ID: 771

ДОРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

254
Начальным пунктом Дорской узкоколейной железной дороги (неправильное название — Волошская узкоколейная железная дорога) является посёлок Волошка Коношского района Архангельской области. Узкоколейная железная дорога принадлежала Коношскому леспромхозу (Волошский лесопункт). Дорога имеет выход к путям широкой колеи (железнодорожная линия Вандыш — Волошка).
Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1951 год.
Вывозка леса по узкоколейной железной дороге была окончательно прекращена в 2006 году. Вскоре началось снятие рельсов на магистрали.
Ликвидация узкоколейной железной дороги была завершена в январе 2007 года. По информации от Сергея Костыгова (на июль 2007 года), узкоколейная железная дорога полностью разобрана. В Волошке производится порезка последних вагонов и локомотивов.
На момент поездки автора, произведённой 4 августа 2002 года, узкоколейная железная дорога действовала. Движение было достаточно активным.
Полное описание экспедиции в Архангельскую область: http://infojd.ru/dop/poezdka2002arh.html.
На нижнем складе в Волошке пути узкой колеи накатаны. Стоят гружёные хлыстами сцепы. Далее начинается главная станция узкоколейной железной дороги. Здесь имеется деревянное здание диспетчерской, разворотная петля. Она занята составом порожних сцепов. Рядом стоят под открытым небом пассажирские вагоны и тепловозы.
От станции в лес уходит магистраль узкоколейной железной дороги. На протяжении первого километра она проходит в пределах посёлка Волошка. Вдоль неё возведено около двух десятков гаражей с мотодрезинами личного пользования — «пионерками».
С левой стороны есть два коротких ответвления — к пункту заправки ГСМ и к мехбазе, одновременно выполняющей функции ремонтного депо. У топливозаправки стоит на вечном приколе вагон-цистерна выпуска 1950-х годов (Чесноковский завод в нынешнем городе Новоалтайск Алтайского края).
Посёлок заканчивается мостом через реку Волошка. Мост деревянный, совсем недавно был отремонтирован. На 11 километре, где магистраль поворачивает влево, действующая ветка уходит прямо, в сторону 8 квартала.
Регулярное движение поездов на узкоколейной железной дороге — до 18 километра. Здесь начинается ветка — с правой стороны от магистрали, ведёт в 66 квартал (расстояние около 5 километров).
Номера кварталов присутствуют на карте масштаба 1:100 000 «Топоровская» из серии «километровок» по Архангельской области. Но на изданных к нынешнему моменту картах масштаба 1:100 000 эта ветка показана как ведущая лишь в гравийный карьер.
Карьер давно закрыт, но на его месте находится одна из достопримечательностей дороги — забытый в лесу старый пассажирский вагон польского производства Pafawag.
Последние годы вагон выполнял функцию передвижной мастерской. Удивительно, но он остался в неплохом состоянии, даже оконные стёкла были целы. Ещё один такой же вагон, но уже в разгромленном состоянии, был обнаружен в Волошке, у «станции» широкой колеи.
От 18 километра магистраль уходит дальше вглубь бескрайних лесов. Сейчас рельсы обрываются на 27 километре. Когда-то самой дальней точкой был 46 километр. На участках, где рельсы ещё остались, ездят местные жители на «пионерках».
Пассажирский поезд отправляется из Волошки каждый рабочий день в 7 часов утра. Он состоит из двух вагонов — первый следует до 18 километра и далее до места лесозаготовок, второй — отцепляется на 11 километре. Затем другой тепловоз забирает его на соответствующую ветку.
Вслед за пассажирским поездом в лес уходят составы порожних сцепов. Сразу после загрузки они отправляются обратно. Пассажирские вагоны возвращаются вечером. Данная схема организации движения стандартна для большинства активно действующих лесовозных узкоколейных железных дорог.
Зимой узкоколейная железная дорога, в зависимости от текущей расстановки мест лесозаготовок, может действовать, а может и прекращать работу — в разные годы бывает по-разному.
Состояние пути на магистрали здесь, быть может, даже чуть лучше среднего — составы гружёных сцепов движутся достаточно быстро, следов аварий не очень много.
Когда нештатная ситуация всё же случается, помощи ждать приходится долго — радиосвязь с диспетчерской не работает! Даже посреди рабочего дня главное станционное здание в Волошке можно найти запертым. При этом два или три тепловоза находятся на далёких лесных перегонах.
__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________



Путь узкоколейной железной дороги на нижнем складе в посёлке Волошка. Вид в сторону тупика.
03.08.2002




Главная станция Дорской узкоколейной железной дороги. Вид со стороны нижнего склада.
Слева — пассажирский вагон и главное здание.
03.08.2002




Главная станция осталась позади. Вид со стороны леса.
03.08.2002




Правый берег реки Волошка в черте посёлка. Вдали виден мост Дорской узкоколейной железной дороги.
03.08.2002




Мост через реку Волошка. Вид со стороны леса в направлении центра посёлка Волошка.
03.08.2002




Участок магистральной линии узкоколейной железной дороги, 5-й километр (ориентировочно).
04.08.2002




18 километр. Магистраль — прямо, ветка — направо.
04.08.2002




Участок ветки, начинающейся на 18 километре магистрали.
04.08.2002




Cостав порожних сцепов на ветке от 18 километра.
04.08.2002



11.2002 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»
на главную страницу