ID: 1013
УЖУГСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
448
Ужугская узкоколейная железная дорога принадлежит Кологривскому леспромхозу (Ужугский лесопункт). Находится в Кологривском районе Костромской области, на значительном удалении от железнодорожных линий широкой колеи. Начальный пункт узкоколейной железной дороги — посёлок Ужуга, расположенный на левом берегу реки Унжа.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 2012 году.
История
Кологривский леспромхоз существует с 1929 года. Ориентировочная дата открытия первого участка Ужугской узкоколейной железной дороги — 1949 год.
Изначально дорога являлась сплавной. Вывезенный по ней лес сплавлялся по реке Унжа. Подвижной состав завозился на узкоколейную железную дорогу баржами в период высокой воды.
В 1950-е годы на Ужугской узкоколейной железной дороге появился лесной посёлок Ульшма. В 1973 году он был выселен.
Напротив Ужуги, на правом берегу реки, появилась линия узкоколейной железной дороги Красноборского лесопункта Кологривского леспромхоза, которая позднее составила единую сеть с Потрусовской узкоколейной железной дорогой. В случае строительства моста через реку Унжа Ужугская узкоколейная железная дорога стала бы частью крупной сети, получила бы выход на широкую колею (станция Еленский).
Строительство моста через Унжу здесь не начиналось. Мост, обозначенный в некоторых топографических картах — это ничем не обоснованный плод фантазий «уважаемых» картографов.
В те годы, когда Красноборская узкоколейная железная дорога была связана со станцией Еленский на ширококолейной железнодорожной магистрали, подвижной состав для Ужугской узкоколейной железной дороги доставлялся от Еленского до Красного Бора «на своих осях», а от Красного Бора до Ужуги — на специальных санях по льду реки.
Состояние узкоколейной железной дороги на лето 2004 года
Узкоколейная железная дорога действует. Протяжённость магистральной линии составляет не менее 36 километров, общая протяжённость — не менее 50 километров.
Погрузка леса ведётся на ближних «усах» (от 6 километра, от 8 километра). На 27 километре магистрали строится новый ус (отходит от магистрали вправо — на восток). На 36 километре ведётся разборка пути.
Действующая магистраль вблизи бывшего посёлка Ульшма поворачивает в северном направлении. Линия, которая вела от бывшего посёлка Ульшма на восток, полностью разобрана.
Раздельные пункты (согласно графику исполненного
движения за 8 июня 2004 года):
Ужуга
6 км (рабочий ус)
9 км (рабочий ус)
разъезд 13 км
Ульшма
разъезд 24 км
27 км (строительство уса)
разъезд 32 км
36 км (разборка)
Каждый рабочий день от пассажирской платформы отправляются рабочие поезда к местам погрузки леса и на строительство «уса». По выходным дням движения нет.
Весь вывезенный по узкоколейной железной дороге лес перегружается на автомобили–лесовозы. Автомобильная дорога, связывающая посёлок Ужуга с районным центром, городом Кологривом — грунтовая на всём протяжении, но её качество относительно нормальное. Есть автобусное сообщение (маршрут Кологрив — Колохта).
Мотодрезин на узкоколейной железной дороге мало. Ездят на них крайне редко. Отчасти это связано с тем, что протяжённость дороги сравнительно невелика. В большинство мест, где ещё остался рельсовый путь, можно добраться рабочими поездами.
Зимой 2003—2004 годов магистраль узкоколейной железной дороги очищалась от снега (скорее всего, продолжалось строительство или разборка «усов»). Вывоза леса в зимнее время нет.
По словам представителей руководства Кологривского леспромхоза, скорее всего, дорога будет полностью разобрана в 2008 году, либо несколько позднее.
Подвижной состав
Депо узкоколейной железной дороги в посёлке Ужуга, по состоянию на август 2004 года, находилось в полуразгромленном состоянии. Почти все действующие локомотивы, как правило, в ночное время и по выходным дням стояли в тупике у пункта заправки горюче-смазочными материалами и пассажирской платформы (близ пересечения с автодорогой Кологрив — Колохта, приблизительно в 1,5 километрах от депо).
Установленные номера действующих локомотивов: ТУ8-0277, ТУ8-0377, ТУ6Д-0247. Один ТУ6А с неустановленным номером.
Известно, что тепловоз-дрезина ТУ6Д-0247 был привезён сюда не ранее, чем в 2000 году с Поназыревской узкоколейной железной дороги. Ещё один из тепловозов был доставлен из Брантовки.
Вблизи депо в августе 2004 года находился ТУ8-0114, внутри — 3 тепловоза: разгромленный ТУ8-0396, ещё два разгромленных ТУ8 либо ТУ6А.
В старом листе бумаги, находившемся в диспетчерской узкоколейной железной дороги, упоминались тепловозы ТУ8-0377, ТУ8-0277, ТУ8-0481, ТУ8-0375, ТУ8-0485, ТУ6СП-????.
Имелся снегоочиститель. На стоящей вблизи снегоочистителя платформе имелась табличка со следующим текстом: «Вагоностроительный завод советского государственного акционерного общества «ТРАНСМАШ» в Германии, г. Аммендорф 1952 №1158»
Имелась также автомотриса АМ1 (без двигателя, использовалась в качестве пассажирского вагона).
Ужугская узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:200 000.
Ужугская узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:100 000
(показаны только окрестности посёлка Ужуга).
26.08.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Костромской области»
на главную страницу
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 2012 году.
История
Кологривский леспромхоз существует с 1929 года. Ориентировочная дата открытия первого участка Ужугской узкоколейной железной дороги — 1949 год.
Изначально дорога являлась сплавной. Вывезенный по ней лес сплавлялся по реке Унжа. Подвижной состав завозился на узкоколейную железную дорогу баржами в период высокой воды.
В 1950-е годы на Ужугской узкоколейной железной дороге появился лесной посёлок Ульшма. В 1973 году он был выселен.
Напротив Ужуги, на правом берегу реки, появилась линия узкоколейной железной дороги Красноборского лесопункта Кологривского леспромхоза, которая позднее составила единую сеть с Потрусовской узкоколейной железной дорогой. В случае строительства моста через реку Унжа Ужугская узкоколейная железная дорога стала бы частью крупной сети, получила бы выход на широкую колею (станция Еленский).
Строительство моста через Унжу здесь не начиналось. Мост, обозначенный в некоторых топографических картах — это ничем не обоснованный плод фантазий «уважаемых» картографов.
В те годы, когда Красноборская узкоколейная железная дорога была связана со станцией Еленский на ширококолейной железнодорожной магистрали, подвижной состав для Ужугской узкоколейной железной дороги доставлялся от Еленского до Красного Бора «на своих осях», а от Красного Бора до Ужуги — на специальных санях по льду реки.
Состояние узкоколейной железной дороги на лето 2004 года
Узкоколейная железная дорога действует. Протяжённость магистральной линии составляет не менее 36 километров, общая протяжённость — не менее 50 километров.
Погрузка леса ведётся на ближних «усах» (от 6 километра, от 8 километра). На 27 километре магистрали строится новый ус (отходит от магистрали вправо — на восток). На 36 километре ведётся разборка пути.
Действующая магистраль вблизи бывшего посёлка Ульшма поворачивает в северном направлении. Линия, которая вела от бывшего посёлка Ульшма на восток, полностью разобрана.
Раздельные пункты (согласно графику исполненного
движения за 8 июня 2004 года):
Каждый рабочий день от пассажирской платформы отправляются рабочие поезда к местам погрузки леса и на строительство «уса». По выходным дням движения нет.
Весь вывезенный по узкоколейной железной дороге лес перегружается на автомобили–лесовозы. Автомобильная дорога, связывающая посёлок Ужуга с районным центром, городом Кологривом — грунтовая на всём протяжении, но её качество относительно нормальное. Есть автобусное сообщение (маршрут Кологрив — Колохта).
Мотодрезин на узкоколейной железной дороге мало. Ездят на них крайне редко. Отчасти это связано с тем, что протяжённость дороги сравнительно невелика. В большинство мест, где ещё остался рельсовый путь, можно добраться рабочими поездами.
Зимой 2003—2004 годов магистраль узкоколейной железной дороги очищалась от снега (скорее всего, продолжалось строительство или разборка «усов»). Вывоза леса в зимнее время нет.
По словам представителей руководства Кологривского леспромхоза, скорее всего, дорога будет полностью разобрана в 2008 году, либо несколько позднее.
Подвижной состав
Депо узкоколейной железной дороги в посёлке Ужуга, по состоянию на август 2004 года, находилось в полуразгромленном состоянии. Почти все действующие локомотивы, как правило, в ночное время и по выходным дням стояли в тупике у пункта заправки горюче-смазочными материалами и пассажирской платформы (близ пересечения с автодорогой Кологрив — Колохта, приблизительно в 1,5 километрах от депо).
Установленные номера действующих локомотивов: ТУ8-0277, ТУ8-0377, ТУ6Д-0247. Один ТУ6А с неустановленным номером.
Известно, что тепловоз-дрезина ТУ6Д-0247 был привезён сюда не ранее, чем в 2000 году с Поназыревской узкоколейной железной дороги. Ещё один из тепловозов был доставлен из Брантовки.
Вблизи депо в августе 2004 года находился ТУ8-0114, внутри — 3 тепловоза: разгромленный ТУ8-0396, ещё два разгромленных ТУ8 либо ТУ6А.
В старом листе бумаги, находившемся в диспетчерской узкоколейной железной дороги, упоминались тепловозы ТУ8-0377, ТУ8-0277, ТУ8-0481, ТУ8-0375, ТУ8-0485, ТУ6СП-????.
Имелся снегоочиститель. На стоящей вблизи снегоочистителя платформе имелась табличка со следующим текстом: «Вагоностроительный завод советского государственного акционерного общества «ТРАНСМАШ» в Германии, г. Аммендорф 1952 №1158»
Имелась также автомотриса АМ1 (без двигателя, использовалась в качестве пассажирского вагона).
Ужугская узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:200 000.
Ужугская узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:100 000
(показаны только окрестности посёлка Ужуга).
26.08.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Костромской области»
на главную страницу