ID: 7067

ПОЕЗДКА В ИНДИЮ, 2016 ГОД (ЧАСТЬ 4)

55
Это четвёртая часть публикации. Начало  — в предыдущих частях.
Долгое движение по «второстепенному» участку Titlagarh — Sambalpur. Возможно, к лучшему — такие линии намного интереснее магистралей.

Станция Balangir на линии Титлагарх — Самбалпур. Время 13:23.


Станция Balangir.


Поезд прибывает на узловую станцию Sambalpur. Время 15:17.


Поезд прибывает на узловую станцию Sambalpur.


Станция Sambalpur.


Станция Sambalpur.


Станция Sambalpur.


Станция Sambalpur.


Станция Sambalpur.


Станция вблизи Джхарсугуда. Время 16:23.


Развилка линий у станции Jharsuguda. Время 16:24.

По станции Jharsuguda — пересадка. Ненадолго выхожу на привокзальную площадь. Другим поездом — по двухпутной электрифицированной линии на запад.

Станция Jharsuguda. Время 16:28.


Станция Jharsuguda.


Вокзал на станции Jharsuguda. Вид из города.


Вокзал на станции Jharsuguda. Вид из города.


Электровоз с пассажирским поездом на станции Jharsuguda.


Тепловоз WDS6-36175 на станции Jharsuguda.


Маршрутная доска на вагоне поезда Райпур — Титлагарх — Джхарсугуда — Биласпур.

Решаю выходить там, где окончательно стемнеет и вокруг не будет большого города — но и не на совсем мелком пункте. Выход в темноту и ночёвка в поле. Название станции узнаю только наутро: Janjgir Naila.

Станция Jairam Nagar, к западу от «ночёвочной» Janjgir Naila. 31 января, время 7:06.


Станция Gatora западу от станции Jairam Nagar. Время 7:19.

Пересадка по станции Биласпур. Моюсь в санузле вокзала — это бесплатно. Задача на сегодня — добраться до станции Akola, после чего проехать по узкоколейной железной дороге, колеи 1000 мм. По всем найденным схемам, этот участок узкой колеи — один из немногих, ещё не затронутых реконструкцией.

Электропоезд на станции Bilaspur junction. Время 7:31.


Вокзал на станции Bilaspur junction. Время 8:35.


Маршрутная доска на вагоне поезда Биласпур — Ченнай (Мадрас).


«Научно-пропагандистский» поезд на станции Биласпур.

На маршруте есть разноуровневые пересечения с другими узкоколейными железными дорогами — у Райпура и Нагпура. Они более короткие и показались менее предпочтительными для изучения.

Пересечение с узкоколейной железной дорогой в Райпуре. Вид в южном направлении. Время 10:43.


Станция Raipur junction. Время 10:46.


Станция Raipur junction. Призыв поддерживать чистоту содержит слова из хинди, записанные латиницей.


Станция к западу от Raipur junction. Время 11:04.


Электропоезд на станции Rajnanogaon. Время 12:17.


Станция Jatkanhar. Время 12:38.


Заброшенное служебное здание на станции Dondargarh. Время 12:58.


Станция Gudma. Время 13:53.


Станция Gudma. Время 13:55.


Пересечение с узкоколейной линией к востоку от станции Нагпур. Время 16:07.


Станция Nagpur junction. Время 16:27.


Станция Nagpur junction. Время 16:28.


Станция Akola junction. Время 19:59.


Станция Akola junction.

Акола. На тёмных улицах небольшого городка, несмотря на позднее время, продаётся столь желанный тростниковый сок, в России не добываемый ни за какие деньги! Из интереса захожу в гостиницы и интересуюсь ночлегом — как обычно, всюду отказывают. Но здесь есть комната отдыха на вокзале и есть свободные места в ней.
Заселение — такая же долгая процедура, как и в Хурда Роуд, тоже с записью адреса и «консультациями». Нужен билет на утренний поезд. Вместо Индора, куда, согласно всем картам, ведёт узкоколейная железная дорога, билет продали только до станции Mhow.

Квитанция для ночлега в комнате отдыха на станции Акола. Цена 125 рупий, а не 50, как в Хурда Роуд:
кассир ошибочно вписал сутки пребывания, вместо 12 часов.


Билет Акола — Мхоу. Расстояние — 292 километра, всё это — колея 1000 мм.

Обстановка в комнате отдыха в точности такая же, как в Хурда Роуд. Тоже второй этаж вокзала, не очень свежие простыни, санузел и розетки. «Администратор», пожилой человек с бородой, обещает разбудить к нужному поезду. Но для верности следует ставить сигнал будильника на телефоне.
Отправление узкоколейного поезда — незадолго до рассвета с дальней, чисто «узкоколейной» платформы, на которую от вокзала нужно долго идти через мост над путями.
Узкоколейный маршрут Akola — Mhow расположен в центральной Индии и является одной из уже немногих линий колеи 1000 мм, раньше составлявших половину гигантской индийской железнодорожной сети.
Линия имеет разные периоды строительства: на северном участке в районе Индора построена в 1870-е годы, но на участке Khandwa — Akola открыта почти на сто лет позже, в 1961 году. Запланирована на «конвертацию» в ширококолейную и через несколько лет в нынешнем виде исчезнет.
Между тем, на это потребуются огромные средства. Все тоннели придётся строить заново, габариты колеи 1000 мм и 1676 мм очень сильно отличаются. Мосты, вероятно, тоже нужно заменять.
Смысл неясен. Для пассажирских перевозок местного значения ширина колеи — без разницы. Да, местами вагоны переполнены. Но это легко исправляется удлинением состава. Если потребуется, можно удлинить и станционные пути — обойдётся в сотни раз дешевле полной реконструкции. Хотя при оценке «невооружённым взглядом», длины существующих путей на станциях и разъездах хватило бы для многократного удлинения поездов.
Грузовое движение на данный момент отсутствует. Грузовые вагоны, которые тут можно увидеть, предназначены для служебных, ремонтных перевозок. По их внешнему виду понятно, что они почти не используются. Потенциальных больших грузоотправителей не заметно.
Скорее, причина — политическая. На самом высоком уровне решили: железные дороги в стране должны быть полностью ширококолейными. Значит, надо исполнять. Вне зависимости от практического смысла.

Станция Akola junction. Указатель к «узкоколейным» платформам №6 и 7. 1 февраля, время 6:05.


Станция Gandhi Smarak Road на узкоколейной линии Акола — Индор. Время 6:55.


Станция Patsul на узкоколейной линии Акола — Индор. Время 7:24.


Станция Patsul. Вид в северном направлении.


Тепловоз с пассажирским поездом на станции Patsul.


Табличка на станции Patsul в «лондонском» стиле.


Станционное здание на станции Patsul. Вид с противоположной от путей стороны.


Вид от станционного здания в сторону населённого пункта.


Информация о стоимости проезда от станции Patsul. 10 рупий — 11 рублей.


Расписание движения поездов по станции Patsul. Здесь оно почти совпадает с действительностью.


Станция Patsul. Прибывает встречный поезд маршрута Mhow — Akola. Время 7:57.

Узкоколейный поезд выглядит намного примитивнее ширококолейных. Все вагоны одного класса, самого низкого. При слабой заполненности состава можно лежать. Расцветка вагонов одинаковая — коричневая. Все тепловозы — капотного типа, из депо Mhow.
Движение на узкоколейной линии представлено только пассажирскими поездами. 4 пары в сутки, среди них и ночной поезд. Одинаковый маршрут Mhow — Akola. 292 километра преодолеваются больше десяти часов.

Входной семафор станции Akot. Время 8:21.


Станция Akot. Время 8:25.


Станция Akot.


Станция Akot.


Станция Akot. Расписание движения поездов. Здесь оно не дублируется на английском. Индор заменён на Мхоу.


Станция Akot.


Станция Akot. Портрет государственного деятеля.


Станция Atgaon Buzurg. Время 8:51.


Станция Hiwarkhed. Время 9:11.


Станция Hiwarkhed.


Поезд к северу от станции Hiwarkhed. Время 9:18.


Станция Wan Road. Время 9:30.


Станция Wan Road.


Станция Wan Road.


Станция Wan Road.


Станция Dhulghad. Время 10:09.


Станция Dabka. Время 10:28.


Станция Dabka. Время 10:28.


Станция Dabka. Время 10:28.


Станция Tukaithad. Встречный поезд, направление движения на Аколу. Время 10:48.

Почти пустой при отправлении из Аколы, часа через три поезд «забивается» наглухо, и пассажиры облепляют крышу вагонов!

Станция Tukaithad. Здесь — одно из немногих мест, где ещё практикуется массовая езда на крышах.


Станция Tukaithad.


Станция Tukaithad.


Станция Tukaithad.


Станция Anlakhurg. Время 11:12.


Станция Anlakhurg. Время 11:12.


Станция Gurhi. Время 11:48.


Станция Gurhi.


Станция Takal. Время 12:00.


Станция Takal.


Станция Takal.


Станция Mordar. Расписание движения поездов. Время 12:31.


Станция Mordar. Билетная касса.


Станция Mordar. Запрещённое к провозу в поездах.


Поезд пересекает магистральную железнодорожную линию Итарси — Бхусавал. Время 12:54.


Тепловоз «моего» поезда на станции Khandwa. Это место пересечения линий разной ширины колеи. Время 13:05.


Станция Khandwa, узкоколейный парк.


Станция Khandwa. Вид из города на «узкоколейный» вокзал. Он расположен в стороне от «ширококолейного».


Станция Khandwa.


Станция Khandwa.


Станция Ajanti. Вид в сторону Мхоу. Время 13:40.


Станция Ajanti.


Станция Ajanti.


Станция Ajanti. Встречный поезд. Время 13:50.


Станция Ajanti. Встречный поезд. Крышеездоков уже нет. Время 13:50.


Станция Attar. Время 14:14.


В переполненном вагоне. Время 14:15.


Религиозное сооружение у станции Nimarkheri.


Станция Nimarkheri. Время 14:33.


Станция Nimarkheri.


Станция Sanawad. Время 14:51.


Станция Sanawad.


Станция Sanawad.


Поезд отправляется со станции Sanawad.


Поезд отправляется со станции Sanawad.


Станция Omkareshwar Road. Время 15:08.


Станция Omkareshwar Road.


Станция Omkareshwar Road.


Река Тапти и автомобильные мосты к северу от станции Omkareshwar Road.


Объявление в вагоне: «всеиндийская телефонная линия помощи железнодорожной полиции».


Табличка у «стоп-крана».


Станция Kalakund. Сцепные устройства вагонов узкой колеи не сходны со сцепными устройствами на широкой колее.


Станция Kalakund. Время 16:27.


Поезд на станции Kalakund.


Служебный вагон (кэбуз) и грузовые вагоны на станции Kalakund. Назначение — сервисное, подсыпка балласта.


Поезд на горном участке. Время 16:49.


Поезд следует через тоннель. Время 16:50.


Ещё один тоннель.


Вид из вагона «вниз». Время 16:51.


Горный участок. Время 16:54.


Поезд входит в тоннель. Время 16:54.


Станция Patalpani. Время 17:00.


Станция Patalpani.


Поезд прибыл на станцию Mhow. Дальше — реконструкция, движения нет. Время 17:17.


Станция Mhow. Вид на север, в сторону Индора. Справа уже построены пути широкой колеи и высокие платформы.


Станция Mhow. Расписание движения поездов. На Индор в действительности поезда отменены.

Станция Mhow (Мхау) с локомотивным депо. До миллионного города Индор — 20 километров. На этом участке проложена широкая колея, но движение пока не открыто. Уже вскоре узкая колея уйдёт и отсюда: в октябре 2016 года закроется на реконструкцию самый трудный, горно-тоннельный участок узкоколейной линии от Мхау до Хандва.
Пассажиры пересаживаются в «замещающий» автобус. Проблема в том, что он доставляет не на вокзал, а на окраину гигантского запутанного мегаполиса.
В Индоре есть маршрут «скоростного автобуса» по обособленной полосе, с огороженными остановочными павильонами и турникетами. Еду в нём, но вскоре выясняю, что он не поможет попасть на вокзал.
Бродить по Индору придётся всю ночь — если не удастся найти пункт доступа в Сеть. Это реальнее, чем найти вокзал, и это удалось сделать. Паспорт, 30 рупий, компьютер, и вот самая желанная вещь — карта на сервере Wikimapia.org. Наконец-то понятно, где я нахожусь и куда двигаться. До вокзала много километров, но путь уже ясен.
Ночёвка. Продолжаю движение с рассветом.

На одной из улиц города Индор. Свастика — священный символ в индуизме. 2 февраля, время 7:27.


Объявление на улице.

В 7:30 — вокзал Indore junction. От узкой колеи тут уже никаких следов. Пути недавно были электрифицированы.

Станция Indore junction. Вид с переходного моста. Время 7:39.


Индор. Паровоз-памятник у вокзала.


Объявление у вокзала. Время 7:43.

«Утверждаю» движение на Гвалиор. Там находится действующая узкоколейная железная дорога колеи 610 мм.
Продолжение в следующей части
часть 3 — предыдущая
часть 5 — следующая
11.02.2016 © Автор «Сайта о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу