ID: 850

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ТРАМВАЙ

132
Трамвайная система города Евпатория — главная достопримечательность города. Одна из главных достопримечательностей в масштабах Крыма и всей Украины.
Ширина колеи — 1000 мм. В Украине такую колею имеют также трамвайные системы в Виннице, Житомире и Львове. В 10 километрах западнее Евпатории имеется короткая изолированная трамвайная линия, также колеи 1000 мм. Закрыта после аннексии Россией.
Город Евпатория находится в западной части Крымского полуострова, в 70 километрах от Симферополя. Расположен в равнинной местности, на берегу Чёрного моря. Население 110 000 человек, в курортный сезон может возрастать более чем в два раза. Четвёртый по величине город Крыма (с учётом Севастополя) и единственный крупный населённый пункт в западной части Крыма. Но главное — единственный город Крыма, где уцелела трамвайная система.
В 2003 году было отмечено 2500-летие Евпатории, то есть за дату основания принят 497 год до н.э. Изначально — греческо-понтийский город Керкинитида. Позднее — крымскотатарский Гезлёв (Кёзлёв).
До сих пор в крымскотатарском языке нормативно город называется Кезлев. Крымскотатарский язык имеет официальный статус, и это название можно увидеть на табличках у государственных учреждений.
В 1784 году город вместе с остальным Крымом присоединён к России по результатам русско-турецкой войны и получил название Евпатория в честь греческо-понтийского царя Митридата Евпатора. Митридат Евпатор жил и правил в Крыму приблизительно за 800 лет до этих событий. В русском языке для Гезлёва использовалась «славянизированная» форма — Козлов, но оставлять такое название было нежелательно из-за совпадения с городом в Тамбовской губернии.
Трамвайная система была построена по указу городской Думы Евпатории за счёт городской казны и частично на народные пожертвования.
Главным «проводником» идеи создания трамвая считается Семён Эзрович Дуван, городской голова Евпатории в начале ХХ века и крупный землевладелец. Дуван преобразил слаборазвитый до того времени город: превратил его в курорт и добился статуса Всероссийского курорта в 1915 году, создал городской театр и библиотеку. В 2005 году был открыт памятник Дувану.
10 мая 1914 года была открыта первая линия городской железной дороги (трамвая) в Евпатории. Интересно, что железнодорожная линия общего пользования Сарабуз — Евпатория была открыта позднее — 21 октября 1915 года (дата прибытия первого поезда). Вероятно, трамвайное оборудование, рельсы и вагоны доставлялись по морю.
С 1918 по 1923 год трамвайного движения не было. В 1926 году была построена линия к железнодорожному вокзалу.
В 1941-44 годах движения не было. Но Евпатория избежала скорбной судьбы Севастополя и Керчи, где трамвайные системы не были восстановлены после военных разрушений, и ещё более ужасной судьбы Симферополя, где трамвай был разрушен не врагами, а сумасшедшими варварами-чиновниками в 1970 году.
Некоторые вагоны из Симферополя в 1970 году были переданы в Евпаторию.
13 июня 1981 года была открыта линия на крайнем востоке города, «Симферопольская» — «Новый пляж». Движение по ней сезонное, только летом.
В 1990 году был открыт участок «Грязелечебница Мойнаки» — «Интернациональная», а в марте 1991 года — участок «Интернациональная» — «Спутник-2». Это протяжённый участок в многоэтажном районе.
Существовали планы строительства трамвайной линии значительной протяжённости, до посёлка Заозёрное.
В отличие от всех остальных линий, участки за «Интернациональной» — двухпутные. Изначально до конечной станции «Спутник-2» следовал маршрут №2. Но в 1995 году он был укорочен до «Грязелечебницы Мойнаки», а до «Спутника-2» был продлён главный маршрут — №1.
Без трамвая Евпатория, лучший город Крыма, была бы «ничем». Трамвай — самое главное, что здесь есть, что формирует этот город.

Схема трамвайных маршрутов на городской улице.
01.06.2009

С 2006 года официальное название трамвайного предприятия — Евпаторийское трамвайное управление имени И. А. Пятецкого. Иван Александрович Пятецкий работал на трамвае с 1969 года, был руководителем трамвайного предприятия с 1980-х годов до 2004 года. Умер в 2006 году.
Ситуация на 2009 год: действуют четыре трамвайных маршрута. Маршрут №1 — главный, пересекает весь город от конечной станции «Симферопольская» на востоке до конечной станции «Спутник-2» на северо-западе. Интенсивность движения — почти «в режиме метро». Заявлен интервал 7-8 минут, и он выполняется. Несмотря на то, что две трети длины маршрута — это однопутные линии.
На однопутных участках маршрута №1 действуют 8 разъездов. Движение хорошо организовано, простоев обычно нет. Маршрут пролегает, среди прочего, по главной улице города — проспекту Ленина. В северо-западной части проходит через единственный в Евпатории район в типичном «позднесоветском» стиле, с многоэтажными жилыми домами.
На маршруте работают новые вагоны чехословацкого производства КТ-4. На обоих конечных пунктах — разворотные кольца. На «Симферопольской» находится диспетчерская.
Маршрут №2, «Гортеатр» — «Лиман» (ранее был на одну остановку длиннее — до «Грязелечебницы Мойнаки» севернее «Лимана»). Пролегает по городской курортной зоне — очень тихой, зелёной и уютной части города. Постоянного населения в ней мало — в основном, здесь санатории и пансионаты.
Вплоть до 2004 года маршрут был круглогодичным — в отличие от маршрута №4, всегда являвшегося летним. Но начиная с октября 2004 года, к сожалению, линия маршрута №2 прекращает работу на осенне-зимний период.
Маршрут №2 полностью пролегает по однопутным линиям. На остановках «Гортеатр» и «Лиман» нет разворотных колец. На «Грязелечебнице Мойнаки» кольцо есть, но не используется. На маршруте работают только двухкабинные вагоны.
Маршрут №3, «Вокзал» — «Гостиница «Украина». Очень короткий маршрут по улице Фрунзе, с двумя конечными и двумя промежуточными остановками. Обе конечные остановки — без колец. Используется один двухкабинный вагон, или двухвагонный состав с кабинами, «направленными» в разные стороны. На промежуточной остановке «Демышева» (она же «Универмаг») есть неиспользуемый разъезд.
Маршрут №4, «Симферопольская» — «Новый Пляж». Сезонный, только на период массового отдыха. Похож на маршрут №3: движение одного двухкабинного вагона. Длина такая же, как у маршрута №3. Промежуточных разъездов нет.
Маршрут №5. Условный номер экскурсионного маршрута, больше известного как «Трамвай «Желаний». Движение организовано в 1997 году туристической фирмой «Айлант». Используется специально оборудованный «чехословацкий» вагон.
Маршрут работает в сезон массового отдыха по особому расписанию, по особым билетам. Предназначен для показа достопримечательностей города. Движение кольцевое, по линии маршрута №2 (полностью вся трасса этого маршрута) и значительной части линии маршрута №1. Заход на кольца «Симферопольская» и «Грязелечебница Мойнаки» для разворота.
«Трамвай «Желаний» получил известность и пополнил число достопримечательностей города. Но после аннексии Крыма Россией, с 2015 года, «Трамвая «Желаний» не стало.
Село Молочное, «Пансионат» — «Пляж». Сезонный маршрут. Недалеко от Евпатории, но административно не относился и не относится к Евпаторийскому трамваю.
Действует одно депо. Архитектурно красивое здание, не менялось с 1914 года.
Трамвайная сеть совершенно удивительная, не похожая на все остальные. Линии однопутные, кроме самого нового участка в окраинном районе, от «Интернациональной» до «Спутника-2». Очень органично и незаменимо «вошли» в старинные тихие улицы.
Здесь есть трамвайные вагоны Gotha, построенные в 1950-е годы в социалистической Германской Демократической Республике. Нигде больше их в эксплуатации не осталось. За пределами Евпатории и Молочного один вагон сохранён в Виннице, но лишь как музейный экспонат.
Вагоны Gotha — главная ценность и главная достопримечательность системы. Придают городу неповторимый шарм.
Протяжённость линий (именно линий, а не путевого развития) составляет 15,7 км. Схема.
Поездки автора, май и июнь 2009 года. Евпатория, как ни странно, посещена впервые. За много дней я проездил все участки сети, воспользовался вагонами всех маршрутов. В их числе сезонный маршрут №4 и экскурсионный маршрут «Трамвай «Желаний».

Билет для проезда в трамвае. 2009 год.



Билет для проезда в трамвае. 2009 год.



Билет для проезда в экскурсионном «Трамвае «Желаний». 2009 год.


В 2014 году Крым был аннексирован Российской Федерацией. Для всего мира, для всех, кроме России (98 процентов населения планеты) Крым остаётся территорией Украины, никаких сомнений в этом нигде и ни у кого нет.
Для трамвая аннексия Россией ничего хорошего не предвещает. В России более строгая бюрократия, и есть угроза прекращения движения только по бюрократическим причинам. Именно это произошло в Молочном.
Лучшее, что можно сделать для Евпаторийского трамвая — ничего не трогать, оставить всё таким, как есть (по состоянию на 2009 год). Здесь не нужны новые вагоны, здесь не нужно что-либо заменять — всё идеально, и не надо никаких изменений!
Нужно продолжать эксплуатировать имеющиеся вагоны — конечно, обновляя и заменяя по мере необходимости внутреннее оборудование.
Мировой опыт показывает, что вагоны в принципе можно эксплуатировать и больше ста лет. К примеру, в американском городе Новый Орлеан трамвайные вагоны 1920-х годов постройки составляют значительную часть парка. Трамвай там — не аттракцион, а главный вид транспорта в большом городе.
Единственное, что имело бы смысл — найти где-то на просторах планеты вагон начала ХХ века, аналогичный тем, что открывали здесь движение в 1914 году. Выкупить, привезти его в Евпаторию, или воссоздать такой вагон по старым чертежам. Использовать для экскурсионных перевозок.
Ситуация на 2015 год, по данным разных сетевых источников: летом действуют все четыре пассажирских маршрута. Но за пределами курортного сезона — только два маршрута. «Ходовые» вагоны: Tatra KT4SU — 16 единиц, Gotha T57 — 6 единиц, Gotha B57 — 2 единицы.
Оплата проезда на маршруте №1 — кондуктору, на маршрутах с низким пассажиропотоком — водителю при входе. Стоимость проезда — 8 рублей, с 1 января 2016 года повышается до 11 рублей.
В течение 2015 года демонтирован разъезд на линии по улице Фрунзе (к вокзалу).
С 26 ноября по 8 декабря 2015 года трамвайного движения не было в связи с острым энергетическим кризисом в Крыму.
С 1 сентября 2017 года стоимость проезда составляет уже 13 рублей. Тогда как в первое время после аннексии Крыма и перехода на рубль — 6 рублей.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОКРЕСТНОСТИ «ЛИМАНА» И «СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛИНИЯ МАРШРУТА №4 НА «НОВЫЙ ПЛЯЖ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ЛИНИЯ МАРШРУТА №1 НА ВОСТОКЕ ГОРОДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ЛИНИЯ МАРШРУТА №1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛИНИЯ МАРШРУТА №1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДВУХПУТНЫЙ УЧАСТОК И ЛИНИЯ НА «НОВЫЙ ПЛЯЖ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 7) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛИНИИ МАРШРУТОВ №1, №4 И №3)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 8) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛИНИЯ МАРШРУТА №4, «СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ», ДЕПО)

21.11.2017 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Крыма»
на главную страницу