ID: 1378

ПЕТЕРБУРГО-МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СТАНЦИЯ ПОКРОВКА ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

157
Станция Покровка находится в Клинском районе Московской области, на 574 километре Петербурго-Московской железной дороги, в 75 километрах от Ленинградского вокзала Москвы. Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, станция была открыта в 1874 году.
Название станции Покровка скорее всего было присвоено в связи с близостью села Покров. Оно расположено в 5 километрах к северу от станции. Присвоить станции название Покров было невозможно — станция с таким названием была открыта в 1861 году вместе с Московско-Нижегородской железной дорогой, вблизи уездного города Покрова Владимирской губернии.

Продольный профиль пути в районе станции Покровка, искусственные сооружения. Источник — книга «Очерк
эксплоатации Николаевской ж.д. Главным обществом Российских железных дорог, 1868-1893».
Книга издана в Санкт-Петербурге в 1894 году.
Известны топографические карты, на которых станция подписана как «Покровская». Это — ошибка картографов. На самом деле станция всегда называлась Покровка.

Станция Покровка на топографических картах разного времени издания. Станция Покровка для меня — особое место. Станция знакома мне как минимум с 1983 года. Некоторое время я считал её тем местом, ради которого стоит жить в России, да и вообще жить. Покровке, наравне с Тверью, будет уделяться повышенное внимание, по сравнению со всеми остальными станциями Петербурго-Московской железной дороги.
Официально станция Покровка была открыта в 1874 году. Точность даты под сомнением — не исключено, что фактически она была открыта раньше. Благодаря появлению станции вокруг неё развивался пристанционный посёлок.
В 1956 году, вскоре после открытия движения электропоездов на участке Москва — Клин, вблизи станции Покровка началось массовое выделение садовых участков жителям Москвы. В числе получивших здесь садовые участки в 1950-х годах был выдающийся советский художник, известный каждому культурному гражданину СССР — Анатолий [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ] (1924-2011).
Уже в 1960-х годах Покровка являлась одним из крупнейших дачных посёлков Московской области (хотя и никогда не была самым крупным дачным посёлком, вопреки утверждениям некоторых источников). Дачи строились в очень тяжёлых условиях, на месте глухого и частично заболоченного леса. Труд первостроителей дачного посёлка, фактически голыми руками осваивавших лесные болота в непростое послевоенное время, заслуживает уважения.
В отличие от новых дачных посёлков (возникших в 1980-е годы и позднее), в Покровке была максимально сохранена природа и значительная часть лесных деревьев. Поэтому Покровка имеет неповторимый облик и расположена «на голову выше» любого дачного посёлка поздней эпохи. Благодаря своей давней истории Покровка имеет притягательно-мистические черты. Это — место исключительное, славное своим прошлым, стоящее особняком среди окружающих его пустых и бездушных скоплений «новодачных сараев» конца XX — начала XXI века.
Приблизительно в 1989-1990 годах на станции Покровка была демонтирована старая платформа и построена новая. Местонахождение платформы при этом не менялось: она находилась между главными путями. Конфигурация станции была такой: два главных пути (пути №1 и №2), между ними — единственная посадочная платформа. Сбоку от главных путей — два дополнительных пути.

Станция Покровка на спутниковом снимке (источник — «Google Maps», дата съёмки — июнь 2004 года).
Расположение платформы и путей оставалось «старым». С 2007 года
оно изменилось до неузнаваемости.
Станция Покровка использовалась в основном как обгонный пункт. «Боковые» пути станции Покровка иногда были заняты грузовыми поездами, поставленными под обгон пассажирскими поездами. По свидетельству автора, в 1980-х годах чаще всего грузовые поезда ставили под обгон на 4-й путь, наиболее дальний от центра посёлка (направление движения Москва — Калинин).
В случае постановки под обгон грузового поезда направления Калинин — Москва был бы занят третий путь, ближайший к центру посёлка. Тем самым для пассажиров перекрывался доступ на платформу.
В направлении Калинин — Москва поезда под обгон практически не ставили. Бывало, что на третьем пути отстаивались небольшие группы грузовых вагонов. Главная причина этого — третий путь имел ограниченную длину и не мог вместить стандартный грузовой состав.
Подъездных путей от станции Покровка скорее всего никогда не было. Однако в 1970-х годах был разработан проект строительства железнодорожной линии от станции Покровка до населённого пункта Никулино Солнечногорского района. В Никулино находилась крупная Никулинская (Замятинская) птицефабрика.
Не исключено, что на базе Никулинской птицефабрики в то время планировалось строить другие промышленные предприятия. Впрочем, в СССР были не редкостью тупиковые железнодорожные линии, подводившие именно к крупным птицефабрикам.
Протяжённость железнодорожной линии Покровка — Никулино должна была составить около 7 километров. Посёлок Покровка предположительно обходился с южной стороны. Станция Покровка должна была получить значительное развитие. К сожалению, этот проект не был реализован.

Упоминание проекта железнодорожной линии Покровка — Никулино на форуме посёлка Покровка,
расположенном на сайте http://pokrovka.net (2005 год, ныне недоступно).
Помимо строительства новой платформы, в 1988 году к западу от путей станции было построено значительное по размерам блочное здание. По информации от одного из железнодорожников, в нём был размещён пост ЭЦ (электрической централизации стрелок и сигналов) с «клеточным» пультом управления. Здание имеет обширную подземную часть, в которой был размещён, условно говоря, «подземный ЕДЦУ» (Единый диспетчерский центр управления). По неподтверждённым данным, позднее здание было передано ШЧ (дистанции сигнализации и связи).
До строительства нового здания главное станционное здание было деревянным и находилось на противоположной (восточной) стороне путей. В старом здании ДС стоял пульт управления 1946 года выпуска. Как минимум с 1980-х годов это здание использовалось исключительно как жилой дом железнодорожников (казарма). Изначально жилой казармой была только половина этой постройки. Здание снесли весной 2012 года.
Тогда же, на рубеже 1980-х и 1990-х годов, были капитально отремонтированы пути. 4-й (самый дальний) путь, который в 1980-х годах был сильно заросшим и имел деревянные шпалы, получил гравийный балласт и железобетонные шпалы.
В начале 1990-х годов в летнее время в Покровке существовал внутрипоселковый автобусный маршрут от станции до Базарной площади Ленинского района. Однако проезд в этом «коммерческом» автобусе стоил дорого, поэтому он не пользовался популярностью.
По маршруту посёлок Никулино — станция Покровка в то время несколько раз в день курсировал автобус ЛиАЗ-677, принадлежавший Никулинской птицефабрике. Автобус был красного цвета, украшен символикой птицефабрики в виде стилизованных куриц. Официально это был не маршрут общего пользования, а маршрут для работников птицефабрики. Но пользовались им все желающие.
Автобус маршрута Никулино — Покровка — Никулино следовал около трёх километров по главной магистрали Покровки — Замятинской улице. Он обязательно останавливался у «поворота» (того места, где Замятинская улица покидает пределы Покровки и углубляется в лес). Никулинским автобусом пользовались многие дачники: проезд в нём был дёшев, а зачастую бесплатен (деньги никто не собирал).
Автобусное движение прекратилось в конце 1990-х годов. Никулинская птицефабрика работала в якобы «проблемные» 1990-е годы, долго и мучительно умирала в «благополучных» 2000-х годах. В итоге огромное предприятие остановилось и стало разграбляться. Процветающий когда-то посёлок Никулино теперь имеет безработное и маргинализированное население.
Пассажиропоток по станции Покровка в начале 1990-х годов был огромен. На станции останавливались все без исключения электропоезда. Впрочем, раньше, как минимум в 1988 году, существовал один электропоезд, который в Покровке не останавливался. Одновременно с этим в 1988 году существовал электропоезд Калинин — Москва, который останавливался в Покровке, но при этом следующей остановкой было Крюково (то есть он не останавливался даже в крупном городе Солнечногорске!).
В течение некоторого времени существовали электропоезда Покровка — Москва. Мне не довелось ездить в них. Реально такие поезда следовали от Клина, но на участке Клин — Покровка — резервом, без пассажиров. Реальный оборот по станции Покровка затруднён из-за того, что у боковых путей Покровки не было платформ. Целью введения поездов Покровка — Москва являлось улучшение транспортного обслуживания Покровки: в то время зачастую в проходящие электропоезда было трудно сесть.
По информации от одного из любителей железных дорог, известны следующие электропоезда Покровка — Москва: в 1988 году — № 6603, отправление из Покровки в 21.06 по выходным, остановки кроме: Головково, Сенеж, Малино, Фирсановка, Подрезково, Ново-Подрезково, Планерная, Левобережная. По рабочим дням это был электропоезд №6535 от Подсолнечной, отправление в 21.17, далее — таким же графиком. Страница из расписания 1988 года с поездом Покровка — Москва выложена здесь.
В 1990 году: № 6603, отправление из Покровки в 21.04 по выходным, остановки кроме: Малино, Фирсановка, Подрезково, Ново-Подрезково, Планерная, Левобережная. По рабочим дням это был электропоезд №6537 от Подсолнечной, отправление в 21.16, далее — таким же графиком. № 6555, отправление из Покровки в 05.02 по рабочим дням, остановки кроме: Поваровка, Радищево, Алабушево, Малино, Фирсановка, Подрезково, Ново-Подрезково, Планерная, Левобережная, НАТИ.
В 1991 году: № 6603, отправление из Покровки в 20.57 по выходным, остановки кроме: Малино, Фирсановка, Подрезково, Ново-Подрезково, Планерная, Левобережная. По рабочим дням это был электропоезд №6535 от Подсолнечной, отправление в 21.05, далее — таким же графиком. № 6555, отправление из Покровки в 05.02 ежедневно, остановки кроме: Поваровка, Радищево, Алабушево, Малино, Фирсановка, Подрезково, Ново-Подрезково, Планерная, Левобережная, НАТИ.
В 1993 году и позднее поездов Покровка — Москва не было. Данных за 1987, 1989 и 1992 годы нет.
До 1990-х годов зимой иногда назначались «поезда здоровья» Москва — Покровка — Москва. Эти поезда предназначались для лыжников: в окрестностях станции Покровка хорошие места для катания на лыжах. В расписаниях эти электропоезда не значились.
Оборот «поездов здоровья», в отличие от «обычных» электропоездов Покровка — Москва, реально происходил по станции Покровка. Такие электропоезда отстаивались на четвёртом (дальнем) пути. Отсутствие платформы на «боковых» путях не было препятствием (скорее всего в таких поездах поднимали «фартуки» у дверей).
Приблизительно в 2000 году, в связи с реконструкцией железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва под скоростное движение, на станции Покровка были сняты все станционные пути и стрелочные переводы. Согласно документам Покровка по-прежнему являлась станцией ещё многие годы. Автор принципиально считает её станцией.
В то же самое время (приблизительно в 2000 году) был снесён старый деревянный стрелочный пост, стоявший в северной горловине станции, к западу от путей. Аналогичный пост в южной горловине был снесён намного раньше.
Ликвидацию станции Покровка я переживал как убийство. Хотелось самолично помешать варварам. Внушал небольшую надежду тот факт, что после снятия путей новые опоры контактной сети устанавливались с учётом возможности восстановления снятых путей, и тот факт, что Покровка продолжала считаться станцией. Увы, чуда не произошло.
По слухам (документально это не подтверждено), в те годы рассматривалась возможность спрямления «кривого» участка Подсолнечная — Клин по образцу спрямления «Веребьинской петли» в Новгородской области: железная дорога могла бы быть отодвинута на несколько километров к востоку. Тогда Покровка лишилась бы железной дороги. Этого не произошло.
Осенью 2006 года стартовал последний «акт» варварского убийства станции Покровка. В довершение ко всему прочему, было решено ликвидировать островную платформу ради спрямления одного из двух главных путей. В конце 2006 года — начале 2007 года старая платформа была снесена.
Вместо одной островной платформы были построены две боковые платформы, отодвинутые на значительное расстояние одна от другой. Платформы являются «пародией» на окрестности Санкт-Петербурга (построены в стиле петербургского пригорода). Обе платформы построены на том месте, где находились станционные пути. Это ещё больше усложняет задачу восстановления станции в будущем.
В 2009 году между двумя платформами был построен крытый пешеходный мост через пути. Отношение к этому у меня двойственное. С одной стороны, объект необычный, присутствующий далеко не на каждой станции и отчасти повышающий «статусность» Покровки.
В то же время, состояние моста такое, что пользоваться им нормальному человеку нельзя. Огромная ошибка заключается в том, что мост полностью закрыт стеклопластиком. При этом он никем не охраняется и большую часть времени пуст. По вечерам в нём скапливается маргинальная молодёжь. Мост почти сразу же превратился в вонючую «трубу», обильно покрытую изнутри похабными надписями. Входить в эту «трубу» страшновато для цивилизованного человека, вызывает отвращение и приступы клаустрофобии. Можно очень хорошо понять тех, кто в «трубу» принципиально не заходит и вынужден прыгать с платформы на путь. Пешеходные мосты нельзя делать закрытыми!
По состоянию на 2011 год, на станции Покровка сохраняется построенное в 1988 году блочное здание. По неподтверждённым данным, оно принадлежит ШЧ, постоянного персонала в нём нет. В южной части станции, к западу от новой 1-й платформы, сохранилось здание, принадлежащее ПЧ (службе пути). В нём хранится различный инвентарь путецев.
Напротив новой 1-й платформы в 2011 году сохранялось деревянное здание постройки XIX века. В нём продолжали жить люди. Изначально это здание было не только жилой казармой (она занимала лишь его часть), но и главным станционным зданием. В нём работал дежурный по станции, находился пульт ЭЦ. В сравнительно недавнем прошлом на нём присутствовала табличка с названием станции.
Весной 2012 года историческое станционное здание было варварски снесено по постановлению руководства железной дороги. Абсолютно никаких разумных причин для этого акта вандализма не было.
В Покровке теперь останавливаются далеко не все электропоезда. В начале 1990-х годов такое невозможно было представить. Это печальная примета времени, выглядит логично на фоне упадка посёлка и нежелания нынешних владельцев дач пользоваться электропоездами. Несмотря на то, что электропоезде от центра Москвы до Покровки можно доехать за 1 час 10 минут, на автомобиле — от двух до семи часов мучений в дымных «пробках».
По состоянию на 1980-е годы, пристанционный посёлок Покровка имел офицальный статус дачного посёлка Клинского района. Он состоял из двух частей: старой, возникшей в XIX веке (примыкает к станции), и «дачной» (возникшей в 1950-х годах). «Дачная» часть административно была разделена на три района: Железнодорожный (ближайший к станции), Калининский и Ленинский (самый дальний). Эти районы упразднены, но в память о них на карте Покровки осталась Межрайонная улица.
На пике популярности дачного увлечения (начало 1990-х годов) фактическая численность летнего населения посёлка могла составлять 50 тысяч человек и более. Это зависело от дня недели и погодных условий. В 2000-х годах популярность дачного увлечения очень резко пошла на спад. Теперь даже летом посёлок не так многолюден. Прежняя бурная жизнь осталась в прошлом, попадаются заброшенные участки. Среди тех, кто здесь живёт, преобладают пенсионеры.
В целом, посёлок порой оставляет грустное впечатление — времена активной жизни начала 1990-х годов в прошлом. Но нет и ощущения тотальной разрухи: жизнь продолжается, строятся новые дома. Что больше всего печалит: увеличивающееся количество бездельников в ЧОПовской форме, зачастую перекрывающих улицы заграждениями, и подозрительно выглядящих выходцев из Азии. Но самая большая неприятность, ожидающая Покровку — строительство скоростной платной автодороги Москва — Санкт-Петербург вдоль юго-западной окраины посёлка.
Жители Покровки в 2007 году выходили на митинг в центре Москвы с протестами против строительства автодороги. Протестам жителей Покровки были посвящены телевизионные репортажи. Увы, в лучшем случае удалось добиться некоторого отдаления будущего автобана в глубину леса, дальше от жилых домов (принятый проект ещё не известен).
По мнению автора, строительство этой дороги — государственное преступление, неприкрытое уничтожение России. Московская область и без того урбанизирована и «истерзана» автодорогами выше всяких разумных пределов. Следует улучшить существующую автодорогу, отвести её от мелких населённых пунктов, а из Клина и Солнечногорска вывести движение посредством тоннелей.
Кроме того, следует бороться с излишней автомобилизацией, максимально законодательно усложнять использование личных автомобилей, ввести высокие налоги на них. Личный автомобиль должен восприниматься как весьма не модная и крайне обременительная вещь.
Севернее Покровки планируется строительство ещё одной платной магистрали — Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Если и это случится, судьбе посёлка не позавидуешь...
В старой, пристанционной части посёлка Покровка когда-то велась добыча песка. Песчаный карьер находился к северу от станции. Любопытно, что именно на месте этого карьера некий «шутник» разместил «электродепо «Карьерное» Покровского метрополитена». Сайт-мистификация «Покровский метрополитен» http://pokrovka-metro.narod.ru — это один из первых в России сайтов, описывающих несуществующее метро. В нём представлены «правдоподобные» фотографии якобы имеющихся в Покровке «подземных дворцов».
Не позднее 1980-х годов добыча песка в Покровке была прекращена. С этого времени рабочие места в Покровке представлены только административными органами (сельская администрация) и сферой обслуживания (магазины, почта). Большинство работающих жителей каждый день ездят на работу в Клин, Солнечногорск, Москву и другие места.
Две главные магистрали посёлка, улица Замятинская и улица Покровская, покрыты асфальтом. Почти все небольшие улицы — грунтовые. Во всём огромном посёлке есть только один дом городского типа — двухэтажный многоквартирный. Он находится вблизи песчаного карьера.
Станция Покровка всегда была единственной на сети (иное не допускается). На Сахалинской железной дороге существовала станция с официальным названием Покровка-Сахалинская (участок Сокол — Быков). Вблизи Хабаровска есть тупиковая станция Покровка-Пристань.
Остановочные пункты с названием Покровка есть на Красноярской железной дороге (участок Ачинск — Красноярск), Московской железной дороге (участок Новозыбков — Климов), Приволжской железной дороге (участок Волгоград — Верхний Баскунчак), Свердловской железной дороге (участок Тавда — Устье Аха), Южной железной дороге (окрестности Харькова, участок Зелёный Колодезь — Коробочкино).



Островная платформа и жилая казарма на станции Покровка (ранее — главное станционное здание).
Платформе осталось существовать меньше года...
06.05.2006


Временная платформа на станции Покровка, построенная на период сноса островной платформы
и строительства постоянных боковых платформ. Вид на юг, в сторону станции Подсолнечная.
У платформы находится электропоезд ЭР2Т-7196, следующий в Москву.
28.03.2007


Там же, вид в том же направлении. Удаляющийся электропоезд ЭР2Т-7196.
28.03.2007


Табличка с названием, установленная на временной платформе.
28.03.2007


Временная платформа. Вид на юг, в сторону станции Подсолнечная.
28.03.2007


Вид от временной платформы в северном направлении, в сторону станции Клин.
28.03.2007


14.03.2012 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
следующая страница
«Петербурго-Московская железнодорожная линия на территории Московской области»