразильских отношений
это едва ли хорошо.
Сторонники Болсонару празднуют победу. Из окна квартиры это тоже заметно.
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
Электровоз-памятник у нижней станции железной дороги на гору Корковаду.
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
Железная дорога на гору Корковаду. Пассажиры в ожидании посадки. Несмотря на высокую стоимость билета,
желающих ехать — больше, чем мест.
подпись не готова
подпись не готова
----------
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
Автобусный билет Рио — Сан-Паулу.
Ненавижу идиотов, отменивших пассажирские поезда между гигантскими мегаполисами на небольшом расстоянии друг от друга. Подобное противоречит всякой логике и кажется невозможным. Но это так.
Когда-то по этому маршруту поезда курсировали множество раз в день, а в целом по Бразилии перевозили 100 миллионов пассажиров в год, это только дальнее следование.
подпись не готова
Сан-Паулу. Здесь есть повсеместный велопрокат, работающий более продвинуто, чем в Москве:
велосипед можно взять и сдать в любом месте, а не только на «велостанции».
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
Прежде главное здание вокзала Белу-Оризонти, ныне музей. Функцию вокзала выполняет соседнее здание, когда-то являвшееся второстепенной частью вокзального комплекса.
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
подпись не готова
------------------------
часть 2 — следующая
08.11.2018 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу