ID: 190
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НЁМАНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ
103
Нёманское торфопредприятие (Нёманский торфобрикетный завод) находится в посёлке Нёман Столбцовского района Минской области Республики Беларусь.
Посёлок Нёман представляет единое целое с соседним посёлком Шашки. Часто в качестве почтового адреса значатся Шашки.
Торфобрикетный завод открыт в 1967 году. Скорее всего, узкоколейная железная дорога построена одновременно с ним.
Название — от реки Неман, которая протекает через Столбцовский район. Но посёлок Нёман находится далеко от реки. Узкоколейная железная дорога к реке Неман нигде не подходит.
Главной станцией узкоколейной железной дороги является станция Центральная, расположенная вблизи торфобрикетного завода. Узкоколейная железная дорога почти полностью сменила расположение на местности в период с 2010 по 2014 год.
Изначально узкоколейная железная дорога была построена по направлению от посёлка Нёман на торфомассив Хмелище, в окрестностях деревни Бриничево. Протяжённость составила около 17 километров. В таком виде узкоколейная железная дорога обозначена на топографических картах 1980-х годов.
В 1970-е годы началось освоение торфомассива Гуменовщина, названного по одноимённой деревне. Но там торф вначале добывался в небольшом объёме и вывозился без узкоколейной железной дороги.
Ориентировочно в 1990-х годах узкоколейная железная дорога была продлена в «дальнюю» часть торфомассива Хмелище. Добыча торфа в «ближней» части была прекращена. Протяжённость главной линии возросла до 23 километров.
Приблизительно тогда же была построена линия в «ближнюю» часть торфомассива Гуменовщина, около четырёх километров от станции Центральная.
В 2000-х годах запасы торфа на торфомассиве Хмелище стали подходить к концу. Некоторое время ситуация была напряжённой: имелась угроза закрытия торфобрикетного завода и полной разборки узкоколейной железной дороги.
Было решено освоить «дальнюю» часть торфомассива Гуменовщина, рядом с деревнями Дружная и Круговины. Землю под торфодобычу пришлось частично изымать у колхозов.
Строительство железной дороги в «дальнюю» часть торфомассива Гуменовщина было осуществлено в 2010-2012 годах. При строительстве имела место махинация, было заведено уголовное дело.
По состоянию на июль 2013 года, вывозка торфа веласть только по новой линии. Расстояние вывоза составляло около 9 километров.
На тот момент узкоколейная железная дорога находилась на пике своей протяжённости — 9 километров новой линии и 23 километра старой линии. Но уже к концу 2013 года старая линия должна была быть полностью разобрана.
Станция Центральная и торфобрикетный завод на спутниковых снимках (источник — «Google maps»,
ориентировочная дата съёмки — 2010 год).
Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге 4 июля 2011 года. Полное описание рабочей экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2011ngrs.html.
Директор Нёманского торфопредприятия Инна Ивановна Круглинская отнеслась к моей деятельности с пониманием. Было получено разрешение фотографировать узкоколейную железную дорогу.
Единственный в этот день поезд по старой линии уже отправился на торфомассив и в данный момент загружается.
Движения пассажирских поездов на узкоколейной железной дороге нет с 1990-х годов. Рабочие доставляются на торфомассив автобусами. Это намного быстрее.
На машине торфопредприятия меня довезли до пересечения грунтовой дороги с узкоколейной железной дорогой в районе торфомассива к юго-западу от деревень Скрощина и Деражное. Едем не по асфальтированной автодороге, а по местной, через деревни Старина и Подгорная.
На переезде я был в 12:08. Иду по линии от переезда на запад. Прохожу через разъезд. В 12:28 подсаживаюсь в поезд, следующий на станцию Центральная.
Долгая поездка в ТУ7МБ-1624. Останавливаемся на разъезде. Машинисты подсыпают песок в песочницы. Запас песка расходуется интенсивно — тепловоз часто пробуксовывает.
В 15:50 прибыли на станцию Центральная.
Осмотрев станцию, я провёл пешую фотодокументацию первого километра линии. Затем сворачиваю в деревню Ругаец.
На тот момент предполагалось, что уже в 2012 году начнётся вывозка торфа по новой линии, которая активно строится. После этого старую линию разберут. Протяжённость узкоколейной железной дороги сократится более чем в два раза.
Среди имеющегося на момент поездки в 2011 году подвижного состава — тепловозы ТУ6МБ-0981, неустановленный тепловоз ТУ6А (не реконструировался), ЭСУ2А-751, ТУ7МБ-1624. И другие локомотивы, которые увидеть не удалось — они работали на строительстве линии в «дальнюю» часть торфомассива Гуменовщина.
Известно, что ранее здесь имелся тепловоз ТУ7А-3099. В 2006 году он был отправлен на капитальный ремонт в Борисов. Скорее всего, тепловоз вернулся с другим номером.
Имеется один пассажирский вагон, но он не используется — рабочих доставляют на торфомассив с помощью автобуса. Имеется плужный снегоочиститель ПС1 1952 года постройки.
Несколькими годами раньше здесь была автомотриса АМ1-217. К сожалению, на момент поездки она уже была порезана. Число торфовозных вагонов — около сорока.
Вторая поездка — 16 августа 2013 года. Полное описание рабочей экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013byua.html.
Вывозка торфа ведётся исключительно с новой линии. Старую линию начали разбирать.
23 километра пути, что очень много для Беларуси, скоро «уедут» на переплавку. Я решил произвести пешую фотодокументацию разбираемой линии.
Вначале фотографирую в депо тепловоз ТУ7МБ-0568, который в 2011 году я не видел.
Проезжаю по новой линии в кабине ТУ6МБ-0981. Наблюдаю погрузку торфа. Удалённость от станции Центральная — 9 километров.
Возвращаюсь на станцию Центральная. Начинается пешая фотодокументация разбираемой линии. Движения в этот день по ней не будет.
В 18:28, преодолев 18 километров, я добрался до переезда под деревней Скрощина. Того самого, куда меня привезли на автомобиле в 2011 году.
У переезда сворачиваю вправо — на грунтовую автодорогу. Направляюсь в село Деревное.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
РАЗНОЕ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЛИНИЯ К ЗАПАДУ ОТ ПЕРЕЕЗДА В ОКРЕСТНОСТЯХ СКРОЩИНЫ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ К ЗАПАДУ ОТ ПЕРЕЕЗДА В ОКРЕСТНОСТЯХ СКРОЩИНЫ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, РАЗЪЕЗД НА 7-М КИЛОМЕТРЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ В СТОРОНУ ХМЕЛИЩА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ, ПЕРЕЕЗД У ДЕРЕВНИ ДРУЖНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ, РАЗЪЕЗД НА 8-М КИЛОМЕТРЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ДАЛЬНИЙ УЧАСТОК НОВОЙ ЛИНИИ, РАЗЪЕЗД НА 8-М КИЛОМЕТРЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПОГРУЗКА ТОРФА, ПОЕЗДКА НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ, СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ, ПЕРЕЕЗД НА ДОРОГЕ РУГАЕЦ — ДРУЖНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
10.12.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Минской области»
на главную страницу
Посёлок Нёман представляет единое целое с соседним посёлком Шашки. Часто в качестве почтового адреса значатся Шашки.
Торфобрикетный завод открыт в 1967 году. Скорее всего, узкоколейная железная дорога построена одновременно с ним.
Название — от реки Неман, которая протекает через Столбцовский район. Но посёлок Нёман находится далеко от реки. Узкоколейная железная дорога к реке Неман нигде не подходит.
Главной станцией узкоколейной железной дороги является станция Центральная, расположенная вблизи торфобрикетного завода. Узкоколейная железная дорога почти полностью сменила расположение на местности в период с 2010 по 2014 год.
Изначально узкоколейная железная дорога была построена по направлению от посёлка Нёман на торфомассив Хмелище, в окрестностях деревни Бриничево. Протяжённость составила около 17 километров. В таком виде узкоколейная железная дорога обозначена на топографических картах 1980-х годов.
В 1970-е годы началось освоение торфомассива Гуменовщина, названного по одноимённой деревне. Но там торф вначале добывался в небольшом объёме и вывозился без узкоколейной железной дороги.
Ориентировочно в 1990-х годах узкоколейная железная дорога была продлена в «дальнюю» часть торфомассива Хмелище. Добыча торфа в «ближней» части была прекращена. Протяжённость главной линии возросла до 23 километров.
Приблизительно тогда же была построена линия в «ближнюю» часть торфомассива Гуменовщина, около четырёх километров от станции Центральная.
В 2000-х годах запасы торфа на торфомассиве Хмелище стали подходить к концу. Некоторое время ситуация была напряжённой: имелась угроза закрытия торфобрикетного завода и полной разборки узкоколейной железной дороги.
Было решено освоить «дальнюю» часть торфомассива Гуменовщина, рядом с деревнями Дружная и Круговины. Землю под торфодобычу пришлось частично изымать у колхозов.
Строительство железной дороги в «дальнюю» часть торфомассива Гуменовщина было осуществлено в 2010-2012 годах. При строительстве имела место махинация, было заведено уголовное дело.
По состоянию на июль 2013 года, вывозка торфа веласть только по новой линии. Расстояние вывоза составляло около 9 километров.
На тот момент узкоколейная железная дорога находилась на пике своей протяжённости — 9 километров новой линии и 23 километра старой линии. Но уже к концу 2013 года старая линия должна была быть полностью разобрана.
Станция Центральная и торфобрикетный завод на спутниковых снимках (источник — «Google maps»,
ориентировочная дата съёмки — 2010 год).
Я впервые побывал на узкоколейной железной дороге 4 июля 2011 года. Полное описание рабочей экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2011ngrs.html.
Директор Нёманского торфопредприятия Инна Ивановна Круглинская отнеслась к моей деятельности с пониманием. Было получено разрешение фотографировать узкоколейную железную дорогу.
Единственный в этот день поезд по старой линии уже отправился на торфомассив и в данный момент загружается.
Движения пассажирских поездов на узкоколейной железной дороге нет с 1990-х годов. Рабочие доставляются на торфомассив автобусами. Это намного быстрее.
На машине торфопредприятия меня довезли до пересечения грунтовой дороги с узкоколейной железной дорогой в районе торфомассива к юго-западу от деревень Скрощина и Деражное. Едем не по асфальтированной автодороге, а по местной, через деревни Старина и Подгорная.
На переезде я был в 12:08. Иду по линии от переезда на запад. Прохожу через разъезд. В 12:28 подсаживаюсь в поезд, следующий на станцию Центральная.
Долгая поездка в ТУ7МБ-1624. Останавливаемся на разъезде. Машинисты подсыпают песок в песочницы. Запас песка расходуется интенсивно — тепловоз часто пробуксовывает.
В 15:50 прибыли на станцию Центральная.
Осмотрев станцию, я провёл пешую фотодокументацию первого километра линии. Затем сворачиваю в деревню Ругаец.
На тот момент предполагалось, что уже в 2012 году начнётся вывозка торфа по новой линии, которая активно строится. После этого старую линию разберут. Протяжённость узкоколейной железной дороги сократится более чем в два раза.
Среди имеющегося на момент поездки в 2011 году подвижного состава — тепловозы ТУ6МБ-0981, неустановленный тепловоз ТУ6А (не реконструировался), ЭСУ2А-751, ТУ7МБ-1624. И другие локомотивы, которые увидеть не удалось — они работали на строительстве линии в «дальнюю» часть торфомассива Гуменовщина.
Известно, что ранее здесь имелся тепловоз ТУ7А-3099. В 2006 году он был отправлен на капитальный ремонт в Борисов. Скорее всего, тепловоз вернулся с другим номером.
Имеется один пассажирский вагон, но он не используется — рабочих доставляют на торфомассив с помощью автобуса. Имеется плужный снегоочиститель ПС1 1952 года постройки.
Несколькими годами раньше здесь была автомотриса АМ1-217. К сожалению, на момент поездки она уже была порезана. Число торфовозных вагонов — около сорока.
Вторая поездка — 16 августа 2013 года. Полное описание рабочей экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013byua.html.
Вывозка торфа ведётся исключительно с новой линии. Старую линию начали разбирать.
23 километра пути, что очень много для Беларуси, скоро «уедут» на переплавку. Я решил произвести пешую фотодокументацию разбираемой линии.
Вначале фотографирую в депо тепловоз ТУ7МБ-0568, который в 2011 году я не видел.
Проезжаю по новой линии в кабине ТУ6МБ-0981. Наблюдаю погрузку торфа. Удалённость от станции Центральная — 9 километров.
Возвращаюсь на станцию Центральная. Начинается пешая фотодокументация разбираемой линии. Движения в этот день по ней не будет.
В 18:28, преодолев 18 километров, я добрался до переезда под деревней Скрощина. Того самого, куда меня привезли на автомобиле в 2011 году.
У переезда сворачиваю вправо — на грунтовую автодорогу. Направляюсь в село Деревное.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
РАЗНОЕ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЛИНИЯ К ЗАПАДУ ОТ ПЕРЕЕЗДА В ОКРЕСТНОСТЯХ СКРОЩИНЫ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ К ЗАПАДУ ОТ ПЕРЕЕЗДА В ОКРЕСТНОСТЯХ СКРОЩИНЫ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, РАЗЪЕЗД НА 7-М КИЛОМЕТРЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ В СТОРОНУ ХМЕЛИЩА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ, ПЕРЕЕЗД У ДЕРЕВНИ ДРУЖНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ НА ГУМЕНОВЩИНУ, РАЗЪЕЗД НА 8-М КИЛОМЕТРЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ДАЛЬНИЙ УЧАСТОК НОВОЙ ЛИНИИ, РАЗЪЕЗД НА 8-М КИЛОМЕТРЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПОГРУЗКА ТОРФА, ПОЕЗДКА НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ, СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ, ПЕРЕЕЗД НА ДОРОГЕ РУГАЕЦ — ДРУЖНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (ЛИНИЯ НА ХМЕЛИЩЕ)
10.12.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Минской области»
на главную страницу