ID: 667

ИВАКШАНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

153
Ивакшанская узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 2015 году.
Начальным пунктом Ивакшáнской узкоколейной железной дороги является посёлок Ивакша, расположенный в Няндомском районе Архангельской области, вблизи станции Ивакша на железнодорожной магистрали Коноша — Обозерская. Узкоколейная железная дорога принадлежит Ивакшанскому лесопункту Шалакушского леспромхоза (АО «Шалакушалес»).
По информации от Сергея Костыгова, посёлок лесозаготовителей Ивакша возник в 1930 году. В 1939 году здесь был построен рельсовый путь узкой колеи, на котором вагонетки перемещались конной тягой. В 1953 году (по другим данным — в 1945 году) рельсовый путь узкой колеи стал узкоколейной железной дорогой — появились паровозы.
Немногим раньше, чем рельсовый путь узкой колеи (приблизительно в середине 1930-х годов) здесь появилась лесовозная железная дорога широкой колеи. Её конечным пунктом стал новый лесной посёлок Сухона. Там также был построен рельсовый путь узкой колеи.
Между Сухоной и Ивакшей на протяжении некоторого времени существовал небольшой лесной посёлок 20-й квартал. Возможно, действовали ширококолейные ветки и «усы», ведущие к местам погрузки леса.
Одновременное содержание на балансе Шалакушского леспромхоза лесовозных железных дорог широкой и узкой колеи было признано нецелесообразным. В 1950 году железнодорожная линия широкой колеи Ивакша — Сухона была реконструирована на узкую колею (в отечественной истории это достаточно редкий случай).
В годы функционирования двух основных магистральных линий (от посёлка Ивакша в восточном направлении, в сторону реки Лепша, и в северо-восточном направлении, на посёлок Сухона) узкоколейная железная дорога называлась Сухоно-Ивакшанской.
На протяжении последних лет работы «Сухонская магистраль» использовалась только для пассажирского движения и завоза в посёлок Сухона всех необходимых грузов — лес оттуда уже не возили. В 1970-х годах посёлок Сухона был закрыт, ведущая к нему линия узкоколейной железной дороги была полностью разобрана.
На пике развития протяжённость магистрали Ивакшанской узкоколейной железной дороги составляла 55 километров. Лесных посёлков на ней не было, однако имелись вахтовые посёлки.
По состоянию на 2002 год, узкоколейная железная дорога работала. Протяжённость магистральной линии составляла 46 километров (в ближайшее время её планировалась несколько сократить). В отличие от соседней Лепшинской узкоколейной железной дороги, вывозка леса здесь производилась круглый год. Узкоколейная железная дорога имела перспективы работы в обозримом будущем.
Поездка автора (2002 год)
Посёлок Ивакша, раннее утро 7 августа 2002 года… На станции узкоколейной железной дороги оживление, но не такое, как в соседней Лепше. Ивакшанская узкоколейная железная дорога по своим масштабам скромнее. «Вокзал» (здание диспетчерской, с деревянной пассажирской платформой) и депо (также деревянное) здесь размещаются рядом, на небольшой территории. Протяжённость магистрального рельсового пути до сих пор значительная — 46 километров.
Спрашиваю в диспетчерской, куда пойдёт поезд, до какого километра существует движение.
— «Классные вагоны» идут только до второго.
— Неужели?!
— Да. Но вот тепловоз раньше уйдёт — тот до 32-го, на строительство ветки. Вслед за ним будет ещё один — за балластом (песком).
Еду в лес. Кабина тепловоза заполнена людьми, едущими в лес за черникой, которую потом сдают перекупщикам по грабительской цене 15 рублей за килограмм.
Все находящиеся в кабине тепловоза, кроме меня, активно курят — она напоминает душегубку. Табачного дыма я не выношу, так что ехать приходится на передней площадке, в утренний час при температуре чуть выше нуля. Впрочем, железная дорога именно с этого места просматривается лучше всего.
На 2-м километре, и в самом деле, вправо отходит ветка. Здесь — текущая точка лесозаготовок, куда ходит пассажирский поезд (в действительности — рабочий). Ещё одна накатанная ветка, отходящая вправо, имеется километра через три. Далее действующих ответвлений не встретилось. Иногда попадаются разъезды. Ягодники один за другим расходятся на «остановках по требованию».
Наконец, подъезжаем к мосту над небольшой рекой (верховье реки Лепша). Сразу за ним — песчаный карьер (куда вскоре должен был прибыть второй тепловоз из Ивакши — тот, который ушёл за балластом), открытое место и нежилой домик.
Это и есть 32-й километр. Здесь наблюдаются косвенные признаки жизни — очаг и закопчённая посуда, стога вокруг. Сюда приезжают на сенокос, где-то рядом явно имеется человеческое присутствие. А в целом, встретить здесь человека — редкость.
Ветка отсюда уходит вправо, на юг, километров на пять. Сейчас она находится в стадии строительства. Доехав по ней с машинистами до крайней точки, возвращаюсь на 32-й километр пешком.


Новопостроенный участок ветки, ведущей от 32 километра в южном направлении.
Расстояние до магистрали — около 3 километров.
07.08.2002



Ветка, ведущая от 32 километра в южном направлении. Снимок сделан примерно в двух километрах от магистрали.
07.08.2002


У домика замечаю лежащую на земле тележку, предназначенную для движения по рельсам. Двигателя на ней нет, но зато есть деревянный шест, отталкиваясь с помощью которого, вполне можно передвигаться. Ставлю её на рельсы и отправляюсь в путь.
Передвижение несколько напоминает греблю на лодке. Стоя, размахивая шестом, как веслом, заставляю тележку двигаться вперед. На подъёмах рациональнее слезать и идти пешком, подталкивая тележку впереди себя тем же шестом. Но на малейшем уклоне она едет сама, а на крутом и затяжном — развивает огромную скорость. 10 километров были преодолены за полтора часа.


Разъезд 42 км и тележка автора. Вид в восточном направлении («в сторону леса»).
07.08.2002

…Разъезд 42 километр. На нём каким-то чудом сохранился километровый знак. Вправо от путей здесь уходит тропинка, которая вскоре привела к лесному домику, оказавшемуся запертым.
Дальше, за мостом — стрелка. Влево отходит накатанный ус, который сейчас разбирается. Раз в неделю тепловоз увозит оттуда вахту рабочих и снятые ими рельсы. Магистраль же далее пригодна только для движения лёгкого подвижного состава — мотодрезин и тележек. Впрочем, пригодна лишь условно: постоянно схожу с рельс из-за уширения колеи. На 44 километре решаю двигаться обратно.
Середина дня. Изрядно уже устав, возвращаюсь на 32 километр.
Иду к мосту — готовить на костре собранные по пути грибы. Мостов здесь, уточнённо говоря, два. По одному проходит линия узкоколейной железной дороги, другой, старый — наполовину сгнил. Сейчас он послужит мне источником дров. Тем временем, по новому мосту прошёл тепловоз, возвращающийся в Ивакшу.
Ближе к вечеру в домик вернулся хозяин. Он оказался вполне приветливым, угостил чаем и хлебом. По его словам, на 46 километре (то есть там, докуда я немного не доехал) стоят две «пионерки». Вскоре их владельцы поедут обратно в Ивакшу.
Через некоторое время послышался характерный звук едущей мотодрезины. Двое парней останавливаются, слезают. Вместе немного перекусываем. Затем еду вместе с ними.
Езда на «пионерке» — процесс, не поддающийся описанию. Впечатление такое, что ивакшанцы собрались побить мировой рекорд скорости движения по рельсам. По крайней мере, скорость чувствуется гораздо заметнее, чем во французских поездах TGV. Сидя сбоку на узкой доске, имея возможность держаться только одной рукой, слететь можно запросто. Потом ещё произошёл мини-наезд ехавшего вслед пьяного типа, утратившего способность адекватно воспринимать ситуацию и воздействовать на тормоза. В назидание на будущее, пьяницу слегка отлупили.
С грохотом и рёвом «пионерка» влетает в посёлок. Вслед за ней движется другая — с всё тем же пьяницей. Быстрым шагом приходится уходить подальше от дрезинных сараев.
Поездка автора (2009 год)
Вторая поездка по узкоколейной железной дороге была совершена 25 июня 2009 года. В Ивакшу прибываю поздним вечером 24 июня из Харовска на одном из немногих поездов дальнего следования, имеющих здесь остановку. Проводница плацкартного вагона не помнила, что у одного из пассажиров взят билет до столь «редкой» станции, и очень удивилась, когда я стал здесь выходить. Кроме меня, здесь никто не выходил и не садился.
Первым делом иду на станцию узкоколейной железной дороги, пытаюсь выяснить её состояние. Ко мне отнеслись недружелюбно. Но удалось выяснить главное: узкоколейная железная дорога действует, завтра в лес отправится рабочий поезд!
В вечернее время наблюдалась невыносимая концентрация комаров. Решаю не ночевать под открытым небом, а найти помещение. Как и в 2002 году, иду на «западную» сторону посёлка, после долгих поисков нахожу подходящее место ночлега, позволявшее снизить воздействие комаров — заброшенный погреб.
Ранним утром просыпаюсь, к 6:40 возвращаюсь на станцию узкоколейной железной дороги. Здесь нервно реагируют на человека с фотоаппаратом. Недавно здесь побывали какие-то горе-любители железных дорог, оставившие о себе неприятное мнение, и женщина-диспетчер говорила следующее: «задолбали фотографировать нашу дорогу, я вызываю милицию».
Реально милиция здесь едва ли появилась бы: учитывая состояние автодороги Шалакуша — Ивакша, на «УАЗе» из Шалакуши придётся добираться в Ивакшу часов 5, причём с высокой вероятностью надолго застрять. Обращение к руководителю Ивакшанского лесопункта не поможет, ибо он являлся родным сыном женщины-диспетчера.
Как выяснилось, утром каждого рабочего дня в лес отправляются 5 тепловозов. Погрузка леса ведётся на ветках от 32-го и 34-го километров.
Рабочий поезд ежедневно следует из Ивакши до 32-го километра магистрали. Там оставляют пассажирский вагон, его пассажиры пересаживаются в тепловозы.
Линия от Ивакши в сторону Сухоны (протяжённость — 5 километров), построенная по трассе давно разобранной линии (вначале ширококолейной, затем узкоколейной), временно не используется. Но она пока не разбирается.
В лесопункте внедрена новая импортная техника, с помощью которой в лесу хлысты разделываются на сортименты. Вывозка леса — не хлыстовая, а сортиментная. Внедрение импортной техники сократило численность работников и вызвало недовольство жителей.
От Ивакши до 32-го километра я ехал в тамбуре пассажирского вагона, фотографируя узкоколейную железную дорогу через разбитое окно тамбура, далее до мест погрузки леса — в кабине тепловоза. В 11:30 возвращаюсь в Ивакшу.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ИВАКША, ОТПРАВЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ПОЕЗДА В ЛЕС)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (32-Й КИЛОМЕТР)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 16)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (СТАНЦИЯ ИВАКША, ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (СТАНЦИЯ ИВАКША)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (СТАНЦИЯ ИВАКША, ДИСПЕТЧЕРСКАЯ)

11.2002 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»
на главную страницу