ID: 7079

ПОЕЗДКА ТЫЛАЙ — СИНДОР — ТРОИЦКО-ПЕЧОРСК, 2016 ГОД

433

Рабочая экспедиция произведена в сентябре-октябре 2016 года.
Основные задачи экспедиции:
Выполнить фотодокументацию Кобринской узкоколейной железной дороги, пока она ещё работает.
Узнать состояние Синдорской узкоколейной железной дороги.
Получить информацию об одном из самых загадочных, неизвестных и в то же время одном из самых масштабных и удивительных объектов железнодорожного транспорта России - Тиманской железной дороге.
Изучить, проездить, зафотодокументировать железнодорожную линию Сосногорск - Троицко-Печорск.
Как всегда, будут изучаться и другие объекты, оказавшиеся на пути.

В Нижнем Новгороде двигаюсь с тотальной фотодокументацией по "Молитовской ветви" до пересечения с проспектом Ленина у станции метро "Заречная".

Заброшенная пассажирская платформа в начале Молитовской ветви. Предположительно,
когда-то тут была стоянка туристических поездов. Почему
именно в этом глухом месте - загадка.


Пересечение Молитовской ветви и трамвайной линии маршрута №417.



Пересечение Молитовской ветви и трамвайной линии маршрута №417. Вагон следует в сторону Соцгорода.


Жилой дом вблизи Молитовской ветви. Таких домов в городе немало. Хорошо в них жить,
намного лучше, чем в "ячейках"-квартирах!

Станция метро "Заречная". Такой маршрут движения был выбран во многом специально для того, чтобы проехать в Нижегородском метрополитене. Это доставляет радость! Цена жетона 20 рублей, а позитива на тысячу!
Но в Нижегородском метрополитене теперь маразм: на станциях расставлены шмональщики. Реагируют на вещи в руках или на плечах пассажира, как собака на мясо. Жёсткость прямо пропорциональна размеру вещей.
С гарантией беспрепятственно проходят только с пустыми руками или с мелочью типа дамской сумочки. С более крупным выборочно хватают. Примечательно, что теоретически и одного килограмма взрывчатки, помещающегося даже в карман, хватило бы для катастрофических последствий.
А также - что имеющийся в рюкзаке, например, пакет с сахаром внешне никак не отличим от пакета, допустим, с гексогеном.
И что если террорист ещё раз решит устроить взрыв (надеюсь, этого не будет!), то это произойдёт явно в Москве. Резонанс от любых ЧП в Москве намного выше, чем от того же в других городах.
Теракты были в Волгограде, относительно близком к Северному Кавказу, и в других городах. Но в Москве угроза в любом случае выше. Между тем, в Москве такого режима входа в метро нет и быть не может, там пассажиропоток это не позволит.
Маразматический режим доступа характерен для провинциальных метрополитенов, в наибольшей степени Нижегородского и Казанского. Характерно это и для Минска, поводом там стал взрыв в 2011 году. Совершённый маньяками-одиночками без каких-либо идеологических мотивов, только из ненависти к этому опостылевшему им миру. От такого маньяка-одиночки не спасло бы ничто. Можно только надеяться, что их больше не будет.
У меня маленький рюкзак. (Бывает, что кто-то говорит "у тебя большой рюкзак", и это считаю дурным высказыванием). Поражаюсь "страннюкам", которые таскают действительно огромные рюкзаки, а таких среди путешественников - большинство. Зачем они их таскают?!
Тем не менее, при входе в Нижегородский, Казанский и Минский метрополитены часто останавливают, ведут на шмон.
Я уже давно перестал входить в метро на вокзальной станции "Московская", считая, что только на ней шмон неизбежен. На других станциях это было не всегда.
Станция Заречная. Покупаю жетон, но к турникетам не пропустили. Пятнистый гражданин выполняет незвучную команду "фас" - "пройдём на досмотр".

Заречная. Вверху было написано "МПС СССР".

Будь времени побольше, я бы с негодованием покинул метрополитен и поехал наземным транспортом. Но сейчас никак иначе не успеть на электропоезд Нижний Новгород - Урень.
Досмотр происходит в отдельном помещении с отдельным входом, для этого надо выйти из вестибюля метро. Суть досмотра - рюкзак "прогоняют" через сканер. На экране которого, я убеждён, для этих охранников - просто хаотичное нагромождение. Но ведь надо показать, что он получает зарплату "не просто так".
Объясняю: своим поведением вы убиваете метрополитен, для которого главная проблема - низкий пассажиропоток! Надо всеми силами повышать пассажиропоток, делать метрополитен комфортным и дружелюбным к пассажирам.
Вы задумываетесь о том, что творите?! После этого любой нормальный человек вместо метро поедет наземным транспортом. Больше убытков, больше пробок на улицах, вред для города!
Есть пример Израиля. Продвинутая страна, где у власти неглупые граждане. (Я, как еврей, не могу считать иначе). В Израиле очень серьёзная и перманентная террористическая угроза. При входе на все пассажирские железнодорожные станции Израиля - обязательный досмотр вещей посредством сканера. Но при входе в единственный в стране метрополитен (Кармелит), расположенный в городе Хайфа, никакого досмотра нет.
В метрополитене и без того мало пассажиров, отчего функционирование системы приносит убытки. Власти понимают, что в случае досмотра пассажиров станет ещё меньше - благо, есть множество альтернатив. И его не вводят.
Для путешественника рюкзак - почти что часть тела. Прикосновение к нему воспринимается очень болезненно. Похожий случай: я читал, что инвалиды-колясочники воспринимают коляску как часть тела, и прикасаться к ней малознакомым гражданам ни в коем случае нельзя.
Я всерьёз предлагаю объявить метро бойкот, пока маразм не уберут.
Гражданин зачем-то ещё и спросил фамилию, намереваясь записать её в какой-то журнал. Именно фамилию "под честное слово", а не документы. Вместо этого даю визитку с адресом "Сайта о железной дороге", и советую заходить на сайт, где вскоре выскажу своё отношение к происходящему.

Пятнистый гражданин отводит на досмотр.


Станция "Заречная". Нижегородский метрополитен замечателен. Но с таким режимом -
не для повседневного пользования!


В Нижегородский метрополитен поступили новые составы. Исчезло привычное для прошлых лет
засилье рекламы, которой были густо оклеены внутренние стены вагонов.


"Московская". Станция метро с четырьмя путями в одном зале не имеет аналогов
на территории России в исторических границах!


Станция Нижегородского метрополитена "Московская". До открытия "Горьковской"
была единственной станцией с эскалаторами.


Станция Нижегородского метрополитена "Московская". К сожалению, кроме всего вышеназванного,
метрополитен - это ещё и опасность издевательского "шмона".

Электропоезд Нижний Новгород - Урень. Электропоезд Урень - Киров. В расписании - пересадка по Пижме, но реально её нет.

Электропоезд ЭД9М-1024 прибыл из Уреня на станцию Киров-Пассажирский. Время 21:24.

Утром выезд пригородным поездом Киров - Пинюг до станции Комсомольский. Располагаюсь в последнем вагоне, который отцепляют по станции Мураши.

Вокзал на станции Киров-Пассажирский. Объявлен пригородный поезд на Пинюг.


Вокзал на станции Мураши. Расписание движения поездов.


Мураши, окрестности вокзала. Расписание городского автобуса.

Выхожу на станции Комсомольский, посёлок Октябрьский. Октябрьская узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Она была огромной, с ветвями сто километров. Ещё в мае 2015 года (!) работала по всей длине и вывозила лес.
Редкий случай, когда сметено всё и начисто. Чаще всего бывает, что ещё годы после разборки продолжают вывозить тепловозы. Здесь же полная пустота, не считая корпуса автомотрисы АМ1. Десяток тепловозов, рельсы все до последнего метра - за рекордный срок порезано и вывезено. Всё не металлическое постарались разрушить.
Здание диспетчерской, где я в мае 2015 года в уютной комнате беседовал с женщиной-диспетчером - разграблено и засрано. Всё, что могли - разломали и растоптали. Огромная станция, "ломившаяся" от вагонов - выглядит как место бомбёжки, к тому же наполовину превратившееся в болото.
Краны на нижнем складе порезали ещё не все, но порежут точно. Подъездные пути широкой колеи доразбираются. Грузовой работы по станции Комсомольский теперь нет и не будет, она продолжит использоваться только как разъезд. Рабочих мест в посёлке, кроме торговли, детсада, школы и ЖКХ - тоже нет и не будет.
Из Комсомольского - 8 километров по Вятско-Двинской железной дороге на соседнюю станцию Безбожник. Три раза проходили поезда. Машинисты не только сигналили, но и "стучали" на меня дежурной по станции Безбожник. Она вышла встречать, вначале неодобрительно, потом хорошо.

Магистральная железнодорожная линия Киров - Котлас (Вятско-Двинская линия). Перегон Комсомольский - Безбожник.

Кобринская узкоколейная железная дорога. Действует, хотя от описанной в публикации грандиозной великой мощи и размаха не осталось почти ничего. Скверная ситуация. Но действует. Движение по магистрали до 67 километра и по ветке на 12 километров. Плюс ближнее место вывозки - ветка от 8 километра.

Кобринский нижний склад, посёлок Безбожник. Пассажирский вагон из 1940-х годов,
работавший когда-то на железнодорожной линии Тоншаево - Сява.


Тот же самый вагон.

Ночёвка в посёлке Стахановский, который почти полностью вымер.

Волосницкая стрелка. Магистраль прямо, Волосница направо. До 1960-х годов здесь была широкая колея.

Видео:
http://vk.com/video62259261_456239021
Кобринская узкоколейная железная дорога. Грузовой поезд следует к станции Кобра.

На временной ветки от 8 км магистрали.


Тепловоз-автомотриса ТУ6П-0022 (по другим данным, ТУ6П-0024) на "времянке".








Вблизи места погрузки леса. Тепловоз ТУ6А-3722.


Вблизи места погрузки леса. Тепловоз ТУ6А-3722.





Волосница. Тупик без путевого развития. Поезда появляются редко и нерегулярно. Как было в 2004 году - смотреть тут.


Кладбище в лесу южнее Тылая. Тут хоронят жителей Тылая и Волосницы.


Станция Тылай. От активной жизни в 2004 году - нет и следа.


Тылай. Посёлок почти вымер, хотя сюда продолжает дважды в день ходить автобус из Мурашей.


ЭСУ2А возвращается в Кобру.





Будка на 19 километре Кобринской узкоколейной железной дороги стала местом ночёвки. Спасибо тем, кто строил!











Пересечение с грунтовой дорогой на Верхолузье.





Переезд 46 км. То, что дальше - буду фотодокументировать в следующем году. (В реальности - в 2018 году).


Переезд 46 км. Вид со стороны Сыктывкара.

Недавно на 400 км автодороги Киров - Сыктывкар было четыре переезда узкой колеи. Кобринская, Ваймесская, Лопьинская и Сысольская узкоколейные железные дороги. Остался один - этот.

Переезд 46 км. Дежурная открывает шлагбаумы. Они на ручном тросовом приводе, как сто лет назад.


Из автомобиля самарского дальнобойщика. Проехал 450 км от переезда до поворота на Синдор.

Синдорская узкоколейная железная дорога. В 2005 году я много дней тут сидел вместе с заключёнными. В 2008 году притащили свою дрезину и ездили московские фанаты Костыгов и Кашин с товарищами. Их публикация: http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=108 (плохо только, что употребляют слово "комяцкий", оно бранное по отношению к народу коми, что-то типа "жидовский" по отношению к евреям). После 2008 года полный ноль. Надо хотя бы узнать, что сейчас. Единственная в огромной республике Коми узкоколейная железная дорога, которая теоретически ещё может быть не разобрана.
Оказывается, и в самом деле не разобрана. Но непригодна для движения чего-либо, кроме съёмных дрезин. Рельсы часто висят в воздухе, а шпалы прогнили до полного исчезновения.
Между тем, узкоколейная железная дорога огромная. Около ста километров! И всё это - для редких охотников. Лес не возят ориентировочно с 2012 года. И возить никогда не будут. Ни одного тепловоза нет, если не считать обломки. Памятная мне диспетчерская стоит, но разграблена.
Зона существует в виде колонии-поселения. Зеки нервно реагируют на хождение по станции. Те пути, что вели на территорию зоны, куда поступал лес - разобраны.

Синдор.


Синдор.


Синдор.


Синдор.


Синдор. Заброшенное главное станционное здание.


Синдор.


Синдор.


Синдор. Пожарная часть зоны.


Печорская железная дорога, станция Синдор. Вид в сторону Воркуты. Направо путь на зону.





Синдор. Внутренний вид вокзала.





Синдор - довольно развитый посёлок газовиков.








Единственный автомобильный выезд из Синдора. Через несколько километров будет
транзитная автодорога Киров - Сыктывкар - Печора.

Тиманская железная дорога. Едва ли не наивысшая загадка железнодорожной России. Много лет не давал покоя, спать не давала!
Пассажирский поезд тут ходит раз в месяц - 1 числа каждого месяца. Не исключение и 1 января. Сегодня 1 октября. Поезд ушёл за час до того, как я тут появился!
Маршрут Сосногорск - Тиман. Вагоны и проводники РЖДшные. Билетов нет, спрашивают паспорт и сверяют со списком. Просочиться нелегально едва ли возможно. В расписаниях нет и быть не может, но в Сосногорске якобы могут объявить по громкой связи (интересно как - "спецпоезд?")
Для попадания в лучшем случае в "Боксит Тимана" в Ухте. Хорошо, если не отправят оттуда в центральный офис "РусАла" в Москве, куда едва ли пустят. Тиманская железная дорога - задача на 2017 г.




Станция Чиньяворык Тиманской железной дороги. Не путать со станцией Чиньяворык Печорской железной дороги.





Ухта.





Река Ижма у станции Сосногорск.

Маршрутка до Ухты 20 рублей. Маршрутка Ухта - Сосногорск целых 50 руб за 15 км пути.
Сосногорск. Я был уверен, что деревянный вокзал эпохи строительства Печорской магистрали, памятный по поездкам 1997 года и 2000 года - давно снесён. Оказывается, нет, он "живее всех живых"!

Внутренний вид вокзала на станции Сосногорск.


Расписание движения поездов по станции Сосногорск.


Вокзал на станции Сосногорск. Вид из города.


Внутренний вид вокзала на станции Сосногорск.


Вокзал на станции Сосногорск. Вид со стороны путей.

До 2014 года был поезд дальнего следования Сыктывкар - Троицко-Печорск. Его отменили, но, что удивительно (хвала властям Коми) назначили вместо него на тупиковой линии Сосногорск - Троицко-Печорск пригородный поезд три раза в неделю. Это весьма нехарактерно, так как железнодорожная линия полностью дублируется автодорогой.
Пригородный поезд Сосногорск - Троицко-Печорск состоит из тепловоза ЧМЭ3-1852 и одного вагона. Пассажиров мало. В любой момент могут отменить.

В вагоне поезда на Троицко-Печорск.


Перегон Сосногорск - Сосногорск II. Вдали - мост через Ижму на главном ходу Печорской железной дороги.


Станция Сосногорск II на окраине города Сосногорска.


Станция Нибель, линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Вид в сторону Сосногорска.


Пригородный поезд из Сосногорска прибыл на дальнюю станцию Троицко-Печорск.











Троицко-Печорск. Пристанционный посёлок. До основной части города - почти десять километров.








Район Южный, место сосредоточения пятиэтажных домов. Находится строго на севере города!














Центр Троицко-Печорска.








Железная дорога на последних километрах перед городом разобрана.


Окраина Ухты.

















Выезд из Ухты. Нарьян-марский водитель не взял.








Сыктывкар. Водитель почему-то двигался через город.


Выльгорт (пригород Сыктывкара)













Марадыковский.



Пассажирская станция Центральный Посёлок в посёлке Мирный, станция железной дороги широкой колеи Марадыковский.

http://vk.com/video62259261_456239022
Узкоколейная железная дорога Пищальского торфопредприятия (Марадыковский) Грузовой поезд следует на станцию Перегрузочная.





Развалины торфобрикетного завода вблизи посёлка Мирный, станция Марадыковский.



Дрезина ПД на линии.



Станция 2-й участок. Рабочий поезд вскоре отправится на Центральный Посёлок.



В вагоне рабочего поезда сообщением 2-й участок - Центральный Посёлок.



Рабочий поезд из 2-го участка прибыл на станцию Центральный Посёлок.



Станция Урень. Электропоезд ЭР9Т-709, прибывший из Котельнича.

http://vk.com/video62259261_456239023
Станция Урень. Звуковые объявления в электропоезде на Нижний Новгород.
Экспедиция завершена.

08.10.2016 © Автор «Сайта о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу