ID: 2812
КРИВОРОЖСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН (МЕТРОТРАМВАЙ) КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
47
По состоянию на 2005 год, протяжённость линии метрополитена (метротрамвая) составляет 18 километров, в том числе 7 километров — подземные участки. Число действующих станций — 11. Среднее расстояние между станциями метрополитена (метротрамвая) превышает среднее расстояние между станциями большинства метрополитенов бывшего СССР.
Линия метрополитена (метротрамвая) на всём протяжении окружена труднопреодолимой оградой (в основном железобетонной, на отдельных участках — металлической). Перелезать через ограду и спускаться на пути на станциях не принято.
Единственное депо находится вблизи станции Площадь Труда. Пассажирский подвижной состав представлен трамвайными вагонами Tatra T3 (произведены в Праге), КТМ71 (произведены Усть-Катавским вагоностроительным заводом). Почти все поезда состоят из двух вагонов. Трёхвагонный поезд, по состоянию на 2005 год, был лишь один, и встречался на линии нечасто.
Вагоны Tatra T3 имеют двери с одной стороны, вагоны КТМ71 оборудованы дверями с обеих сторон. Все три конечные станции имеют разворотные кольца, поэтому двери вагонов КТМ71 также открываются только с одной стороны.
В поездах, состоящих из вагонов КТМ71, кабины расположены с обеих сторон. В случае возникновения нештатной ситуации и временного закрытия одной из конечных станций, такой поезд может курсировать по линии без захода на разворотные кольца.
Имеется также некоторое количество служебных вагонов различного назначения, взятых с городской трамвайной сети. Для передачи вагонов используется соединительный участок, начинающийся на станции Кольцевая.
В метрополитене (метротрамвае) два маршрута движения поездов: №1 (Кольцевая — Площадь Труда), №2 (Кольцевая — Заречная). Интервал движения поездов на участке Кольцевая — Октябрьская в «часы пик» составляет 2—3 минуты, на участке Индустриальная — Заречная — около 9 минут. В «часы пик», а зачастую и в межпиковое время, все поезда переполнены.
В вечерние часы интервал может составлять 10 минут на участке Кольцевая — Октябрьская, до 30 минут на участке Индустриальная — Заречная. Время работы метрополитена (метротрамвая) — приблизительно с 4:30 до 23:30.
Состояние вагонов, на взгляд автора, является весьма неудовлетворительным. Почти все вагоны выглядят грязными и запущенными как снаружи, так и внутри. В вагонах полумрак — большая часть осветительных ламп не работает. Уровень шума при движении — значительно выше, чем в традиционных вагонах метрополитена (например, Еж, 81-714).
В большинстве поездов никаких звуковых сообщений не делается. В тех редких составах, где автоинформатор работает, расслышать его голос трудно из-за высокого уровня шума. Вся звуковая информация — только на украинском языке.
Является очевидным, что трамвайные вагоны не предназначены и не приспособлены для эксплуатации в этой транспортной системе, и на протяжении всех 19 лет её работы «взывают» о своей замене чем-то другим.
По состоянию на 2005 год, строительство новых участков не велось. Единственной станцией, на открытие которой можно было бы рассчитывать в обозримой перспективе, представлялась недостроенная станция Шерстопрядильная.
В 2006 году было принято решение о строительстве нового участка от станции Заречная до станции Роковатая. Дата его ввода в эксплуатацию пока неясна.
Метрополитен (метротрамвай) управляется коммунальным предприятием (КП) «Скоростной трамвай». КП «Скоростной трамвай» не имеет отношения к организации «Криворожэлектротранс», в ведении которой находится городской трамвай и троллейбус.
Оплата проезда производится с помощью жетона. По состоянию на ноябрь 2005 года, жетон стоил 60 копеек (около 3 российских рублей) — на 10 копеек дороже, чем в Киеве, столице Украины.
По «строгости порядков» Криворожский метрополитен (метротрамвай) оставляет далеко позади большинство метрополитенов бывшего СССР, в том числе и Московский. На платформе каждой станции почти постоянно находится дежурная по станции. Каждый прибывающий поезд встречает «сигналист» (именно так здесь называется эта должность). Убедившись в закрытии дверей, сигналистка подаёт машинисту сигнал к отправлению.
На большинстве станций наблюдается высокая концентрация сотрудников милиции. Каждый «шаг влево или вправо» (попытка приблизиться к краю платформы, попытка зайти за пределы зоны, где останавливаются поезда, на тех станциях, которые имеют один выход) пресекается гневными окликами людей в форме.
Правила пользования скоростным трамваем не содержат упоминаний фотосъёмки, киносъёмки или видеосъёмки. Следовательно, все виды съёмки здесь разрешены. Но дежурные по станциям и сотрудники милиции реагируют на фотоаппарат в руках пассажира «как бык на красную тряпку». (Впрочем, это характерно для всех метрополитенов бывшего СССР, кроме Московского, где к многочисленным фотографам привыкли).
Фотографировать станции Криворожского метрополитена (метротрамвая) обычно приходится с особой осторожностью. Не следует демонстрировать наличие фотоаппарата сотрудникам милиции. Фотографировать на виду у дежурных по станции можно (иного выхода нет), но нужно быть готовым к последующему потоку ругательств в вашу сторону.
Иногда возникает вопрос: каковы принципиальные различия между транспортными системами Кривого Рога и Волгограда?
На взгляд пассажира, они заключаются в следующем:
Волгоград: маршрут «скоростного трамвая» — один из городских трамвайных маршрутов. Скоростной маршрут и остальные маршруты составляют единую сеть. Скоростной трамвайный маршрут управляется той же организацией, которой принадлежит остальная трамвайная сеть.
Кривой Рог: трамвайная сеть не взаимосвязана с метротрамваем (если не считать почти не используемую передаточную ветвь). Они существуют отдельно друг от друга, принадлежат разным организациям.
Волгоград: линия «СТ» не огорожена, во многих местах пересекается автомобилями, и почти повсюду — пешеходами. Переход пассажиров через пути разрешён даже на капитальной станции «Пионерская».
Кривой Рог: несмотря на отсутствие контактного рельса, линия на всём своём протяжении ограждена надёжной оградой, как и полагается в метрополитене. Попадание на неё людей и машин невозможно. Пассажир, попытавшийся спуститься с платформы на путь, скорее всего, будет строго наказан.
Волгоград: оплата проезда в «скоростном трамвае» — такая же, как и в обычном (раньше — абонементные талоны, теперь — кондуктор в каждом вагоне, лишь при входе на подземные станции по-прежнему нужно компостировать абонементный талон).
Кривой Рог: система оплаты аналогична существующей в метрополитенах на территории бывшего СССР. В вестибюле каждой станции стоят турникеты, в которые необходимо опускать жетон.
Мои предложения по развитию метротрамвая (метрополитена) будут следующими:
_________________________________
Ныне используемые вагоны можно назвать позором метрополитена (метротрамвая). Для метрополитена (метротрамвая) необходимы принципиально иные вагоны, имеющие как можно меньше общих черт с трамвайным подвижным составом.
Возможно, «за основу» можно было бы взять вагоны 81-740 («Русич»), работающие на Бутовской и Филёвской линиях Московского метрополитена, но со значительными изменениями: низкий пол (в один уровень с существующими посадочными платформами на станциях), верхний токосъём.
Контактную сеть, возможно, следовало бы заменить на традиционную железнодорожную. Замена контактного провода контактным рельсом едва ли будет оправдана.
_________________________________
Улучшить техническую оснащённость метрополитена (метротрамвая). Восстановить полноценное освещение всех станций, улучшить дизайн некоторых станций (к примеру, кафельная плитка должна быть заменена более эстетичными отделочными материалами).
_________________________________
Закрыть ныне существующую станцию Площадь Труда. Вместо неё должна быть построена новая станция, расположенная между станциями Октябрьская и Индустриальная.
_________________________________
Реконструировать станцию Городская Больница (должно быть перекрыто пространство над путями, расширены и удлинены платформы), а также присвоить этой станции другое название.
_________________________________
Повысить удобство пользования пересадочным узлом «Дзержинская» — «Мудрёная» (пересадка между метротрамваем и пригородными электропоездами). Для этого необходимо снести малоценные строения, мешающие прямому проходу пассажиров, незначительно сократить территорию вагонного депо, обустроить пешеходные дорожки. На участке Кривой Рог-Главный — Мудрёная — Роковатая следовало бы организовать движение внутригородских электропоездов.
_________________________________
Ликвидировать временную станцию Кольцевая. Вблизи неё должна быть построена подземная станция, которая станет частью нового участка, пролегающего в направлении комбината «Криворожсталь» (как предусмотрено планами развития).
Личные впечатления от первой поездки (1999 год):
Мне впервые довелось попасть в город Кривой Рог 21 апреля 1999 года. Осмотр метрополитена (метротрамвая) начался на станции «Кольцевая». Здесь я был задержан бдительными милиционерами — впрочем, вскоре они отпустили с миром, успев напугать, что их город «очень бандитский».
Показалось, что название «скоростной трамвай» не имеет разумных обоснований. Фактически, это метрополитен. Здесь используется трамвайный подвижной состав с верхним токосъёмом, и все посадочные платформы являются низкими — но это не принципиально!
Наземные станции в Кривом Роге выглядят намного солиднее, чем в Москве (Филёвская линия), или в Киеве (восточный участок Святошинско-Броварской линии). За исключением временной станции «Кольцевая», все станции оказались крытыми, застеклёнными, неплохо отделанными. Между тем, наземные станции Москвы и Киева мало чем отличаются от примитивных платформ пригородных электропоездов.
Бросилась в глаза любопытная местная особенность — употребление слова «майдан». В Харькове пишется только «площа» («площадь»), в Киеве — почти то же самое (исключением является лишь «Майдан Незалежностi»). А здесь пошли своим путём: украинские названия станций — Майдан Артема, Майдан Працi. Насколько мне было известно, «майдан» — это парадная площадь (в отличии от «площи»), но никакой парадной площади рядом с «Майданом Працi» нет.
Названия станций на путевых стенах, в основном, были сделаны по-русски (нетрудно догадаться, что они сохранились со времён существования СССР), а всё остальное уже было украинизировано. Стоит заметить, что украинскую речь здесь не удалось услышать ни разу — мне показалось, что город почти на 100 процентов русскоязычный.
11.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Криворожский метрополитен (метротрамвай)»
Линия метрополитена (метротрамвая) на всём протяжении окружена труднопреодолимой оградой (в основном железобетонной, на отдельных участках — металлической). Перелезать через ограду и спускаться на пути на станциях не принято.
Единственное депо находится вблизи станции Площадь Труда. Пассажирский подвижной состав представлен трамвайными вагонами Tatra T3 (произведены в Праге), КТМ71 (произведены Усть-Катавским вагоностроительным заводом). Почти все поезда состоят из двух вагонов. Трёхвагонный поезд, по состоянию на 2005 год, был лишь один, и встречался на линии нечасто.
Вагоны Tatra T3 имеют двери с одной стороны, вагоны КТМ71 оборудованы дверями с обеих сторон. Все три конечные станции имеют разворотные кольца, поэтому двери вагонов КТМ71 также открываются только с одной стороны.
В поездах, состоящих из вагонов КТМ71, кабины расположены с обеих сторон. В случае возникновения нештатной ситуации и временного закрытия одной из конечных станций, такой поезд может курсировать по линии без захода на разворотные кольца.
Имеется также некоторое количество служебных вагонов различного назначения, взятых с городской трамвайной сети. Для передачи вагонов используется соединительный участок, начинающийся на станции Кольцевая.
В метрополитене (метротрамвае) два маршрута движения поездов: №1 (Кольцевая — Площадь Труда), №2 (Кольцевая — Заречная). Интервал движения поездов на участке Кольцевая — Октябрьская в «часы пик» составляет 2—3 минуты, на участке Индустриальная — Заречная — около 9 минут. В «часы пик», а зачастую и в межпиковое время, все поезда переполнены.
В вечерние часы интервал может составлять 10 минут на участке Кольцевая — Октябрьская, до 30 минут на участке Индустриальная — Заречная. Время работы метрополитена (метротрамвая) — приблизительно с 4:30 до 23:30.
Состояние вагонов, на взгляд автора, является весьма неудовлетворительным. Почти все вагоны выглядят грязными и запущенными как снаружи, так и внутри. В вагонах полумрак — большая часть осветительных ламп не работает. Уровень шума при движении — значительно выше, чем в традиционных вагонах метрополитена (например, Еж, 81-714).
В большинстве поездов никаких звуковых сообщений не делается. В тех редких составах, где автоинформатор работает, расслышать его голос трудно из-за высокого уровня шума. Вся звуковая информация — только на украинском языке.
Является очевидным, что трамвайные вагоны не предназначены и не приспособлены для эксплуатации в этой транспортной системе, и на протяжении всех 19 лет её работы «взывают» о своей замене чем-то другим.
По состоянию на 2005 год, строительство новых участков не велось. Единственной станцией, на открытие которой можно было бы рассчитывать в обозримой перспективе, представлялась недостроенная станция Шерстопрядильная.
В 2006 году было принято решение о строительстве нового участка от станции Заречная до станции Роковатая. Дата его ввода в эксплуатацию пока неясна.
Метрополитен (метротрамвай) управляется коммунальным предприятием (КП) «Скоростной трамвай». КП «Скоростной трамвай» не имеет отношения к организации «Криворожэлектротранс», в ведении которой находится городской трамвай и троллейбус.
Оплата проезда производится с помощью жетона. По состоянию на ноябрь 2005 года, жетон стоил 60 копеек (около 3 российских рублей) — на 10 копеек дороже, чем в Киеве, столице Украины.
По «строгости порядков» Криворожский метрополитен (метротрамвай) оставляет далеко позади большинство метрополитенов бывшего СССР, в том числе и Московский. На платформе каждой станции почти постоянно находится дежурная по станции. Каждый прибывающий поезд встречает «сигналист» (именно так здесь называется эта должность). Убедившись в закрытии дверей, сигналистка подаёт машинисту сигнал к отправлению.
На большинстве станций наблюдается высокая концентрация сотрудников милиции. Каждый «шаг влево или вправо» (попытка приблизиться к краю платформы, попытка зайти за пределы зоны, где останавливаются поезда, на тех станциях, которые имеют один выход) пресекается гневными окликами людей в форме.
Правила пользования скоростным трамваем не содержат упоминаний фотосъёмки, киносъёмки или видеосъёмки. Следовательно, все виды съёмки здесь разрешены. Но дежурные по станциям и сотрудники милиции реагируют на фотоаппарат в руках пассажира «как бык на красную тряпку». (Впрочем, это характерно для всех метрополитенов бывшего СССР, кроме Московского, где к многочисленным фотографам привыкли).
Фотографировать станции Криворожского метрополитена (метротрамвая) обычно приходится с особой осторожностью. Не следует демонстрировать наличие фотоаппарата сотрудникам милиции. Фотографировать на виду у дежурных по станции можно (иного выхода нет), но нужно быть готовым к последующему потоку ругательств в вашу сторону.
Иногда возникает вопрос: каковы принципиальные различия между транспортными системами Кривого Рога и Волгограда?
На взгляд пассажира, они заключаются в следующем:
Волгоград: маршрут «скоростного трамвая» — один из городских трамвайных маршрутов. Скоростной маршрут и остальные маршруты составляют единую сеть. Скоростной трамвайный маршрут управляется той же организацией, которой принадлежит остальная трамвайная сеть.
Кривой Рог: трамвайная сеть не взаимосвязана с метротрамваем (если не считать почти не используемую передаточную ветвь). Они существуют отдельно друг от друга, принадлежат разным организациям.
Волгоград: линия «СТ» не огорожена, во многих местах пересекается автомобилями, и почти повсюду — пешеходами. Переход пассажиров через пути разрешён даже на капитальной станции «Пионерская».
Кривой Рог: несмотря на отсутствие контактного рельса, линия на всём своём протяжении ограждена надёжной оградой, как и полагается в метрополитене. Попадание на неё людей и машин невозможно. Пассажир, попытавшийся спуститься с платформы на путь, скорее всего, будет строго наказан.
Волгоград: оплата проезда в «скоростном трамвае» — такая же, как и в обычном (раньше — абонементные талоны, теперь — кондуктор в каждом вагоне, лишь при входе на подземные станции по-прежнему нужно компостировать абонементный талон).
Кривой Рог: система оплаты аналогична существующей в метрополитенах на территории бывшего СССР. В вестибюле каждой станции стоят турникеты, в которые необходимо опускать жетон.
Мои предложения по развитию метротрамвая (метрополитена) будут следующими:
_________________________________
Ныне используемые вагоны можно назвать позором метрополитена (метротрамвая). Для метрополитена (метротрамвая) необходимы принципиально иные вагоны, имеющие как можно меньше общих черт с трамвайным подвижным составом.
Возможно, «за основу» можно было бы взять вагоны 81-740 («Русич»), работающие на Бутовской и Филёвской линиях Московского метрополитена, но со значительными изменениями: низкий пол (в один уровень с существующими посадочными платформами на станциях), верхний токосъём.
Контактную сеть, возможно, следовало бы заменить на традиционную железнодорожную. Замена контактного провода контактным рельсом едва ли будет оправдана.
_________________________________
Улучшить техническую оснащённость метрополитена (метротрамвая). Восстановить полноценное освещение всех станций, улучшить дизайн некоторых станций (к примеру, кафельная плитка должна быть заменена более эстетичными отделочными материалами).
_________________________________
Закрыть ныне существующую станцию Площадь Труда. Вместо неё должна быть построена новая станция, расположенная между станциями Октябрьская и Индустриальная.
_________________________________
Реконструировать станцию Городская Больница (должно быть перекрыто пространство над путями, расширены и удлинены платформы), а также присвоить этой станции другое название.
_________________________________
Повысить удобство пользования пересадочным узлом «Дзержинская» — «Мудрёная» (пересадка между метротрамваем и пригородными электропоездами). Для этого необходимо снести малоценные строения, мешающие прямому проходу пассажиров, незначительно сократить территорию вагонного депо, обустроить пешеходные дорожки. На участке Кривой Рог-Главный — Мудрёная — Роковатая следовало бы организовать движение внутригородских электропоездов.
_________________________________
Ликвидировать временную станцию Кольцевая. Вблизи неё должна быть построена подземная станция, которая станет частью нового участка, пролегающего в направлении комбината «Криворожсталь» (как предусмотрено планами развития).
Личные впечатления от первой поездки (1999 год):
Мне впервые довелось попасть в город Кривой Рог 21 апреля 1999 года. Осмотр метрополитена (метротрамвая) начался на станции «Кольцевая». Здесь я был задержан бдительными милиционерами — впрочем, вскоре они отпустили с миром, успев напугать, что их город «очень бандитский».
Показалось, что название «скоростной трамвай» не имеет разумных обоснований. Фактически, это метрополитен. Здесь используется трамвайный подвижной состав с верхним токосъёмом, и все посадочные платформы являются низкими — но это не принципиально!
Наземные станции в Кривом Роге выглядят намного солиднее, чем в Москве (Филёвская линия), или в Киеве (восточный участок Святошинско-Броварской линии). За исключением временной станции «Кольцевая», все станции оказались крытыми, застеклёнными, неплохо отделанными. Между тем, наземные станции Москвы и Киева мало чем отличаются от примитивных платформ пригородных электропоездов.
Бросилась в глаза любопытная местная особенность — употребление слова «майдан». В Харькове пишется только «площа» («площадь»), в Киеве — почти то же самое (исключением является лишь «Майдан Незалежностi»). А здесь пошли своим путём: украинские названия станций — Майдан Артема, Майдан Працi. Насколько мне было известно, «майдан» — это парадная площадь (в отличии от «площи»), но никакой парадной площади рядом с «Майданом Працi» нет.
Названия станций на путевых стенах, в основном, были сделаны по-русски (нетрудно догадаться, что они сохранились со времён существования СССР), а всё остальное уже было украинизировано. Стоит заметить, что украинскую речь здесь не удалось услышать ни разу — мне показалось, что город почти на 100 процентов русскоязычный.
11.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Криворожский метрополитен (метротрамвай)»