ID: 58
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ФИЛИНО — КРАСНЫЙ ПРОФИНТЕРН
726
Протяжённость железнодорожной линии Филино — Красный Профинтерн составляла 33 километра. Железнодорожная линия принадлежала крахмало-паточному комбинату «Ярпатока», расположенному в посёлке Красный Профинтерн.
Паточный завод, позднее ставший крахмало-паточным комбинатом, был открыт в 1862 году. Железнодорожная линия была открыта в 1926 году (по другим данным — раньше, до революции 1917 года).
По официальным данным, до 1945 года посёлок Красный Профинтерн назывался Гузицыно. Однако известно и другое его прежнее название — Понизовкино (в честь основателя паточного завода, ярославского предпринимателя Никиты Понизовкина). По состоянию на 2005 год, обсуждается возможность возвращения посёлку названия Понизовкино.
Завод «Ярпатока» являлся одним из крупнейших предприятий подобного рода. В конце 1980-х годов ежегодный выпуск продукции достигал 42 тысяч тонн. В 2000 году он составил лишь 1270 тонн.
Помимо крахмало-паточного комбината, в Красном Профинтерне имеется молокозавод и несколько других, небольших предприятий. Население посёлка Красный Профинтерн в 2000 году составляло около 1700 человек.
Пассажирское движение на железнодорожной линии, по утверждению А. Мерщикова (автора сайта «Ярославский вокзал»), было прекращено в 1974 году. До этого времени имелась одна пара поездов сообщением Красный Профинтерн — Ярославль-Главный. Поезд состоял из паровоза и двух пассажирских вагонов.
Расписание движения пригородного поезда сообщением Ярославль-Главный — Красный Профинтерн,
график движения на 1973-74 годы.
На протяжении многих десятилетий периодически обсуждалась возможность строительства участка Красный Профинтерн — Кострома. Осуществление этого плана позволило бы соединить два близких друг к другу крупных города железнодорожным путём по кратчайшему направлению (до настоящего времени поездка на поезде из Ярославля в Кострому возможна лишь по «кривому» маршруту — через Нерехту). Фактическое строительство начато не было.
По воспоминаниям любителя железных дорог из Москвы Олега Костенко, летом 1998 года и (возможно) 1997 года пассажирское движение до Красного Профинтерна в экспериментальном порядке восстанавливалось. В один год поезд следовал из Филино, в другой — от Ярославля-Главного, причём тогда он курсировал дважды в день. В «основном» расписании движения пригородных поездов на вокзале Ярославль-Главный найти эти поезда было невозможно — их расписание вывешивалось на отдельном, неприметном бумажном листе. В нём сообщалось, что с определённого числа определённого месяца назначаются поезда.
Сообщение О. Костенко (август 2000 года):
Филино — Кpасный Пpофинтеpн: во всяком слyчае, в 1998 и ещё каком-то годy на лето назначался пpигоpодный на Пpофинтеpн, в один год от Филино, в дpyгой от Яpославля. Два pейса в день.
Готов поклясться, что я два года подpяд пеpеписывал pасписания этого поезда, где-то оно y меня лежит. Чтобы на него наткнyться, нyжно было пеpесмотpеть все вокзальные объявления довольно тщательно, так как это всё вывешивалось только в виде листочков-дополнений, типа «с такого-то числа назначается в обpащение», и носило несколько экспеpиментальный хаpактеp. Hо, видимо, всё-таки pеально ходил, паpy летних месяцев.
Достоверными сведениями об этом эксперименте, его организаторах и результатах автор не располагает. После 1998 года никаких упоминаний о возрождении пассажирского сообщения на линии Филино — Красный Профинтерн не встречалось.
По состоянию на лето 2004 года, на железнодорожной линии Филино — Красный Профинтерн существовало незначительное грузовое движение.
В начале 2005 года было принято решение о ликвидации железнодорожной линии. Названные причины — убыточность, плохое состояние пути и отсутствие у ветвевладельца средств на его ремонт. Все перевозки крахмало-паточного завода было решено осуществлять автотранспортом.
По состоянию на 9 августа 2005 года, рельсы были сняты на последних 7 километрах пути. Предполагалось, что к концу года демонтаж пути будет в основном завершён.
По состоянию на 2008 год, на первых нескольких километрах линии Филино — Красный Профинтерн ещё лежали ржавые рельсы.
В 2008 имел место единичный случай использования ржавых рельсов для движения. На этот участок доставили платформу с новым узкоколейным тепловозом ТУ7А-3349. Тепловоз был предназначен для Ярославской детской железной дороги. Начиная с 2008 года, Ярославская детская железная дорога частично пролегает вдоль недействующей линии Филино — Красный Профинтерн.
По состоянию на май 2010 года, на начальном участке линии продолжали лежать ржавые рельсы. Судя по внешним признакам, путь был непригоден для движения.
9 августа 2005 года я вышел на железнодорожную линию на окраине Ярославля. Двигаюсь с фотодокументацией в сторону Красного Профинтерна. Встречаю на линии тепловоз, следующий в сторону Филино. Доезжаю до Филино, а затем — обратно, до крайней точки рельсового пути, где велась разборка.
От крайней точки рельсов — пешком до Красного Профинтерна. Оттуда — автобусом в Ярославль.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (незавершённая страница)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (незавершённая страница)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (незавершённая страница)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (незавершённая страница)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (незавершённая страница)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ
24.03.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу
Паточный завод, позднее ставший крахмало-паточным комбинатом, был открыт в 1862 году. Железнодорожная линия была открыта в 1926 году (по другим данным — раньше, до революции 1917 года).
По официальным данным, до 1945 года посёлок Красный Профинтерн назывался Гузицыно. Однако известно и другое его прежнее название — Понизовкино (в честь основателя паточного завода, ярославского предпринимателя Никиты Понизовкина). По состоянию на 2005 год, обсуждается возможность возвращения посёлку названия Понизовкино.
Завод «Ярпатока» являлся одним из крупнейших предприятий подобного рода. В конце 1980-х годов ежегодный выпуск продукции достигал 42 тысяч тонн. В 2000 году он составил лишь 1270 тонн.
Помимо крахмало-паточного комбината, в Красном Профинтерне имеется молокозавод и несколько других, небольших предприятий. Население посёлка Красный Профинтерн в 2000 году составляло около 1700 человек.
Пассажирское движение на железнодорожной линии, по утверждению А. Мерщикова (автора сайта «Ярославский вокзал»), было прекращено в 1974 году. До этого времени имелась одна пара поездов сообщением Красный Профинтерн — Ярославль-Главный. Поезд состоял из паровоза и двух пассажирских вагонов.
Расписание движения пригородного поезда сообщением Ярославль-Главный — Красный Профинтерн,
график движения на 1973-74 годы.
На протяжении многих десятилетий периодически обсуждалась возможность строительства участка Красный Профинтерн — Кострома. Осуществление этого плана позволило бы соединить два близких друг к другу крупных города железнодорожным путём по кратчайшему направлению (до настоящего времени поездка на поезде из Ярославля в Кострому возможна лишь по «кривому» маршруту — через Нерехту). Фактическое строительство начато не было.
По воспоминаниям любителя железных дорог из Москвы Олега Костенко, летом 1998 года и (возможно) 1997 года пассажирское движение до Красного Профинтерна в экспериментальном порядке восстанавливалось. В один год поезд следовал из Филино, в другой — от Ярославля-Главного, причём тогда он курсировал дважды в день. В «основном» расписании движения пригородных поездов на вокзале Ярославль-Главный найти эти поезда было невозможно — их расписание вывешивалось на отдельном, неприметном бумажном листе. В нём сообщалось, что с определённого числа определённого месяца назначаются поезда.
Сообщение О. Костенко (август 2000 года):
Филино — Кpасный Пpофинтеpн: во всяком слyчае, в 1998 и ещё каком-то годy на лето назначался пpигоpодный на Пpофинтеpн, в один год от Филино, в дpyгой от Яpославля. Два pейса в день.
Готов поклясться, что я два года подpяд пеpеписывал pасписания этого поезда, где-то оно y меня лежит. Чтобы на него наткнyться, нyжно было пеpесмотpеть все вокзальные объявления довольно тщательно, так как это всё вывешивалось только в виде листочков-дополнений, типа «с такого-то числа назначается в обpащение», и носило несколько экспеpиментальный хаpактеp. Hо, видимо, всё-таки pеально ходил, паpy летних месяцев.
Достоверными сведениями об этом эксперименте, его организаторах и результатах автор не располагает. После 1998 года никаких упоминаний о возрождении пассажирского сообщения на линии Филино — Красный Профинтерн не встречалось.
По состоянию на лето 2004 года, на железнодорожной линии Филино — Красный Профинтерн существовало незначительное грузовое движение.
В начале 2005 года было принято решение о ликвидации железнодорожной линии. Названные причины — убыточность, плохое состояние пути и отсутствие у ветвевладельца средств на его ремонт. Все перевозки крахмало-паточного завода было решено осуществлять автотранспортом.
По состоянию на 9 августа 2005 года, рельсы были сняты на последних 7 километрах пути. Предполагалось, что к концу года демонтаж пути будет в основном завершён.
По состоянию на 2008 год, на первых нескольких километрах линии Филино — Красный Профинтерн ещё лежали ржавые рельсы.
В 2008 имел место единичный случай использования ржавых рельсов для движения. На этот участок доставили платформу с новым узкоколейным тепловозом ТУ7А-3349. Тепловоз был предназначен для Ярославской детской железной дороги. Начиная с 2008 года, Ярославская детская железная дорога частично пролегает вдоль недействующей линии Филино — Красный Профинтерн.
По состоянию на май 2010 года, на начальном участке линии продолжали лежать ржавые рельсы. Судя по внешним признакам, путь был непригоден для движения.
9 августа 2005 года я вышел на железнодорожную линию на окраине Ярославля. Двигаюсь с фотодокументацией в сторону Красного Профинтерна. Встречаю на линии тепловоз, следующий в сторону Филино. Доезжаю до Филино, а затем — обратно, до крайней точки рельсового пути, где велась разборка.
От крайней точки рельсов — пешком до Красного Профинтерна. Оттуда — автобусом в Ярославль.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (незавершённая страница)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (незавершённая страница)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (незавершённая страница)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (незавершённая страница)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (незавершённая страница)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ
24.03.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу