ID: 17
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРИСОВСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА
240
Борисовский шпалопропиточный завод находится в городе Борисов Минской области Республики Беларусь, в непосредственной близости от одноимённой станции
на магистральной железнодорожной линии Орша — Минск (историческая Московско-Брестская железная дорога).
Завод является единственным шпалопропиточным предприятием Белорусской железной дороги. До 2007 года на нём действовала узкоколейная железная дорога, использовавшаяся в технологическом процессе.
Шпалопропиточный завод построен в 1902 году на месте болота, к югу от путей станции Борисов. Одной из причин для выбора такого места являлась близость как к станции, так и к сплавной реке Березине, по которой на завод поступала древесина.
Пути узкой колеи на заводе были с первого дня его работы. Но вначале вагонетки по ним перемещали вручную.
В 1918-1920 годах Борисов был оккупирован вначале немцами, затем — белополяками. Значительная часть оборудования шпалопропиточного завода была разрушена.
В начале 1920-х годов завод был восстановлен. При этом на него был доставлен узкоколейный мотовоз. Рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1986 году (нанесена условно).
Первоначально завод работал сезонно, 6-7 месяцев в году. С 1938 года перешёл на круглогодичную работу.
С июля 1941 года по июль 1944 года Борисов был оккупирован фашистской Германией. Восстановление разрушенного завода продолжалось три года.
Завод был пущен в работу в 1947 году. Поступили узкоколейные паровозы.
С 1963 года вместо узкоколейных паровозов используются мотовозы и тепловозы. Среди известных тепловозов — ТУ2МК-274.
В 1980-х годах старые мотовозы и тепловозы были заменены тепловозами ТУ7А.
Вплоть до 1991 года завод являлся подразделением в составе Белорусской железной дороги МПС СССР. Позднее — часть Белорусской железной дороги, принадлежащей независимой Беларуси.
По состоянию на 2005 год, на узкоколейной железной дороге работал один тепловоз — ТУ7А-2915. Возможно, другие тепловозы находились в запасе. Движение было ежедневным и активным.
В 2006 году Борисовский шпалопропиточный завод подвергся большой реконструкции. Старый пропиточный цех был закрыт. Открылся современный пропиточный цех с новейшим оборудованием.
Узкоколейной железной дороги с момента завершения реконструкции нет. Есть лишь небольшие рельсовые пути узкой колеи с канатной тягой. Узкоколейной железной дорогой их назвать нельзя.
Тепловоз ТУ7А-2915 был увезён в посёлок Ганцевичи Борисовского района, на узкоколейную железную дорогу Ганцевичского торфопредприятия.
Я побывал на Борисовском шпалопропиточном заводе 12 ноября 2008 года. Руководители завода приняли меня хорошо, устроили детальную экскурсию. Подарили книгу, посвящённую истории завода.
Но я опоздал на два года. Завод продолжает работать и не собирается закрываться, в отличие от аналогичных заводов Российской Федерации. Но теперь он работает без узкоколейной железной дороги...
14.12.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Минской области»
на главную страницу
Завод является единственным шпалопропиточным предприятием Белорусской железной дороги. До 2007 года на нём действовала узкоколейная железная дорога, использовавшаяся в технологическом процессе.
Шпалопропиточный завод построен в 1902 году на месте болота, к югу от путей станции Борисов. Одной из причин для выбора такого места являлась близость как к станции, так и к сплавной реке Березине, по которой на завод поступала древесина.
Пути узкой колеи на заводе были с первого дня его работы. Но вначале вагонетки по ним перемещали вручную.
В 1918-1920 годах Борисов был оккупирован вначале немцами, затем — белополяками. Значительная часть оборудования шпалопропиточного завода была разрушена.
В начале 1920-х годов завод был восстановлен. При этом на него был доставлен узкоколейный мотовоз. Рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1986 году (нанесена условно).
Первоначально завод работал сезонно, 6-7 месяцев в году. С 1938 года перешёл на круглогодичную работу.
С июля 1941 года по июль 1944 года Борисов был оккупирован фашистской Германией. Восстановление разрушенного завода продолжалось три года.
Завод был пущен в работу в 1947 году. Поступили узкоколейные паровозы.
С 1963 года вместо узкоколейных паровозов используются мотовозы и тепловозы. Среди известных тепловозов — ТУ2МК-274.
В 1980-х годах старые мотовозы и тепловозы были заменены тепловозами ТУ7А.
Вплоть до 1991 года завод являлся подразделением в составе Белорусской железной дороги МПС СССР. Позднее — часть Белорусской железной дороги, принадлежащей независимой Беларуси.
По состоянию на 2005 год, на узкоколейной железной дороге работал один тепловоз — ТУ7А-2915. Возможно, другие тепловозы находились в запасе. Движение было ежедневным и активным.
В 2006 году Борисовский шпалопропиточный завод подвергся большой реконструкции. Старый пропиточный цех был закрыт. Открылся современный пропиточный цех с новейшим оборудованием.
Узкоколейной железной дороги с момента завершения реконструкции нет. Есть лишь небольшие рельсовые пути узкой колеи с канатной тягой. Узкоколейной железной дорогой их назвать нельзя.
Тепловоз ТУ7А-2915 был увезён в посёлок Ганцевичи Борисовского района, на узкоколейную железную дорогу Ганцевичского торфопредприятия.
Я побывал на Борисовском шпалопропиточном заводе 12 ноября 2008 года. Руководители завода приняли меня хорошо, устроили детальную экскурсию. Подарили книгу, посвящённую истории завода.
Но я опоздал на два года. Завод продолжает работать и не собирается закрываться, в отличие от аналогичных заводов Российской Федерации. Но теперь он работает без узкоколейной железной дороги...
14.12.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Минской области»
на главную страницу