ID: 1018
ВИГСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
214
Начальным пунктом Вигской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Вига, расположенный на левом берегу одноимённой реки. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной», принадлежала Вигскому лесопункту Чухломского леспромхоза.
Строительство Вигской узкоколейной железной дороги и посёлка Вига началось в 1949 году. Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1952 году.
«История посёлка Вига» — http://letopisi.ru/index.php/Вига%2C_посёлок_(Костромская_область)
В довоенный период по плану генерального строительства Чухломского района было предусмотрено построить посёлок на реке Вига и узкоколейную железную дорогу. В связи с войной, начавшейся в июне 1941 года, строительство было законсервировано. В 1949 году было дано разрешение, и началось строительство поселка под руководством Горданникова И. Ф.
Место для строительства посёлка было выбрано неудобное: непроходимый лес и болото. Первыми были построены два барака на первом поселке, называемым сейчас «Старые бараки». Затем построили два дома: один под пекарню, а другой был отдан для жилья специалистам. Полотно УЖД было равно 1,5 км. В 1950 году строительством занялась новая организация, начальником которой был Иванов Н. А., но рабочие посёлка чаще всего называли его «борода», так как он носил бороду. При нем были построены кузница, баня, новые жилые бараки и небольшой клуб. А вот школы не было, учиться дети ходили в село Шартаново.
Строительные материалы доставлялись по реке баржами. В 1951 году была построена электростанция. Локомобиль был небольшой мощности и освещал нижний склад, квартиры рабочих. Посёлок был в это время совсем небольшим. В 1951 году, в феврале месяце, был привезен паровоз фабрики «Шкода» из Чехословакии и отечественные составы.
В 1952 году готовая узкоколейная железная дорога была пущена в эксплуатацию. Сменился в этом году начальник стройки, им стал Ищенко Г.П. При нем были построены почти все одноквартирные, двухквартирные дома, клуб, начальная школа, а 1955 году построен медпункт на месте сгоревшей приезжающей (гостиницы). Судайская ветка железной дороги была доведена до 15 км. При Ищенко была построена дорога на реку Сундобу. Построенная Сундобская дорога была доведена до 18 км. Ищенко работал до 1963 года. Был построен новый клуб с большим зрительным залом на 250 мест и библиотекой. В 1964 году была сдана в эксплуатацию новая столовая. 1 сентября 1964 года открыла свои двери новая двухэтажная школа, а в 1966 году было пущено в эксплуатацию ещё одно такое же двухэтажное здание.
Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес весной сплавлялся вниз по реке Вига (притоку Унжи). В дни максимально высокого уровня воды река становится доступной для небольших судов. Но подвижной состав узкоколейной железной дороги, скорее всего, завозился наземным путём — тракторами на санях.
Магистральная линия узкоколейной железной дороги вела от посёлка Вига в северо-западном направлении, в Вологодскую область. Её максимальная протяжённость автору достоверно не известна. По некоторым данным, она составляла не менее 32 километров. Узкоколейная железная дорога приблизилась к Монзенской железной дороге широкой колеи, но вплотную к ней не подошла.
По воспоминаниям бывших работников дороги, на ней работали мотовозы МД54-4, тепловозы ТУ4, позднее появились ТУ6А. Имелось два снегоочистителя. Лес первоначально вывозили на платформах сортиментами, затем появились сцепы.
В связи с исчерпанием запасов леса по направлению магистральной линии, был реализован проект строительства новой магистрали — на правом берегу реки Вига. Вблизи посёлка требовалось сооружение моста. Однако строительство капитального высоководного моста в финансовом плане оказалось непосильным для владельца дороги — Судайского леспромхоза. По некоторым данным, была начата забивка свай, затем строительство приостановилось.
Вместо капитального моста был построен «сезонный» низководный мост. Весной, на период ледохода и разлива реки, он был убран, его конструкции лежали на берегу. Лёд свободно проходил по реке. Затем мост вновь стягивали канатами.
По имеющимся данным, правобережная линия вступила в строй в 1986 году. Её протяжённость составляла не менее 10 километров.
Во второй половине 1990-х годов все линии на правом берегу были разобраны. Началась разборка «северо-западной» магистрали. В 1996 году прекратилось движение по ней на большое расстояние (свыше 11 километров). От Виги до 11 километра ещё некоторое время движение сохранялось — во второй половине 1990-х годов оттуда в небольшом объёме вывозился лес.
По состоянию на конец 1997 года, узкоколейная железная дорога сохранялась, однако регулярного движения на ней не было.
Ответ из посёлка Вига на письмо-запрос, в котором содержалась просьба прояснить
текущее состояние узкоколейной железной дороги. Октябрь 1997 года.
Узкоколейная железная дорога разбиралась с применением тепловоза. По некоторым участкам «северо-западной» магистрали и по усам были проложены лесовозные автодороги. Почти все тепловозы были разрезаны на металлолом. Один тепловоз в 2002 году был передан на Введенскую узкоколейную железную дорогу.
Разборка узкоколейной железной дороги была завершена в 2002 году (по другим данным — в 2003 году).
По состоянию на август 2004 года, остались незначительные «недоразобранные» участки путей на южной окраине посёлка Вига, фрагменты тепловозных кабин, пассажирские вагоны, переделанные в хозяйственные постройки.
31.07.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Костромской области»
на главную страницу
Строительство Вигской узкоколейной железной дороги и посёлка Вига началось в 1949 году. Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1952 году.
«История посёлка Вига» — http://letopisi.ru/index.php/Вига%2C_посёлок_(Костромская_область)
В довоенный период по плану генерального строительства Чухломского района было предусмотрено построить посёлок на реке Вига и узкоколейную железную дорогу. В связи с войной, начавшейся в июне 1941 года, строительство было законсервировано. В 1949 году было дано разрешение, и началось строительство поселка под руководством Горданникова И. Ф.
Место для строительства посёлка было выбрано неудобное: непроходимый лес и болото. Первыми были построены два барака на первом поселке, называемым сейчас «Старые бараки». Затем построили два дома: один под пекарню, а другой был отдан для жилья специалистам. Полотно УЖД было равно 1,5 км. В 1950 году строительством занялась новая организация, начальником которой был Иванов Н. А., но рабочие посёлка чаще всего называли его «борода», так как он носил бороду. При нем были построены кузница, баня, новые жилые бараки и небольшой клуб. А вот школы не было, учиться дети ходили в село Шартаново.
Строительные материалы доставлялись по реке баржами. В 1951 году была построена электростанция. Локомобиль был небольшой мощности и освещал нижний склад, квартиры рабочих. Посёлок был в это время совсем небольшим. В 1951 году, в феврале месяце, был привезен паровоз фабрики «Шкода» из Чехословакии и отечественные составы.
В 1952 году готовая узкоколейная железная дорога была пущена в эксплуатацию. Сменился в этом году начальник стройки, им стал Ищенко Г.П. При нем были построены почти все одноквартирные, двухквартирные дома, клуб, начальная школа, а 1955 году построен медпункт на месте сгоревшей приезжающей (гостиницы). Судайская ветка железной дороги была доведена до 15 км. При Ищенко была построена дорога на реку Сундобу. Построенная Сундобская дорога была доведена до 18 км. Ищенко работал до 1963 года. Был построен новый клуб с большим зрительным залом на 250 мест и библиотекой. В 1964 году была сдана в эксплуатацию новая столовая. 1 сентября 1964 года открыла свои двери новая двухэтажная школа, а в 1966 году было пущено в эксплуатацию ещё одно такое же двухэтажное здание.
Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес весной сплавлялся вниз по реке Вига (притоку Унжи). В дни максимально высокого уровня воды река становится доступной для небольших судов. Но подвижной состав узкоколейной железной дороги, скорее всего, завозился наземным путём — тракторами на санях.
Магистральная линия узкоколейной железной дороги вела от посёлка Вига в северо-западном направлении, в Вологодскую область. Её максимальная протяжённость автору достоверно не известна. По некоторым данным, она составляла не менее 32 километров. Узкоколейная железная дорога приблизилась к Монзенской железной дороге широкой колеи, но вплотную к ней не подошла.
По воспоминаниям бывших работников дороги, на ней работали мотовозы МД54-4, тепловозы ТУ4, позднее появились ТУ6А. Имелось два снегоочистителя. Лес первоначально вывозили на платформах сортиментами, затем появились сцепы.
В связи с исчерпанием запасов леса по направлению магистральной линии, был реализован проект строительства новой магистрали — на правом берегу реки Вига. Вблизи посёлка требовалось сооружение моста. Однако строительство капитального высоководного моста в финансовом плане оказалось непосильным для владельца дороги — Судайского леспромхоза. По некоторым данным, была начата забивка свай, затем строительство приостановилось.
Вместо капитального моста был построен «сезонный» низководный мост. Весной, на период ледохода и разлива реки, он был убран, его конструкции лежали на берегу. Лёд свободно проходил по реке. Затем мост вновь стягивали канатами.
По имеющимся данным, правобережная линия вступила в строй в 1986 году. Её протяжённость составляла не менее 10 километров.
Во второй половине 1990-х годов все линии на правом берегу были разобраны. Началась разборка «северо-западной» магистрали. В 1996 году прекратилось движение по ней на большое расстояние (свыше 11 километров). От Виги до 11 километра ещё некоторое время движение сохранялось — во второй половине 1990-х годов оттуда в небольшом объёме вывозился лес.
По состоянию на конец 1997 года, узкоколейная железная дорога сохранялась, однако регулярного движения на ней не было.
Ответ из посёлка Вига на письмо-запрос, в котором содержалась просьба прояснить
текущее состояние узкоколейной железной дороги. Октябрь 1997 года.
Узкоколейная железная дорога разбиралась с применением тепловоза. По некоторым участкам «северо-западной» магистрали и по усам были проложены лесовозные автодороги. Почти все тепловозы были разрезаны на металлолом. Один тепловоз в 2002 году был передан на Введенскую узкоколейную железную дорогу.
Разборка узкоколейной железной дороги была завершена в 2002 году (по другим данным — в 2003 году).
По состоянию на август 2004 года, остались незначительные «недоразобранные» участки путей на южной окраине посёлка Вига, фрагменты тепловозных кабин, пассажирские вагоны, переделанные в хозяйственные постройки.
31.07.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Костромской области»
на главную страницу