Меню сайта

На главную

Авторсая навигация. Основные страницы
Авторсая навигация. Прочие страницы
01 каталог
02 каталог
03 каталог
04 каталог
05 каталог
06 каталог
07 каталог
08 каталог
09 каталог
10 каталог
11 каталог
12 каталог
13 каталог
14 каталог
15 каталог
16 каталог
17 каталог
18 каталог
19 каталог
20 каталог
21 каталог
22 каталог
23 каталог
24 каталог
25 каталог
26 каталог
27 каталог
28 каталог
29 каталог
30 каталог
Авторские поездки
Авторские книги
О сайте
Партнёрские проекты
Studio Petukh (SP)

- сайт разработчиков сайта.

All Stickers

- вся информация о стикерах в ВК.

News Transport

- новости с общественным транспортом.

Мухосранский вестник

- авторские истории относительно республики Мухосранции.

ℹ На сайте появилась возможность публикации статей других авторов с целью актуализации и дополнения информации относительно объектов по тематике сайта.

Дорогой читатель, ты можешь помочь сайту и другим читателям. Присылай нам фотографии и другую информацию относительно тематики данного сайта, подробнее о требованиях и пожеланиях можно узнать на странице railway-archive.studio-petukh.ru/support.

ID: 5590

МАЛАЯ ЦЕЛИННАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

79
Малая Целинная (ранее существовавшие названия: Малая Карагандинская, Целиноградская) детская железная дорога находилась в Нур-Султане — столице Республики Казахстан. Дорога носила имя Героя Советского Союза М. В. Яглинского.
Узкоколейная железная дорога в городе Акмолинске (с 1961 года назывался Целиноград, с 1992 года Акмола, с 1998 года Астана, с 2019 года Нур-Султан) была открыта 9 июня 1946 года. Ширина колеи составляла 600 мм (такая же колея была и на открытой спустя два года Сталинградской детской железной дороге). Нестандартный для СССР размер колеи позволил использовать на дороге немецкий подвижной состав.
Первоначально узкоколейная железная дорога официально называлась «Малая Карагандинская детская железная дорога» (город Караганда расположен приблизительно в 200 километрах от Акмолинска). Это было связано с тем, что Акмолинский железнодорожный узел в то время находился на Карагандинской железной дороге. В центре Карагандинской железной дороги, городе Караганде, детской железной дороги не было.
Линия узкоколейной железной дороги представляла собой замкнутое кольцо протяжённостью приблизительно 1700 метров. Оно было расположено в парке, вблизи берега реки Ишим (Есил). Имелись две станции: Абай (названа в честь казахского поэта Абая Кунанбаева), и Победа (на казахском языке — Женic). На обеих станциях были построены деревянные вокзальные здания.
В 1958 году узкоколейная железная дорога была перестроена с колеи 600 мм на стандартную узкую колею — 750 мм. Появился тепловоз ТУ2.
В 1959 году, после появления детской железной дороги в Караганде, узкоколейная железная дорога была переименована в Малую Акмолинскую, в 1961 году — в Целиноградскую. В 1977 году Целиноград стал центром Целинной железной дороги. Скорее всего, с этого времени детская железная дорога называлась Малой Целинной.
По состоянию на начало 1990-х годов, на дороге имелся тепловоз ТУ2-175, несколько пассажирских вагонов Pafawag. Функцию локомотивно-вагонного депо выполняла огороженная территория, расположенная рядом с главным ходом, вблизи берега реки Ишим (перегон Абай — Победа).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000.

Узкоколейная железная дорога на плане города.
В конце 1997 года бывший Целиноград стал столицей Казахстана. В числе прочих организаций, сюда переехало и управление компании железных дорог Казахстана (АО «НК «Казакстан Темiр Жолы»). За несколько лет этот город изменился до неузнаваемости, его называют одним из лучших городов Земли.
В 2001 году руководство «Казакстан Темiр Жолы» приняло решение об отказе от содержания последних детских железных дорог, ещё находившихся к тому моменту на балансе компании. Городские власти не пожелали предпринять каких-либо действий, направленных на сохранение дороги.
Весной 2002 года детская железная дорога была полностью уничтожена. Подвижной состав (тепловоз ТУ2-175, вагоны Pafawag), в основном, был порезан. Некоторые вагоны использовались в качестве бытовок на городских строительных площадках. Рельсы были сняты и проданы в качестве металлолома. Вокзал на станции Победа был продан сторонней организации и превращён в кафе «Сары-Арка».
Произошедшее в 2002 году дикое и трагическое для многих событие наглядно продемонстрировало, на каком уровне культурного развития на деле находится Казахстан — «развитое демократическое евразийское государство», по заявлениям местной власти.
Для сравнения: в России после 1991 года не была уничтожена ни одна детская железная дорога. В развитие детских железных дорог вкладываются значительные средства, все детские железные дороги находятся в хорошем состоянии. В 2005 году была открыта детская железная дорога в Новосибирске, в 2007 году — в Кемерове и Казани. Планируется создание новых детских железных дорог (в Самаре и других городах).
По своему экономическому положению Казахстан сопоставим с Россией. Как и в России, железная дорога здесь — главный вид транспорта. Но в России считается, что детские железные дороги необходимы для профессионального обучения, в Казахстане о будущем не задумываются.
Более чем странным выглядит и тот факт, что была уничтожена детская железная дорога, расположенная в Астане — самом современном, благополучном и быстроразвивающемся городе Казахстана. В других, значительно менее богатых городах (Караганде и Шымкенте) детские железные дороги сохранены благодаря усилиям городских властей, хотя и перестали выполнять учебную функцию.
По состоянию на 31 мая 2007 года, на всём протяжении разобранной узкоколейной железной дороги оборудована пешеходная дорожка. На бывшей станции Абай сохранилась платформа. Имевшийся здесь вокзал сгорел в конце 1990-х годов, от него не осталось практически никаких следов. Вокзал на станции Победа в очередной раз сменил владельца, и проходит капитальный ремонт, в результате которого будет почти полностью утрачен прежний облик здания.


Разобранная узкоколейная железная дорога на набережной реки Ишим,
вблизи станции Победа. Вид в сторону станции Абай.
31.05.2007


11.06.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Акмолинской области»
на главную страницу

Рекомендации

ID: 6931
2704
На «Сайте о железной дороге — дополнительные страницы» размещены текстовые материалы и изображения, которые не могут быть размещены на «Сайте о железной дороге» по причине несоответствия его тематике, а также по каким-либо иным причинам. __________...
Это картинка
ID: 208
18
Страница является незавершённой. На снимках: линия на Хмелище. Размер каждого изображения — около 500 КБ. Вид на запад. 16.08.2013 Вид из той же точки в противоположном направлении. 16.08.2013 Вид на запад.16.08.2013 Вид из той же точки в...
Это картинка
ID: 701
6
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1978 году (состояние местности на 1960-70-е годы). Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000 (состояние местности на 1980-е год...