ID: 7125

ПОЕЗДКА В ТУНИС, 2018 ГОД (ЧАСТЬ 1)

112
Это первая часть публикации. Продолжение — во второй части.
После Большого Африканского путешествия ещё до его начала было решено произвести Малое Африканское путешествие. Изначально было решено, что это будет одна из стран Северной Африки. Там не очень тепло зимой, поэтому целесообразно ехать в марте-апреле.
Итоговое решение - Тунис. Сравнительно небольшая арабская страна в Северной Африке, где распространён французский язык.

Схема железных дорог Туниса.

Тунис — самая "верхняя" страна Африки. Именно здесь, в городе Бизерта, находится крайняя северная точка континента. Территория 163 610 кв. км (равняется, например, Пермскому краю). Население приблизительно 11 миллионов человек (98 процентов — арабы, остальные — в основном берберы).
Естественный прирост в последние годы сократился почти до нуля, Тунис стал первой в мире исламской страной, где население перестало (или почти перестало) расти. Суммарный коэффициент рождаемости - 1,75 ребёнка на женщину, что означает быстрое вымирание в будущем. Однако молодёжи пока ещё много, и среди представителей молодёжи очень высокий процент безработных.
Денежная единица - тунисский динар, по курсу на момент путешествия 1 динар - 23 рубля. Динар делится на 1000 миллимов. Цены принято указывать в миллимах, поэтому на ценниках очень часто множество нулей. Самая мелкая банкнота - 5 динаров, но и она вытесняется монетами и встречается редко.
В Тунисе используются только международные цифры. Восточно-арабских цифр, употребляемых, например, в Египте, здесь нет вообще.
Летоисчисление всюду применяется всемирное (григорианский календарь). Традиционный исламский календарь только в религиозной сфере.
До 1956 года — колония Франции. Один год (20 марта 1956 — 25 июля 1957) Тунис был королевством, затем — президентская республика.
В отличие от Алжира, отделение от Франции прошло мирно. Хотя потом были бои в городе Бизерта, когда тунисцы силой убирали французскую военную базу — которую первоначально предполагалось оставить.
До 2010-х годов Тунис был островом мира, открытости и "европейскости" в регионе. У страны только два наземных соседа — Алжир и Ливия. (По морю — всего лишь 160 километров до Италии, Сицилия, а до мелкого острова Пантеллерия и вовсе 70 километров). Алжир во второй половине ХХ века переживал жестокую войну, сначала за независимость от Франции, потом — между властью и исламистскими группировками. В Ливии был специфический режим Муаммара Каддафи, придерживавшийся изоляции, закрытости от внешнего мира.
Ни в Алжире, ни в Ливии туризма не было. А Тунис был "вклинившимся" между ними мирным цивилизованным островом, где всё было спокойно и хорошо, где строились огромные роскошные отели на побережье, куда массово приезжали европейцы, в том числе и россияне.
Но проблем здесь было немало. И произошёл "взрыв". В начале 2011 года произошли массовые беспорядки. Был свергнут многолетний президент Зин эль-Абидин Бен Али.
Тунис смог избежать судьбы Ливии и Сирии, где начавшиеся в том же 2011 году беспорядки переросли в затяжную кровопролитную войну, которая до сих пор не прекращается. Но ситуация после 2011 года изменилась в худшую сторону. Многократно происходили теракты с большим числом жертв. Тунис теряет репутацию мирной и европеизированной страны. Может случиться, что через какое-то время Алжир (где, возможно, десятилетия нестабильности кончаются) будет восприниматься более цивилизованным местом, чем Тунис.
Почти 100 процентов населения — мусульмане. С 2011 года ислам — государственная религия. До этого проявления религиозности не приветствовались, публичное ношение исламской одежды было запрещено.
Страна двуязычная, арабский и французский. В разговорном виде местный арабский сильно отличается от нормативного. Французским языком владеет почти всё население, но официального статуса у него нет. С 2011 года французский язык вытесняют, и есть риск, что двуязычие кончится. Хотя это, на мой взгляд — важнейший фактор, препятствующий окончательному скатыванию страны на уровень Афганистана! Так же, как и русский язык в нашей Средней Азии.
В Тунисе есть множество железнодорожных станций, названия которых вывешены исключительно сложнейшей арабской письменностью, а латиницы нет вообще. До этого момента я был уверен, что такое невозможно даже в самых "дремучих" странах. Известно, что такого нет и в Саудовской Аравии!
Первая железная дорога открыта в 1872 году.
Тунис — страна "двух колей". Но узкая колея 1000 мм здесь — основная.
Конфигурация сети. В Тунисе один по-настоящему крупный город — столица, в русском языке одноимённая со страной. От столицы железнодорожные линии расходятся в трёх направлениях. Условно есть и четвёртое — короткая чисто пассажирская линия на La Marsa.
Всё, что западнее столицы — это колея 1435 мм, всё, что южнее — колея 1000 мм. Почти вся страна находится к югу от столицы.
На колее 1435 мм (не считая трамвая в столице и линии на La Marsa, которая имеет характер утяжелённого трамвая) есть только два пассажирских маршрута: на Bizerte и на Gardimaou (пограничная станция с Алжиром). В Алжир движения нет. Планы возобновить движение озвучиваются каждый год, но безуспешно.
На колее 1000 мм — немало маршрутов. Но не так много, как следовало бы. Значительная часть сети не имеет пассажирского движения или не действует.
Электрифицировано три коротких участка: линия на La Marsa колеи 1435 мм и участки 1000 мм Tunis — Er Riadh, Sousse — Monastir — Mahdia. Электротяга используется исключительно для движения электропоездов. Суммарная длина всех трёх участков — около 100 км.
Железная дорога на арабском языке звучит приблизительно "сикат хадидия". Поезд - "китар" или "катар".
Статистические данные на 2006 год: 1674 км с шириной колеи 1000 мм, 471 км с колеёй 1435 мм, итого — около 1900 км. Около трети сети — линии без пассажирского движения или недействующие.
Два наиболее дальних пассажирских маршрута: Тунис — Габес, 422 км, и Тунис — Тозёр, 574 км (на момент путешестия отменён из-за ремонтных работ). На них есть не только дневные, но и ночные поезда.
По колее 1435 мм из столицы поезда идут до Бизерты, 98 км, и Гардимау, 211 км.
По линии колеи 1000 мм в сторону Kasserine пассажирское движения только до станции Kalaa Khasba, 235 мм.
На главной линии колеи 1000 мм Тунис — Габес поезда на многих участках движутся со скоростью 130 км/час, что близко к рекорду для колеи 1000 мм. Поезда предолевают маршрут Тунис — Габес менее чем за шесть часов, это сильно выше типовой российской скорости.
Опоздания примерно на полчаса — привычны. Но бывает, что обходится без опозданий.
Поезда очень дешёвые, дешевле российских. Цена на билеты - приблизительно 1 рубль за 1 километр. По сравнению с недалёкой отсюда Западной Европой — это вообще почти даром. Но пассажиров, к сожалению, мало.
В столице есть трамвайная сеть, именуемая Metro Leger (лёгкое метро). Всюду её называют именно так, хотя к метро это не имеет никакого отношения. Маршрут электропоездов Сус — Махдия называется Metro de Sahel. Естественно, тоже никакого отношения к метро.
Самое удивительное, что на ближайшее будущее планов реконструкции всей железнодорожной сети Туниса на колею 1435 мм нет. Этому я очень удивлён. В Таиланде, например - такое намерение есть, хотя там вся страна на 1000 мм и все соседи на ней.
В Тунисе же всё-таки часть страны на колее 1435 мм и реконструкция бы объединила все регионы. И страна небольшая, можно закрыть железную дорогу на реконструкцию без особых проблем. (Сахалин собираются полностью останавливать на три месяца в этом и в следующем году, население очень недовольно и проклинает за это московские власти, без железной дороги нормальной жизни нет - но в Тунисе автодороги более развиты, чем на Сахалине).
Однако, на мой взгляд, реконструкция всей железнодорожной сети Туниса на колею 1435 мм когда-нибудь всё-таки неизбежна. Ибо в Ливии, пусть и лет через двадцать, но всё-таки наступит мир и будет построена железная дорога. Тогда надо будет объединять сеть с Ливией и создавать транзитную магистраль Алжир - Каир.
--

-----

---

------


-----


-----

-----

-----


-----





























































------


------



подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова

-----

подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова



подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова



подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


часть 2 — следующая
09.04.2018 © Автор «Сайта о железной дороге»

«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу