ID: 183

ЛИПАКОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

351
Начальным пунктом Липакóвской узкоколейной железной дороги является посёлок Липакóво, расположенный на левом берегу реки Онега. Главная станция, расположенная в посёлке Липаково, называется Онега. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».
По состоянию на 2017 год, узкоколейная железная дорога продолжает выполнять пассажирские перевозки на маршруте Онега — Сеза.
история
Проект строительства нового лесопункта, работающего на базе узкоколейной железной дороги, был подготовлен в 1947 году. Вскоре началось строительство центрального посёлка, который был назван Липаково, в честь автора проекта.
Строительство узкоколейной железной дороги велось с 1948 года, первый участок был открыт в 1949 году. Вначале на магистрали использовалась паровая тяга, на ветках и «усах» — конная тяга. На «усах» укладывались сверхлёгкие рельсы весом 10 и 12 килограммов на 1 метр.
В 1952 году началось строительство первого лесного посёлка, названного Лужма. В посёлке первоначально проживали в основном депортированные немцы Поволжья.
Позднее линия узкоколейной железной дороги была доведена до посёлка Михалёво, возникшего до Великой Отечественной войны. В Михалёво был построен 3-й разъезд.
В 1963 году посёлок Михалёво был закрыт. Однако к тому времени на узкоколейной железной дороге уже существовал и развивался другой, более отдалённый лесной посёлок — Сеза.
Пик развития узкоколейной железной дороги пришёлся на конец 1980-х годов. В то время её владельцем являлся Красновский леспромхоз, управление которого находилось в Липаково. Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги составляла свыше 70 километров, суммарная протяжённость — около 150 километров.
По состоянию на 1997 год, вывозка леса по узкоколейной железной дороге производилась круглогодично. Рабочий поезд курсировал от станции Онега до 70-го километра магистрали. Пассажирские поезда по маршруту Онега — Сеза курсировали ежедневно (отправление от станции Онега — в 10:00, 17:40).
В 2000 году Красновский леспромхоз был ликвидирован. Объём заготовки леса сократился до минимума. Узкоколейная железная дорога, когда-то являвшаяся одной из лучших в области, стала приходить в упадок.
По состоянию на лето 2004 года, вывозка леса ещё производилась. Самая дальняя точка погрузки леса находилась на 74-м километре (25-я ветка) — вывозка оттуда была прекращена в октябре. С ноября 2004 года прекратилась и погрузка леса вблизи 7-го километра.
В январе 2005 года была начата разборка магистрали. Из прежних 78 километров магистрали и 60-80 километров веток останется только 33 километра — конечным пунктом было решено сделать станцию Сеза.
По состоянию на июнь 2005 года (поездка автора), Липаковская узкоколейная железная дорога фактически находилась в состоянии ликвидации. Лишь наличие лесных посёлков Лужма и Сеза не позволяло владельцу (ЗАО «Плесецк») продать все рельсы. Участок Онега — Сеза, являющийся «дорогой жизни» для обитателей двух населённых пунктов, на протяжении какого-то времени будет сохраняться.
Курсировал пассажирский поезд по маршруту Сеза — Онега — Сеза (отправление от станции Онега до станции Сеза — по понедельникам, средам и субботам в 10:00 и 18:00, отправление от станции Сеза до станции Онега — в 6:30 и 15:00 по тем же дням).
Действовали два локомотивных депо — на станции Онега (6 стойл), и на станции Сеза (2 стойла). Главная диспетчерская на станции Онега, станционные здания в Лужме и Сезе по-прежнему были действующими. Вблизи западной горловины станции Лужма сохранялся семафор.
В целом, узкоколейная железная дорога сохраняла немало следов былого величия. Во время похода по ней создалось ощущение, что это — объект железнодорожного транспорта какой-то цивилизованной страны, недавно разграбленный дикими оккупантами…
Разборка пути, по состоянию на 7 июня 2005 года, велась на 57-м (по другим данным — 58-м) километре магистрали. Мост через реку Ундоша остался в 4-5 километрах западнее. При разборке использовался тепловоз ТУ6А-3716 и путерасшиватель.
В депо на станции Сеза находились тепловозы ТУ6А-3716 (временно прибыл со станции Онега (?)), ТУ8-0107, ТУ6А-3910 (использовался для вождения пассажирского поезда Сеза — Онега — Сеза). Вблизи депо стоял тепловоз ТУ6А-3035 со снятым двигателем. Рядом с депо «валялась» в воде кабина тепловоза ТУ6А-0194. Номера остальных тепловозов, сохранившихся фрагментарно, в виде кабин (их насчитывалось не менее пяти) установить не удалось.
Согласно старым документам, сохранившимся в диспетчерской на станции Онега, к станции Онега были приписаны тепловозы ТУ7-2053, ТУ7-1491, ТУ7-1424, ТУ7-1334, ТУ7-1138, ТУ6А-2279, к станции Лужма — тепловозы ТУ6А-1620, ТУ6А-2414, ТУ6А-2654, ТУ6А-3035, к станции Сеза — тепловозы ТУ6А-2249, ТУ6А-3716, ТУ6А-3910, ТУ8-0107.
Все стойла локомотивного депо на станции Онега были заперты. Проникнуть в него не удалось. Со слов местных жителей, депо либо полностью пустое, либо в нём осталось не более двух тепловозов.
Рядом с депо имелся деревянный «гараж», в котором хранилась грузовая автодрезина, построенная с использованием кабины автомобиля ЗиЛ. Дрезина действующая — мне довелось стать свидетелем её прибытия в Липаково. Она используется сотрудниками лесничества для служебных поездок в лес.
В посёлке Липаково насчитывалось не менее десяти фрагментарно сохранившихся тепловозов. Мне удалось установить номер только одного из них — ТУ4-2392. Кроме того, в посёлке имелась частично разрезанная автомотриса АМ1 и разграбленная путевая машина ВПР300У (в обоих случаях номера установить не удалось).
Поездка автора, 6-7 июня 2005 года
Будет написано очень много, но пока не написано

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
РАЗНОЕ (ОТВЕТ ИЗ ЛИПАКОВО НА МОЁ ПИСЬМО, 1997 ГОД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ОНЕГА В ЛИПАКОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ОНЕГА В ЛИПАКОВО, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ ЛУЖМА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ЛУЖМА, СТАНЦИЯ СЕЗА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ СЕЗА,
ПОЕЗДКА К МЕСТУ РАЗБОРКИ МАГИСТРАЛИ, СТАНЦИЯ ЛУЖМА, СТАНЦИЯ ОНЕГА)

04.11.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»
на главную страницу