ID: 7023

ПОЕЗДКА ВОРОНЕЖ — РОСТОВ — ГОРЛОВКА — ЛУГАНСК — УСТЬ-ДОНЕЦКАЯ, НОЯБРЬ 2013 ГОДА

518
Рабочая экспедиция была произведена в ноябре-начале декабря 2013 года.

Последняя экспедиция 2013 года, как и предыдущая экспедиция, осуществлялась с использованием самолёта Воронеж — Ростов авиакомпании «Руслайн». Этапы авиаперелёта выглядели «вставками» на общем маршруте передвижения с использованием пригородных поездов.
В обоих авиаперелётах (Воронеж — Ростов и Ростов — Воронеж) стоимость перелёта была одинаковой — 300 рублей. Это меньше, чем, к примеру, билет на обыкновенную некомфортабельную и отвратительную «быдловозку» Москва — Рязань.
Основные объекты исследования — трамвайные сети городов Донецк, Горловка, Луганск и Новочеркасск, железнодорожные линии Батайск — Азов и Лесостепь — Усть-Донецкая.
Изначально планировалось побывать также на железнодорожной линии Староминская — Ейск в Краснодарском крае. Это не осуществилось.

Электропоезд ЭД4М-0293 прибыл на станцию Рязань I.

Электропоезд ЭР9ПК-160 до Ряжска.

Электропоезд ЭР9ПК-160 прибыл на станцию Ряжск. Здесь пассажирам нужно
в быстром темпе пройти несколько сотен метров,
к электропоезду на Мичуринск.

Электропоездом ЭД9М-0117 от Ряжска до Мичуринска-Уральского.

Электропоезд ЭД9М-0117 на станции Ряжск.

По станции Мичуринск-Уральский — быстрая пересадка на электропоезд до Воронежа. Формально это два маршрута: Мичуринск — Грязи и Грязи — Воронеж. По станции Грязи — длительная стоянка.
Я взял в Мичуринске билет до платформы Углянец, и вышел на этой платформе. От Углянца до Воронежа — 50 минут езды.
Завтра мне требуется попасть в воронежский аэропорт к 11 часам.

Платформа Углянец. На часах 21:46.

Платформа Углянец удивительна тем, что выглядит «по-московски». Здесь нет особо интенсивного движения электропоездов: пока что 13 пар в сутки, присутствует угроза резкого сокращения.
Тем не менее, в Углянце — высокие платформы, ограда и отапливаемый турникетный павильон. Турникеты работают и находятся под охраной.
Выхожу на тёмную сельскую улицу. Углянец — старинное село с большой историей. Но сейчас моя задача — не его осмотр, а скорейший переход на Орлово.
Через некоторое время перехожу на железнодорожный путь. Быстрое движение по шпалам. Вот и Орлово — тоже две высокие платформы, но нет ни кассы, ни турникетов.
У платформы Орлово, несмотря на позднее время, «маневрировал» трактор. Возможно, тракторист собирался везти кого-то прибывшего с электрички из Воронежа. Местами дороги здесь такие, что только на тракторе можно гарантированно доехать.

Платформа Орлово.

Пешком по Воронежу. Автобусом №64 до «Сити-парка Град».

Автостоянка у «Сити-парка Град», к северу от Воронежа.

От «Сити-парка Град» до воронежского аэропорта — около трёх километров. Времени до вылета много. Решаю осмотреть и зафотодокументировать крайний северный участок железнодорожной линии Подклетное — Аэропорт.

Железнодорожная линия Подклетное — Аэропорт. Конец 17 километра/начало 18 километра.
Вид на север, в сторону станции Аэропорт.

Станция Аэропорт находится у базы горюче-смазочных материалов. Она находится на значительном удалении от собственно аэропорта, по другую сторону автодороги. Непосредственно к аэропорту железная дорога не подходит.

Автодорога Москва — Воронеж. Вид в сторону Воронежа.

Пешком до аэропорта Воронеж (Чертовицкое).

Основное здание аэропорта Воронеж.

Как и в прошлой поездке двадцатью днями раньше, вылет стандартный, по расписанию.

Посадочный талон Воронеж (VOZ) — Ростов-на-Дону (ROV)

Расстояние от Воронежа (VOZ) до Ростова-на-Дону (ROV) составляет 483 километра. Перелёт стоил 300 рублей (9 USD). Он был оплачен заранее на сайте http://aviakassa.ru. Реальная рыночная цена — как минимум 2000 рублей.

Заход на посадку. Окраина Ростова, железнодорожный мост через реку Дон на грузовом обходе.

В самолёте было 28 пассажиров. Большая часть полёта прошла над облаками. В Ростове было теплее, но погода — хуже, чем в Воронеже.

Самолёт CRJ-100 c бортовым номером VQ-BNB в аэропорту Ростова-на-Дону.

Пешком до магистральной железной дороги. Затем — по путям до платформы Орджоникидзе. Пешком по городским улицам до вокзала Сельмаш.

Переход по городским улицам от Орджоникидзе до Сельмаша. «Малоэтажный» район.

У вокзала Сельмаш — длительное ожидание трамвайного вагона. На трамвае — до вокзала Ростов-Главный.

«Пригородные» пути станции Ростов-Главный. Вид с путепровода в северном направлении.

В здании пригородного вокзала произошла первая проверка документов полицией. Задали вопросы по поводу того, куда я еду. Явственно ощущается, что я прибыл на «ментовский» Юг России.
К северу от условной линии Курск — Липецк — Тамбов — Самара беспричинные проверки документов являются чем-то из ряда вон выходящим. Но чем дальше продвигаешься на юг от Москвы — тем чаще возникает это омерзительное явление.
Выезд электропоездом до Азова. Четырёхвагонный состав, недавно переданный из депо Балашов Юго-Восточной железной дороги. На вагонах сохраняются надписи, свидетельствующие о приписке к Балашову.
Поездка до Азова электропоездом — намного более удобная и надёжная, чем автомобильным транспортом. Несмотря на это, к сожалению, электропоезд заполнен слабо.

Электропоезд следует по мосту через реку Дон, который имеет подъёмный центральный пролёт.
Вид вверх по течению.


Окраина Азова.


Подъёмный кран с маршрутной доской от поезда Новороссийск — Новокузнецк
в западной части станции Азов.

Прохожу с тотальной фотодокументацией два километра тупиковой железнодорожной линии Батайск — Азов. Мимо проследовал поезд Ростов — Азов (отправление из Ростова в 8:42, в Азове в 9:51). К немалому удивлению, им оказался не электропоезд, а автомотриса РА1-0020.
Помощник машиниста РА1-0020 ругнулся на меня из кабины, заявив, что «фотографирование запрещено законом». Почему-то среди провинциального населения этот нелепый миф остаётся распространённым.

Пригородный поезд до Ростова на станции Азов. Состав поезда - автомотриса РА1-0020.

Батайск находится в 10 километрах южнее Ростова-на-Дону. Здесь находится одна из крупнейших в России железнодорожных станций. Гигантский узел с немыслимыми переплетениями путей, протянувшийся на километры.
Отсюда я планировал ехать в Староминскую и далее в Ейск. Прогулка по городу. Он оказался на удивление красивым и благоустроенным.

Пешеходная улица в Батайске.

Юг России отличается от прочей, «обычной» части страны. В самых разных аспектах. Здесь другая обстановка, здесь немного «другая» Россия. На мой взгляд, здесь легче и приятнее жить. И здесь почти нет разрухи. Нет деревянных бараков, непролазной грязи, ощущения депрессивности.
На платформе у батайского вокзала, незадолго до прибытия электропоезда Ростов — Староминская, опять произошла проверка документов полицией! Я едва успел на электропоезд. Что за ерунда?!

Станция Батайск. Прибывает электропоезд ЭД9М-0096, следующий по маршруту Ростов — Староминская.

Я уже дважды преодолевал участок Батайск — Староминская на пригородных поездах. Но это были ускоренные поезда Краснодар — Ростов, следующие почти без остановок. Сейчас — обычный «медленный» электропоезд, следующий со всеми остановками.
Фотографирую станции и остановочные пункты. Погода резко переменилась, стало солнечно и тепло.

Железнодорожная линия Батайск — Староминская. Платформа Еремеево.

Конечная станция Староминскáя, Краснодарский край. Отсюда я планировал ехать в Ейск. Цель — проездить и зафотодокументировать тупиковую железнодорожную линию Староминская — Ейск.
Но оказалось, что я забыл записать расписание движения поездов по маршруту Староминская — Ейск, а запомнил его неправильно. В экспедиции доступ в Интернет отсутствует, проверить расписание нельзя. Поезд на Ейск отправится лишь вечером.
На вокзале Староминской снова произошёл случай нездорового полицейского интереса. Представитель правоохранительных органов потребовал идти в дежурное помещение на вокзале, что-то проверял и записывал.
Это просто взбесило меня. Второй случай за два часа! Доколе?! Почему я, полноправный гражданин своей страны, здесь нахожусь в положении изгоя? Почему в обычном, славянском регионе полувоенная обстановка?
Я был в ярости. «Надо валить с «ментовского Юга»!
Надеюсь, это временное сезонное обострение, связанное с предстоящей олимпиадой в Сочи. Думаю, что в следующем году, после того, как международное спортивное мероприятие пройдёт, обстановка улучшится. И маразма в настолько ярко выраженной форме уже не будет. А пока, в ближайшие четыре месяца, лучше держаться подальше от Краснодарского края!
Электропоезд приближается к станции Каневская. Вот объявление автоинформатора: Каневская. Следующая остановка — Придорожная.
Мне здесь выходить. Мысли: если и тут будут «троллить», я не знаю, что с ними сделаю (конечно, на самом деле — ничего, кроме испускания немых ругательств). Но в Каневской — маленький, примитивный и почти безлюдный вокзал. Полиции нет.
Каневскáя — крупнейшая станица Краснодарского края. Название происходит от древнего русского города Канев, расположенного на Днепре. Намного превосходит по населению Канев, сейчас это крупнейший в России сельский населённый пункт — 44 000 жителей. Отчасти она интересовала именно этим.
Другие крупные станицы Кубани преобразовали в города: Крымская — Крымск, Тимашевская — Тимашевск, Белореченская — Белореченск. Каневская этого избежала. Почему - интересный вопрос.
Примечательно, что местные жители во многих городах - бывших станицах продолжают воспринимать их как станицы и используют в обиходной речи такие названия, как, например, Кореновка или Тимашевка (другой вариант - Тимашёвка). Возможно, зря их в своё время назвали городами. Среди прочего, это означает и лишение «сельских» льгот.

Станция Каневская, окрестности вокзала.

Длительный осмотр Каневской я не устраивал. Возвращаюсь ускоренным пригородным пригородным поездом в Ростов.

Внутренний вид вагона ускоренного пригородного поезда Краснодар — Ростов.
Прибытие в конечный пункт.


Выезд электропоездом Ростов — Успенская. Отправление электропоезда в темноте. Условно светло стало перед Таганрогом.

Участок Таганрог — Успенская. Платформа Северо-Покровское. Вид на запад.

На этот раз солнца не появилось. Погода была мерзкой, и оставалась такой ближайшие несколько дней.
Выхожу на станции Успенская. Дальше пригородных поездов нет. Это — результат действий антиславянских варваров, прилагающих все усилия для разрыва связей между РФ и Украиной. Через «российско-русскую» границу (российская сторона — где Москва, русская — где Киев).
Единственно возможный способ сравнительно дешёво попасть из Ростова и Таганрога в Донецкую область — это поездка на электричке до Успенской. Затем — два километра пешком до автомобильного пункта пропуска, пеший проход через него, неудобный и переполненный автобус на украинской стороне.

Электропоезд ЭР9ПК-0283, следующий из Ростова, прибыл на станцию Успенская.

В 2010 году, когда я прибыл в Успенскую тем же по времени электропоездом маршрута Ростов — Успенская, здесь имела место беседа со «шпионофобским» работником милиции. Тогда ещё в России была милиция, а не полиция. Он учинил «троллинг» за фотографию вокзала.
На этот раз полиции не было, но были пограничники. Станция теперь огорожена. Выход с неё — только через вокзал, при этом пограничники требуют от всех предъявить паспорта.
Толпа прибывших в Успенскую пассажиров разделяется. Одна часть идёт на ближайший пограничный переход, который расположен рядом с путями, в нескольких сотнях метрах от вокзала. Пользоваться им могут только обладатели «прописки» в приграничных Матвеево-Курганском и Амвросиевском районах.
За местным пунктом пропуска находится село Выселки. Оно знаменито тем, что долго и упорно просится в состав России.
Другая часть желающих пересечь границу — те, кто прописки в этих двух районах не имеет. Они идут пешком или выезжают на такси к «международному» пункту пропуска. Старую его часть, знакомую по поездке в 2010 году, сейчас закрыли. До новой части — два километра.

Село Авило-Успенка. Впереди — старая часть пункта пропуска. Теперь прямого доступа туда нет,
требуется обход длиной больше километра.

Я с удивлением обнаружил, что знакомые по поездке в 2010 году ворота пункта пропуска закрыты. Иду дальше.

Закрытые ворота старой части пункта пропуска.

Иду пешком по недействующей части автодороги Донецк — Ростов к въездным воротам новой территории пункта пропуска. Здесь были потрачены многие миллионы рублей на сооружение грандиозных пограничных терминалов. На месте российских властей, я бы в одностороннем порядке убрал здесь пограничный контроль.

Пеший поход к воротам новой территории пункта пропуска. Раньше здесь следовал весь
транспортный поток между миллионными городами Донецк и Ростов, расстояние
между которыми составляет 200 километров. Сейчас транспорт съезжает
«за забор» в другом месте.

Захожу на территорию новой части пункта пропуска.

Вход на новую часть российского пункта пропуска.

Как обычно, вначале выдают «талон контроля пешехода». Затем — короткая процедура проверки и «проштамповки» паспорта.

«Талон контроля пешехода». Выдаётся при входе на российский пункт пропуска,
и забирается при выходе с него.

Вещи не смотрели ни на российской, ни на украинской стороне. Пешком пересекать границу намного проще, чем на машине. Это занимает в разы меньше времени.

Украинский пункт пропуска «Успенка» на автодороге Донецк — Ростов. Вид со стороны Донецка.

Расстояние от пункта пропуска до станции Квашино, где начинается движение пригородных поездов «вглубь» Украины — 10 километров.

Вид от пункта пропуска «Успенка» в сторону Донецка.

У меня были мысли о пешем переходе до Квашино.

Окрестности пункта пропуска «Успенка».

В итоге я решаю воспользоваться автобусом на Донецк. Благо, он стоял вблизи пункта пропуска.

В автобусе на Донецк.

Автобус — типичный для этих мест украинский «клон» корейского «Hyundai». Тесный и неудобный.
Водитель автобуса взял за проезд сначала 6 гривен — до Амвросиевки, затем 23 гривны — от Амвросиевки до Донецка. Итого — 29 гривен (116 рублей) за 90 километров пути.

Транзитный проезд через город Макеевка. Снимок сделан из автобуса.

Макеевка — печальное место. Здесь озверевшими варварами была полностью уничтожена трамвайная система. Полностью уничтожена также Макеевская детская железная дорога.
Конечным пунктом автобуса оказалась автостанция «Мотель» на восточной окраине Донецка. Отсюда я еду троллейбусом до заброшенной стройплощадки станции метро «Пролетарская» в микрорайоне Восточный.

Заброшенная стройплощадка станции метро «Пролетарская».

На всех стройплощадках Донецкого метрополитена — одинаковая картина. Ржавеющая техника, зарастающие сорняками котлованы, заливаемые водой тоннели. Никакие работы давно не ведутся. Немногочисленный персонал представлен только охраной.

Заброшенная стройплощадка станции метро «Пролетарская».

Для строителей Донецкого метро это была не работа, а смысл жизни. Появление метрополитена означало бы, что из рядового провинциального города Донецк поднимется на принципиально иной, почти столичный уровень.
Город без метрополитена и с метрополитеном воспринимается принципиально иначе. Первое — забытая провинция, второе — город высшего уровня. Примечательно, что строительство Донецкого метрополитена началось в трудном 1992 году. Завершить его — было делом чести!

Заброшенная стройплощадка станции метро «Пролетарская».

Метростроевцы много месяцев не получали зарплату, но продолжали работать почти что на одном энтузиазме. Они устраивали акции протеста, но это не помогало. В итоге преступная власть решила полностью прекратить строительство метрополитена.

Заброшенная стройплощадка станции метро «Пролетарская». Вид с востока.

Я резко негативно отношусь ко всем антироссийским и «прозападным» силам. Считаю, что с «западным миром» Украине точно не по пути. От всяческих «Парижей и Лондонов» Украине нужно держаться как можно дальше! Ничего хорошего для нас в этом «западном мире» нет!
Но моя ненависть к «банде Януковича» тоже «зашкаливает»! И более всего этому способствует разруха в Донецкой области.
Во всём большом промышленном регионе цивилизованным является только центр Донецка. Остальное — ярко выраженная разруха. Константиновка, Краматорск, Иловайск, Макеевка, и прочее — до бесконечности. Всюду — гнетущая нищета, упадок, запустение.
В Донецкой области на 1991 год насчитывалось 9 трамвайных систем: Донецк, Мариуполь, Макеевка, Горловка, Енакиево, Краматорск, Константиновка, Дружковка, Авдеевка.
На текущий момент: в приличном состоянии поддерживается только Донецкий трамвай. В относительно живом состоянии Мариуполь и Авдеевка, хотя в Авдеевке разобрано больше половины трамвайной линии. В последнее время улучшилось состояние трамвайной системы в Енакиево.
Горловка, Краматорск, Константиновка, Дружковка влачат жалкое существование. Привычный интервал движения в этих городах — один час. Старейшая в регионе трамвайная система Макеевки полностью уничтожена.
Донецкая и Луганская области — это те немногие регионы Украины, где президента Януковича активно поддерживает большая часть населения. На выборах он набирал больше 90 процентов голосов. Януковича называют «донецким», власть Украины — «донецкой».
Казалось бы, логично и естественно: пришёл к власти — сделай всё возможное для улучшения своего региона. Большая часть Украины Януковича ненавидит и будет ненавидеть всегда. Так пусть тогда Донецкая область будет приведена в порядок и начнёт выглядеть по-человечески. И пусть даже за счёт других областей!
Но нет, прошло четыре года — и ничего подобного! Енакиево, родной город Януковича, долгое время был знаменит как образец разрухи и абсолютного упадка. Серьёзных изменений к лучшему там до сих пор нет.
Полное прекращение строительства Донецкого метрополитена произошло при «донецкой» власти! Все деньги стекаются в Киев, только там активно строится метро. Никаких улучшений в Донецкой области не видно.
В 2010 году по вине украинских властей был отменён маршрут пригородных поездов из Луганской области в Россию — Луганск — 122 км. Официальным предлогом была названа эпидемия африканской чумы свиней.
Люди требовали вернуть поезд. Заголовки были громкими: «Верните «дорогу жизни»! Не помогло! Отмена пригородных поездов резко ухудшает связи между славянскими регионами.

Донецк, микрорайон Восточный. Автомобиль с «чёрными» советскими номерами.
Такие номера выдавались до 1980 года.

Пешком конечной трамвайной станции «Микрорайон Восточный» (маршрут №10). Трамвай до остановки «Пролетарская».

Донецкий трамвай. Развилка у остановки «Пролетарская».

От «Пролетарской» — вагоном маршрута №15 до конечной станции «Шахта №12/18». Оттуда — пешком до остановки «Шахтоуправление имени газеты Правда».

Донецкий трамвай. Линия маршрута №15 к северу от конечной станции «Шахта №12/18».
Вид в северном направлении.

Вагоном маршрута №15 до «площади Будённого». Затем — вагоном маршрута №10 до в центр города, до «улицы Горького». Пешком по центру вечернего Донецка.

Центр Донецка. Всегда радует наличие российских организаций
за пределами официальной территории РФ.

На троллейбусе до главного донецкого вокзала. Закупаю продукты в магазине АТБ.
Выезд в Горловку электропоездом сообщением Донецк — Красный Лиман.

Станция Донецк. Электропоезд ЭД2Т-109, готовый к отправлению по маршруту
Донецк — Красный Лиман через Криничную, Никитовку, Артёмовск.


Пригородный билет Донецк — Горловка.


Объявление на вокзале станции Горловка.

Утром первым делом ищу доступ в Сеть. После немалых усилий удалось найти интернет-клуб «Солар», по адресу: Комсомольская, 22.

Горловка. Улица Комсомольская, дом 22.

Узнаю новости. Самая тревожная и нехорошая из них: в Киеве нарастают беспорядки. Милицейская активность теперь будет высокой и здесь...

В интернет-клубе «Солар». «Неплоский» монитор для 2013 года — редкость.

Начинаю изучение Горловского трамвая. Это последняя действующая, но непроезженная мной трамвайная система Украины!
С 27 ноября 2013 года действующих непроезженных трамвайных систем на Украине нет! Уничтоженные Макеевку и Стаханов не проездить...
Горловский трамвай — типичная для Восточной Украины трамвайная сеть, находящаяся в сильно запущенном состоянии. Интервалы движения на каждом маршруте в среднем около часа.
Полукольцевая трамвайная линия в центре города не действует. По обещаниям местных властей, закрытие — временное.

Грузовой трамвай в тупике у диспетчерской. Когда-то
на этом месте находилось первое трамвайное депо.

Потратив почти весь световой день, который в это время года короткий, я проездил всю сеть Горловского трамвая, кроме линии маршрута №8. Часть дня я передвигался по городу без рюкзака, спрятав его в окрестностях вокзала.

Вокзал на станции Горловка. Вид с переходного моста.

Вблизи вокзала была найдена промышленная станция с удивившим меня названием Очеретино. Станция Очеретино является конечным пунктом одного из маршрутов электропоездов от Горловки, находится в десятках километров западнее.

Горловка. Промышленная станция Очеретино.

На самом длинном в городе трамвайном маршруте №8 выпуск — 1 вагон. При этом интервал, вероятно, составляет как минимум два часа. Плюс немногочисленные рейсы из депо утром и в депо вечером.

Горловка. Двор одного из жилых домов на проспекте Ленина,
по которому пролегает центральная трамвайная линия.

Ноябрьская погода способствовала тому, что город казался унылым. В Донецкой области — почти повсеместная разруха. Летом она «сглаживается» и не так заметна.
Отличие украинских вокзалов от российских в лучшую сторону заключается в том, что при входе на них нет идиотских «рамок» и издевательского «шмона». Вход всюду свободный. Отличие в худшую сторону — вокзалы часто находятся в неприглядном, запущенном состоянии. Присутствуют бомжи и маргиналы.
На вокзале через некоторое время я привлёк внимание милиции. Опять повторяется ситуация в наихудшем южно-российском стиле.
Потребовали пройти в дежурное помещение. Оно расположено на втором этаже здания, вход с торца.
Когда они увидели у меня второй паспорт — «глаза загорелись». К явному разочарованию, второй паспорт, как и первый, оказался российским (один заграничный, другой внутренний).
Меня заверили: если бы один паспорт был украинским, а другой — российским или каким-то ещё, я бы мог сесть за решётку. Якобы иметь два гражданства — уголовное преступление, согласно законам Украины. На самом деле это не так.
— А вы бы сами, что, отказались бы от российского паспорта, если бы его легко выдавали? Хотели бы присоединиться к России?
— Мы за единство с Россией, и присоединиться к России в принципе были бы не против, как и почти все здесь. Но пока тут Украина — иметь российский паспорт незаконно!
Потребовали выложить все имеющиеся при мне деньги и ценности, просмотрели их. Ничего не пропало.
В 20:15 выезжаю электропоездом до Дебальцево. Мне было заранее известно, что на узловой станции Дебальцево есть комната отдыха.
Вокзал на станции Дебальцево знаком мне по поездке в 2010 году. Это интересное и необычное дореволюционное здание. Оно недавно реконструировалось, выглядит хорошо.

Расписание движения пригородных поездов по станции Дебальцево.

Поднимаюсь по указателю на верхний этаж. Оплачиваю место в комнате отдыха — 50 гривен, плюс душ — 20 гривен. Итого — 70 гривен (284 рубля).

Комната отдыха на вокзале станции Дебальцево.

Дежурная по комнатам отдыха ошибочно разбудила меня в 3:40, а не в 4:40, как было нужно. В 5:00 выезжаю пригородным поездом Дебальцево — Луганск — Ильенко.
Несмотря на густонаселённую местность, от Дебальцево в сторону Луганска в ходу лишь 1 пара пригородных поездов в сутки. Линия до Луганска электрифицирована. Тем не менее, пригородным поездом был ДПЛ2-005. Это одна секция магистрального тепловоза 2ТЭ116, пассажирские вагоны, крайний из которых имеет кабину управления.

Пригородный билет Дебальцево — Луганск.

Состав почти не отапливался. Число пассажиров при отправлении было минимальным. После Родаково состав заполнился настолько, что были заняты все сидячие места.

Новый вокзал на станции Луганск.

Прибываем в Луганск. Современный вокзал, хорошо знакомый мне по поездке в 2012 году.

Новый вокзал на станции Луганск.

Задача — полностью проездить сеть Луганского трамвая. Иду к старому вокзалу. В районе переезда фотографирую дизель-поезд Д1, следовавший со стороны Родаково.
Затем — на трамвайную станцию «Техникум транспортного строительства». В 2012 году я мёрз здесь долгое время, но трамвая не дождался. Сейчас удалось уехать почти сразу.

В вагоне Луганского трамвая.

Луганск — областной центр. Областной центр — по определению более цивилизованное место, чем город, таковым не являющийся. Но трамвайная система и здесь находится в плохом состоянии.
В Луганске много трамвайных маршрутов, но почти на всех — интервал движения около часа. Исключение — лишь маршрут №6. На нём движение сравнительно активное.
Крайняя северо-восточная линия Луганского трамвая (маршрут №15) закрыта. Рельсы будут разбираться или уже разбираются.
Не зная, что движение на маршруте №6 сравнительно частое, я поехал от «Автовокзала» до «Областной больницы» на «маршрутке». Зря: можно было бы сэкономить деньги и не давиться в неудобной «ГАЗели».

Луганский трамвай. Развилка у остановки «Машколледж». Прямо — линия к депо
и Малой Вергунке. Вправо — линия к площади Горького.

Я прошёл пешком всю линию от «Машколледжа» до «Малой Вергунки». Фотографирую трамвайное депо из-за забора.

Луганск. Трамвайное депо.

На фоне печального состояния Луганского трамвая и города в целом удивляет тот факт, что Луганская область, наравне с Донецкой — регионы-доноры. Здесь сосредоточены металлургические и химические предприятия, которые наполняют бюджет Украины.
Но именно в этих областях — наибольшая разруха, упадок и запустение.
При этом, далеко не все трамвайные системы Украины находятся в плохом состоянии. В Виннице трамвай работает почти в режиме метро. В Житомире на единственном трамвайном маршруте интервал — около 5 минут.

Луганский трамвай. Конечная станция «Малая Вергунка».

От «Малой Вергунки» — до «Лугансктепловоза». Осматриваю извне Луганский тепловозостроительный завод. Это главное предприятие города.

Паровоз-памятник СО17-1000 у Луганского тепловозостроительного (ранее паровозостроительного) завода.
Паровоз построен в 1949 году, установлен в 1978 году. Имеет статус памятника истории.

Луганск ассоциируется прежде всего с магистральными тепловозами. Большинство магистральных тепловозов железных дорог Советского Союза построены именно здесь.

Луганский тепловозостроительный завод.

На данный момент в силу насильственного разрыва связей с Россией завод в плохом положении.

Луганский тепловозостроительный завод.

Недалеко от завода в неприметном здании нахожу диспетчерскую Луганского трамвая. На ней было вывешено расписание движения по маршруту №1. Оказывается, рейсов — единицы в день. Записываю расписание. Благодаря этому позднее линию маршрута №1 удалось проездить.
Вагоном маршрута №6 — до остановки «Университет имени Шевченко».

Центр Луганска. Магазин «Россия».

Предстоит добраться до крайней восточной точки трамвайной сети — станции «Квартал Дзержинского». Решаю воспользоваться троллейбусом №52, затем — пешком.
В Луганске 5 троллейбусов маршрутов. Нумерация нетипичная: 51, 52, 53, 54, 57. Интервалы движения большие, как и у трамвая.

Плакат на улице Луганска.

От конечной троллейбусной остановки «Квартал 50 лет Октября» — пешком до трамвайной остановки «Смоленская», и затем — до конечной трамвайной станции «Квартал Дзержинского».
Повезло: вскоре отсюда отправился трамвайный вагон. Интервал движения здесь — около часа.

Крайняя восточная точка Луганского трамвая — «Квартал Дзержинского».

От «Квартала Дзержинского» — до противоположной конечной маршрута №2 — «3-го километра». Осматриваю станцию Лутовиновский Посёлок на железнодорожной линии Луганск — Лутугино — Бразоль.
Выезжаю вагоном маршрута №1 до остановки «Тараса Рыбаса». В итоге, была проезжена вся действующая сеть Луганского трамвая, кроме небольшой линии маршрута №7 на «Парк Горького».
Решаю воспользоваться комнатой отдыха на луганском вокзале. Комнаты отдыха находятся в «высотной» части здания. Заселение — на 6-м этаже, сама комната отдыха — на 7-м этаже.

Луганск. Прейскурант комнат отдыха.

Удивительно: здесь, в областном центре, использование комнаты отдыха оказалось дешевле, чем в Дебальцево. За ночлег я отдал 52 гривны, за душ — 8 гривен, итого — 60 (243 рубля). В России подобных цен не бывает.

Анкета, заполняемая при заселении в комнату отдыха.

Утром — выезд дизель-поездом сообщением Луганск — Изварино. Поезд курсирует один раз в сутки. Это — единственное, что осталось из пассажирского движения на железнодорожных линиях Луганск — Лутугино и Лутугино — Семейкино — Изварино.

Пригородный билет Луганск — Изварино.

Поезд дважды меняет направление движения: по станциям Лутугино и Семейкино. Причём в Лутугино поезд сначала останавливается на путях к северу от вокзала, затем движется в сторону Родаково.

Станция Лутугино. Поезд остановился севернее вокзала. Вскоре поезд отправится менять
направление движения, после чего прибудет на ближайший к вокзалу путь.

У «родаковской» горловины станции Лутугино происходит смена направления движения. Локомотивная бригада переходит в противоположный конец состава. Затем поезд отправляется на восток, и ненадолго останавливается непосредственно у вокзала станции Лутугино.
На участке Родаково — Лутугино пассажирское движение полностью отменено. То же самое — на участках Кондрашевская — Семейкино — Должанская, и многих других. Для Украины в целом это не характерно. Донецкая железная дорога — единственное место, где были осуществлены вредительские действия «российского» образца.

Участок Лутугино — Семейкино. Тоннель к востоку от закрытой станции Глафировка.

Поездка по линии является мрачной из-за депрессивности этих мест. Варварский развал железной дороги, уничтожение всего того, было создано за предыдущие более чем сто лет. Закрытые станции, упадок всего.
Из множества курсировавших здесь пассажирских поездов осталась одна пара в сутки — дизель-поезд Луганск — Изварино. Но этот поезд заполнен слабо, что удивительно и ненормально. Среди пассажиров — в основном низкообразованные бабки.

Участок Лутугино — Семейкино. Вокзал на закрытой станции Пристенок,
расположенной в селе Первозвановка.

Заход на станцию Семейкино-Новое. Стоянка 20 минут, смена направления движения. При движении поезда в обратную сторону захода в Семейкино-Новое нет.
Затем — город Краснодон, хорошо известный каждому, кто был гражданином СССР. Огромный вокзал, на котором когда-то было множество поездов. Сейчас — одна пара пригородных в сутки, с единицами пассажиров.

Вокзал на станции Краснодон.

После Краснодона на протяжении нескольких километров рядом пролегает подъездной путь на действующую шахту. Останавливаемся у «полудохлых» дачных посёлков. Поезд стал почти полностью пустым.
Наконец, Изварино — конечный пункт. До Российской Федерации — один километр. Дореволюционный вокзал, ручные стрелочные переводы. Станция живая — на путях ведётся погрузка угля в полувагоны.

Поезд ДПЛ2 на станции Изварино. Вид с западной стороны.

Сначала я пошёл в западную, «семейкинскую» горловину. Фотографирую станцию и поезд.

Поезд ДПЛ2 на станции Изварино. Вид с восточной стороны. Секция тепловоза 2ТЭ116-1188.

Решаю дойти до тупика — места, где обрывается железнодорожная линия Родаково — Лутугино — Лихая, «упёршись» в установленную антирусскими варварами границу.

Станция Изварино. Вид с путей в южном направлении. Указатель на Донецк. Этот не тот Донецк,
который известен всему миру, а тот, который находится рядом
и на самом деле называется Гундоровка.

Остался позади путепровод над автодорогой, дореволюционная казарма.

Немногим восточнее станции Изварино. Казарма (линейное путевое здание) дореволюционной постройки.

Впереди уже видны ненавистные синие пограничные таблички, виден тупик. Сбрасываю рюкзак и кладу его рядом с нехоженными ржавыми рельсами. Поход до тупика займёт несколько минут, местность вроде бы безлюдная.

Тупиковая призма. Впереди — граница. Здесь обрывается построенная 100 лет назад
магистральная железнодорожная линия Родаково — Лихая.

Возвращаюсь почти бегом. Рюкзака нет! Невдалеке находился человек. Оказывается, это местный железнодорожник, который незаметно следил за мной. Он пошёл в то место, где я оставил рюкзак, и перенёс его будку для путейского инвентаря. В дальнейшем он собирался вызывать милицию для осмотра содержимого.
Повезло, что это был не злоумышленник, а нормальный в общем-то железнодорожник немолодого возраста. Вначале он принял меня за террориста, затем отнёсся хорошо.
Железнодорожник рассказал, что движения в сторону Лихой нет с 1997 года. Сначала рельсы разобрала Россия со своей стороны. В окрестностях Изварино ещё несколько лет лежали ржавые пути, которые стали разворовывать. Наконец, рельсы разобрала и Украина.
На станции Изварино начинались подъездные пути к промышленным предприятиям города Донецка Ростовской области (настоящее название — Гундоровка). Казалось бы, наиболее логично вести сообщение Гундоровки с остальной Ростовской областью через Изварино. В этом случае по Украине нужно проехать лишь несколько километров.
Но прямое движение из Изварино на Лихую было запрещено ещё до разборки перегона, потому что в Изварино не организовали железнодорожный пункт пропуска! Грузовые вагоны из Гундоровки шли в Ростовскую область через Должанскую и Красную Могилу, с «крюком» в сотни километров!
Наконец, наступил апофеоз маразма и беспредела. Гундоровку оставили без железной дороги вообще. Все линии к северу от Изварино были разобраны.
По словам железнодорожника, этот район проблемный. От утверждал, что здесь с давних времён селились освободившиеся «зеки».
Сейчас граница здесь проходит фактически по улицам единых населённых пунктов. Говорили о введении каких-то карточек жителей приграничной территории, которые позволили бы пересекать границу вне пунктов пропуска. Но у железнодорожника такой карточки нет, хотя и живёт в Изварино.
Пересекать границу изваринскому железнодорожнику приходится на общих основаниях — на пункте пропуска. «Нелегальный» переход теоретически грозит арестом. По его словам, девять раз можно свободно пройти, и никто не обратит внимание, а на десятый — не повезёт. Впрочем, обычно местных жителей наказывают не за переход границы налегке, а за перемещение через неё контрабанды.
Оставляю железнодорожнику «визитку» с адресом «Сайта о железной дороге». Иду на автомобильный пункт пропуска.

Впереди находится украинский автомобильный пункт пропуска «Изварино».

Украинский посёлок Изварино и российская Гундоровка (Донецк) — фактически один населённый пункт. Раньше здесь были внутренние автобусные маршруты. Сейчас местные жители перемещаются между ними почти исключительно пешком, таская на себе тяжёлую поклажу суммарно как минимум километр.

Въезд на территорию украинского пункта пропуска «Изварино».

Украинский пункт пропуска я прошёл очень быстро. На российской стороне, как и в Успенке, прошла масштабная реконструкция. Построено много новых сооружений, занимающих огромную площадь.

Впереди — российский пункт пропуска «Донецк».

Женщина-пограничник на российской стороне с подозрением рассматривала в загранпаспорте штампы из поездки в Марокко, выполненные на арабском языке. На штампах не было названия страны латинскими буквами. Она поинтересовалась, какая это страна.
В загранпаспорт здесь поставили штамп с необычным сочетанием: слова «Россия» и «Донецк».

Четыре дата-штампа, поставленные в ходе поездки: Матвеев Курган (автомобильный
пункт пропуска у станции Успенская), Успенка, Изварино, Донецк.

Как обычно, выдаётся «контрольный талон пешехода», подлежащий сдаче на выходе с пункта пропуска.

«Контрольный талон пешехода». Российский пункт пропуска Донецк.

У выхода из пункта пропуска таксисты активно зазывают пассажиров. Игнорируя их, иду на автобусную остановку. Время на фотоаппарате переводится на два часа вперёд.

Донецкое ПАТП (пассажирское автотранспортное предприятие),
расположенное у пункта пропуска.

Подходит городской автобус-«ПАЗик». Стоимость проезда 10 рублей. Узнаю у пассажиров, где нужно выходить, чтобы пересесть на автобус до Каменска.

Билет для проезда в городском автобусе Гундоровки
(Донецка Ростовской области).

Меня всегда удивляла странность названия Донецк применительно к Гундоровке. Это надо было кому-то додуматься!
Донецк для всего мира — это миллионный, довольно известный город. А никак не глубокая провинция на окраине Ростовской области. Неудобства из-за одноимённости огромные. Видя на указателях и в расписаниях «Донецк», иногда приходится размышлять: какой из них?
Что должен отвечать житель «ростовского Донецка» на вопрос о месте жительства? Ведь Донецк во всеобщем восприятии — совсем другая точка на карте! Надеюсь, будет возвращено историческое название Гундоровка.
Я с 1990-х годов знаю, что «основной» Донецк первоначально назывался Юзовка, потом стал первым в мире городом, названным в честь Сталина. Но при «хрущёвской десталинизации» проблему решили удачно. Название Юзовка для миллионного города не подходит.
Интересно, что немногим западнее есть ещё один маразм: два Краснодона, которые расположены 15 километрах один от другого. Думаю, что меньший из них реально называют иначе — например, Старый Краснодон. Официальные названия одинаковые.
Когда-то «малый» Донецк, как и «большой», являлся шахтёрским городом. Все шахты здесь закрыты. На месте шахт и обогатительной фабрики — изобилие развалин. Вся промышленность в городе уничтожена. Железнодорожные пути, общая протяжённость которых исчислялась десятками километров, полностью разобраны.
Гундоровка — единственный город Ростовской области, имевший железную дорогу, но полностью лишившийся её. Отсутствие железной дороги не позволяет возродить промышленность. Ответственные лица не захотели договариваться с Украиной о транзите, тупо уничтожили большое железнодорожное хозяйство...

Центр Гундоровки. Упоминание Шатуры.

Появился рейсовый микроавтобус на Каменск. Оплата водителю, билеты не выдаются.

Каменск. Рейсовый микроавтобус, прибывший из Гундоровки.

Из Каменска (станция Каменская) — электропоездом до Новочеркасска.

Памятник Ермаку в центре Новочеркасса.

Осматриваю Новочеркасск — бывшую столицу донского казачества, постепенно продвигаясь к трамвайной линии.

Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске.

По внешнему облику и благоустройству Новочеркасск сильно отличается в лучшую сторону от Донецкой и Луганской областей.

Троицкая площадь в Новочеркасске. Вид на север, в сторону Триумфальных ворот
и северной, промышленной части Новочеркасска.

У Триумфальной арки наконец нахожу трамвайную линию. Пешее фотодокументирование до развилки у остановки «Троицкая».

Трамвайный вагон в Новочеркасске.

Я частично проездил сеть Новочеркасского трамвая в 1998 году. Но фотографий тогда не делалось. На момент этой экспедиции Новочеркасск, Ангарск и Усолье были последними тремя действующими трамвайными системами РФ, фотографий которых у меня не было. В Усолье система ещё и не проезжена.
Еду в вагоне маршрута №1. Немногим севернее остановки «Разъезд» (развилка «северной петли») на пути прямо под вагон выехал пенсионер на старых «Жигулях». Произошло столкновение.

Столкновение с автомобилем к северу от «Разъезда».

Пенсионер не пострадал, но машина немного помялась. Женщина-водитель трамвая выругалась матом. Стало ясно, что линия будет надолго перекрыта.
В данный момент стало жалко пенсионера. Машина, которую покорёжил трамвай — это ВАЗ-2101, народное прозвище «Копейка». Производство ВАЗ-2101 началось в 1970 году. Машине не меньше сорока лет.
Вполне возможно, что этот человек владел «Жигулями» полжизни, с 1960-х годов копил деньги и несколько лет ожидал своей очереди. Чтобы автомобиль прослужил 40 лет, за ним нужно постоянно ухаживать, тратить время и силы, «вкладывать душу». Будь сейчас на месте «Копейки» новый роскошный джип — эмоции были бы другими.
Иду пешком от «Разъезда» на восток. Впервые за много дней появилось солнце. Ведётся тотальная фотодокументация линии.
Еду в вагоне по северной петле, в направлении против часовой стрелки.

Северная часть Новочеркасска. Снимок сделан из трамвайного вагона.

Выхожу на остановке «улица Петрова». Пешком до станции Хотунок.

Станция Хотунок. Вид в северном направлении.

От станции Хотунок — электропоездом Ростов — Усть-Донецкая. Это четырёхвагонный состав ЭД4МК-0063.

Новочеркасский электровозостроительный завод и узкоколейный паровоз-памятник
159 №4-12 (159-205). Паровоз был установлен здесь в 2011 году, до этого
он находился в Тбилиси. Вид из электропоезда.

Вскоре после посадки я попросил билет до Усть-Донецкой. Никаких вопросов это не вызвало.
После станции Горная электропоезд стал почти пустым. По вагонам стала ходить странная бабка. Она не продавала и не проверяла билеты, но «следила за порядком» в составе. Это проводник электропоезда — редкое явление.
После станции Лесостепь остаётся позади магистральная железная дорога. Электропоезд вступил на тупиковую электрифицированную малодеятельную железнодорожную линию Лесостепь — Усть-Донецкая, длиной 67 километров.
Здесь чудом сохранилось пассажирское движение. Одна пара электропоездов: днём Ростов — Усть-Донецкая, рано утром Усть-Донецкая — Ростов.

Железнодорожная линия Лесостепь — Усть-Донецкая. Станция Кадамовка.

Как выяснилось, грузовое движение до Усть-Донецкой есть в период навигации, когда действует Усть-Донецкий речной порт. В остальное время его нет (или, может быть, один грузовой поезд в месяц).
На линии осталась одна действующая промежуточная станция — Кадамовка. Действует тупиковое ответвление Кадамовка — Садки. Оно тоже электрифицировано. У станции Садки находится карьер. Пассажирского движения на Садки нет.

Начальный участок линии Кадамовка — Садки.

Удивительным является тот факт, что эта линия электрифицирована. Такой же странный аналог — электрифицированная линия Графская — Рамонь в Воронежской области.

Закрытая станция Керчик.

Электропоезд на участке Лесостепь — Усть-Донецкая занимает печальный рекорд по воздуховозности. Вначале — около 10 пассажиров. После Кадамовки четырёхвагонный состав везёт двух-трёх пассажиров, не считая меня!
Усть-Донецкий (местные жители называют Усть-Донецк) — крупный населённый пункт, который лишь по случайности не получил статуса города. Почему проживающие там 15 000 человек вместо цивилизованного, комфортабельного и бесплатного для многих электропоезда предпочитают пользоваться дурными, некомфортными и платными для всех без исключения «ПАЗиками» — загадка.
Пассажиров в этой электричке — единицы, причём их контингент один и тот же.

Станция Усть-Донецкая.

Иду до тупика, выполняю фотодокументирование. Почти все пути здесь ржавые.

Электропоезд ЭД9МК-0063 на станции Усть-Донецкая.

Полагаю, движение вскоре отменят. Рекомендую всем проехать по этой линии, пока ещё есть такая возможность! Линия малоизвестная, почти не представлена в Сети.
В темноте осматриваю Усть-Донецк. Если отбросить «Усть-», то это уже третий Донецк, в котором я побывал за последние дни.

Центральная площадь Усть-Донецка. Здание узла связи.

Подавляющее большинство жителей города Усть-Донецка электропоездом не пользовались, по крайней мере, в последние 10 лет. Многие не пользовались никогда. Хотя электропоезд — единственный цивилизованный транспорт для попадания сюда.

Улица в Усть-Донецке.

Ранним утром — выезд от платформы 65 километр на окраине Усть-Донецка электропоездом в Ростов.

Окрестности Ростова. Магистральная железная дорога пролегает вдоль берега реки Дон.

От вокзала Ростова — трамваем маршрута №1 в городской район Нахичевань.

Ростовский трамвай. Вагон у пригородного вокзала. Ширина колеи — 1435 мм.

Из действующей сети Ростовского трамвая осталась непроезженной только линия на Мясокомбинат.

Вагон маршрута №1 на однопутной «петле» в Нахичевани.

Из района Нахичевань — пешком на проспект Шолохова. Автобусом до аэропорта.

Посадочный талон Воронеж — Ростов. Перелёт стоил 300 рублей.

Точно по расписанию — вылет в Воронеж.

Табло в аэропорту Ростова.


Аэропорт Воронеж. Самолёт CRJ-100 c бортовым номером VQ-BNE, прибывший из Ростова.


Вид с лётного поля на здание аэровокзала. 1 декабря 2013 года, на часах 15:19.


Впереди — «Сити-парк Град», откуда отправляются автобусы в центр Воронежа.


Станция Мичуринск-Уральский. Электропоезд ЭД9М-0117 и электропоезд ЭД9М-0182,
готовый к отправлению на Ряжск.


Станция Рязань II. Нетрадиционный для неё ускоренный электропоезд на Москву.
Состав ЭД4МК-0030.

В Рязани последняя аккумуляторная батарея фотоаппарата полностью разрядилась. Фотографии больше не делались.
24.01.2014 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу