ID: 962

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА МИСКОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

627
М́исковское торфопредприятие находится в посёлке М́исково Костромского района Костромской области. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога — когда-то крупнейшая среди торфовозных узкоколейных железных дорог региона.
Торфопредприятие работает с 1962 года. В едином комплексе был построен жилой посёлок торфодобытчиков — Мисково, различные производственные объекты и узкоколейная железная дорога. Помимо относительно небольших линий, связывающих посёлок с торфомассивами, была построена протяжённая магистраль, ведущая во «внешний мир» — от станции Мисково до станции 5 километр, расположенной в Костроме.
По планам, добываемый на Мисковском торфопредприятии торф должен был поступать на Костромскую ТЭЦ-1, для которой он становился основным видом топлива. У станции 5 километр был построен комплекс торфяного склада. Подвижной состав узкой колеи мог следовать и далее, по «трёхниточному» пути — непосредственно на территорию ТЭЦ.
Планы были успешно реализованы. Несмотря на экономические и политические перемены в стране, такая схема работы торфопредприятия и узкоколейной железной дороги продержалась почти 40 лет.
На протяжении всей истории Мисковского торфопредприятия, известно о четырёх торфомассивах, где велась добыча торфа: Калиниха, Кремь, Караси и Андреевский.

Простейшая схема расположения линий
узкоколейной железной дороги.

Торфомассивы Калиниха и Кремь разрабатывались в числе первых. На торфомассиве Калиниха находились два производственных участка. В связи его выработкой, добыча торфа там была прекращена в 1980-е годы. Линии узкоколейной железной дороги на торфомассиве Калиниха тогда же были разобраны.
Торфомассив Кремь расположен к северо-западу от посёлка Мисково, между сёлами Ямково и Колгора (по железной дороге расстояние от станции Мисково до находящегося здесь производственного участка составляет 6 километров).
Торфомассив Караси находится значительно дальше (направление от посёлка Мисково — на восток, за озером Карасёво). Расстояние от Мисково до расположенного на «Карасях» производственного участка по железной дороге — 11 километров.
Освоение торфомассивов Караси и Андреевский началось в 1970-х годах. На топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1977 году, линии узкоколейной железной дороги в направлении торфомассивов Караси и Андреевский показаны не были.
Самым дальним на торфопредприятии являлся торфомассив Андреевский (удалённость от Мисково — 14—15 километров). Название происходит от близлежащего села Андреевское (отделённого от торфомассива рекой Андоба). Достоверных сведений о том, когда здесь была начата, и по каким причинам была прекращена добыча торфа, к текущему моменту не получено. По состоянию на 2000 год, этот торфомассив был заброшен.
К северу от посёлка Мисково, за рекой Андобой, имеются значительные по площади болота, на которых также имеется торфяная залежь. Их освоение может быть начато в перспективе.
Протяжённость линии узкоколейной железной дороги от станции Мисково до станции 5 километр, предназначенной для доставки торфа на Костромскую ТЭЦ-1, составляет 36 километров. По меркам торфовозных узкоколейных железных дорог, это чрезмерно большое расстояние. Но стабильность работы этого участка во времена плановой экономики могла не вызывать опасений.
После 1991 года события стали складываться иначе. Самого худшего удалось избежать — от планов полного перевода ТЭЦ-1 с торфа на другие виды топлива местные руководители благоразумно отказались. Но с каждым годом всё острее вставал вопрос о целесообразности использования узкоколейной железной дороги для транспортировки торфа на торфосклад в Костроме.
Затраты на текущее обслуживание и ремонт пути на участке Мисково — 5 километр теперь уже казались слишком обременительными. Можно сказать, что в 1990-е годы этот участок действовал «по инерции» — из него выжимали последнее, не затрачиваясь на ремонт. Однако непропитанные деревянные шпалы, как известно, имеют очень короткий срок службы…
В 2001 году, как поначалу казалось, наметилась тенденция к улучшению ситуации. После длительного периода упадка, когда Мисковское торфопредприятие объявлялось банкротом, а ТЭЦ-1 работала в основном не на торфе, а на газе и мазуте, было объявлено о планах реконструкции узкоколейной железной дороги. Торфяное топливо должно было вновь стать основным для Костромской ТЭЦ-1. ТЭЦ была приобретена компанией «Газпром», но газовики заявляли о том, что считают торфодобычу перспективной.
Заметка из газеты «Провинция» (июнь 2001 г.):
«Вкладывая средства в развитие альтернативной энергетики, газовики смогут увеличить число поставщиков своей продукции.
Некогда известное в России и за её пределами Мисковское торфопредприятие несколько лет назад стало банкротом. Между тем, запасы торфа в окрестностях посёлка Мисково весьма значительны. Их, по оценкам специалистов, хватит как минимум на 50 лет. Теперь, благодаря беспроцентному кредиту АО «Костромарегионгаз», предприятие встаёт на ноги. Первые вложения в размере 25 млн. рублей уже дали результаты. Вдвое увеличилась добыча торфа, приобретена новая техника.
В ближайших планах — восстановление узкоколейки от посёлка до областного центра. Предполагается, что благодаря этому инвестиционному проекту через 2 года брикетированным торфом будут обеспечены не только костромские ТЭЦ, но и сельскохозяйственные предприятия, которые получат экологически чистые и недорогие удобрения. Газовики, выступившие в роли инвесторов, преследуют свои цели. Это часть их давнего стратегического плана по замене «голубого топлива» на альтернативное. Освободившийся в результате этого газ они намерены пустить на газификацию новых районов Костромской области».

В другом печатном источнике было также объявлено о том, что реконструкцию участка Мисково — 5 километр планируется завершить к ноябрю 2001 года, и на неё уже выделено 7 миллионов рублей.
Но чуда не произошло. В действительности события стали развиваться так, как и следовало ожидать: дальнейшее поддержание деятельности 36-километровой линии узкоколейной железной дороги было признано экономически нецелесообразным.
Между тем, техническое состояние узкоколейной железной дороги к тому времени было плохим. Постоянная угроза схода с рельсов гружёных вагонов угрожала энергетической безопасности областного центра.
Июньское заявление представителей «Газпрома» оказалось откровенной ложью. Вместо реконструкции, вскоре началась ликвидация этого участка. В 2002 году снятие рельсов на всём его протяжении было завершено.
Потеря этого участка — одного из самых необычных в России, была печальным событием для всех, кому не безразличны железные дороги, для каждого жителя Костромы — город утратил частицу своей неповторимости. Однако это не означало ликвидации всей железнодорожной сети Мисковского торфопредприятия.
Узкоколейная железная дорога продолжала действовать. Вместо железнодорожной с 2001 года стала практиковаться автомобильная доставка торфа из Мисково на торфосклад Костромской ТЭЦ-1. В окрестностях посёлка Мисково был создан торфоперегруз, предназначенный для перевалки торфа из вагонов в автомобили.
О реализации первоначальных планов полного перевода ТЭЦ-1 на торфяное топливо речь уже не велась. Объём автомобильной доставки был небольшим — достаточно лишь упомянуть о том, что в ней обычно бывали задействованы только два грузовых автомобиля. Впрочем, торф закупался Костромской ТЭЦ-1 также на других торфопредприятиях, находящихся за пределами Костромской области, и доставлялся на станцию 5 километр в торфовозных вагонах широкой колеи.
Итоги работы в 2003 году вполне обнадёживали: Мисковское торфопредприятие стало работать несколько успешнее. В тот же период времени региональная власть уже в который раз объявляла торф «топливом будущего»…
«По инициативе администрации области, Минэнерго и Российской топливной компании в Костроме 12-13 февраля 2003 года проведена научно-практическая конференция «Рациональное использование торфа и других ресурсов торфяных болот».
В конференции участвовали руководители 42 предприятий и объединений по добыче и переработке торфа из 20 регионов, учёные 6 институтов, представители администраций 12 областей и республик России, а также специалисты из республики Беларусь и Украины. Анализ состояния и развития торфяной отрасли России сделал генеральный директор ОАО «Ростоппром» О.В. Белозёров. Он подчеркнул, что Костромская область относится к числу немногих областей, где поддерживается деятельность торфопредприятий и увеличивается добыча торфа. В 2000-м году была утверждена губернатором программа «Торф», рассчитанная до 2005 года. Как идёт выполнение программы, что уже удалось сделать — об этом на конференции рассказал заместитель главы администрации области О.А. Лебедев.
Например, Мисковское торфопредприятие, благодаря инвестициям «Костромарегионгаза» в сумме 20 млн. рублей, встало опять на ноги, возрождает свою былую славу. Увеличение добычи торфа привело к насыщению им ТЭЦ-1 в Костроме. В посёлке торфодобытчиков появились новые рабочие места».

По данным на октябрь 2004 года, узкоколейная железная дорога к северу от Мисково продолжала действовать. Сохранялась автомобильная доставка торфа на торфосклад Костромской ТЭЦ-1.
В сентябре 2005 года добыча торфа была почти полностью прекращена. Последние участки узкоколейной железной дороги были разобраны.
В 2006 году тепловоз ТУ7-2232 и два вагона ТСВ были проданы «корпорации «Гидротехника» для использования на временной узкоколейной железной дороге, расположенной в городе Балтийске Калининградской области, на Южном моле (Балтийская коса). Вагоны ТСВ подверглись реконструкции и изменились до неузнаваемости.
Поездки автора
Впервые мне довелось видеть эту узкоколейную железную дорогу в сентябре 1997 года. Доехав от Москвы до Костромы на электропоездах (с пересадками на станциях Александров и Ярославль-Московский), вечером я оказался на станции 5 километр.
Утром проникаю на торфосклад, проясняю у его работников текущее состояние узкоколейной железной дороги. Тогда у меня не было возможности посвятить целый день её исследованию, и возраст был не вполне подходящим для этого. Поэтому решаю перенести поездку на более поздний срок.
В мае 2000 года, завершая весьма жёсткое по своим условиям и длительности путешествие (за две недели удалось проехать по узкоколейным железным дорогам Мокеиха-Зыбинского и Рыбинского торфопредприятий, лесовозным узкоколейным железным дорогам Панино — Якшанга и Полдневица — Зинковка), я оказался в Костроме. Решаю «собрать волю в кулак», и отложить окончание этой экспедиции ещё на сутки.
Вечером пытаюсь обойти территорию торфосклада со всех сторон. Но сделать это затруднительно: с противоположной от города стороны установленный вдоль неё забор вплотную подходит к водоёму.
Состав гружёных торфовозных вагонов, ведомый тепловозом ТУ4, пришёл из Мисково на торфосклад утром (так и должно быть всегда, в последние годы). Вагоны довольно продолжительное время разгружаются на эстакаде.
Интересно происхождение названия станции узкой колеи в Костроме — 5 километр. Расстояние отсюда до Мисково — 36 километров, до ТЭЦ-1 (крайнего южного пункта узкой колеи) — не более двух километров. Однако, так же (5 километр) называется станция, расположенная на «промышленной» ветке широкой колеи. В данном случае, это вполне логично (она находится на пятом километре от главного вокзала станции Кострома-Новая). Узкоколейная станция, если судить по названию, «слилась» с ширококолейной.
Что же касается «трёхниточного» участка, ведущего непосредственно на ТЭЦ-1 — он остаётся пригодным для движения, но используется крайне редко.


Станция 5 километр. Начало «трёхниточного» участка. Вид на юг, в сторону ТЭЦ-1.
29.05.2000




Путь узкой колеи на территории торфосклада ТЭЦ, вид в южном направлении.
Впереди — место разгрузки вагонов с торфом.
30.05.2000


Все вагоны ТСВ разгружены. Люки в них закрывают «автоматически», протаскивая вагоны через специальную металлическую конструкцию, что сопровождается сильным грохотом металла. Наконец, состав готов к отправлению «в загадочную даль».
Машинист и помощник были добродушными, немолодыми людьми, проработавшими на дороге много лет — почти с момента её открытия. Конечно, они разрешили мне проехать в кабине тепловоза до Мисково, и рассказали немало интересного о своей работе.
Местность к северу от Костромы, примыкающая к линии узкоколейной железной дороги, очень густо заселена. Помимо крупных сёл Апраксино и Сущёво, здесь расположено много садово-огородных массивов. Остаётся только сожалеть о том, что на узкой колее здесь нет пассажирского сообщения. Впрочем, как вспоминали машинисты, его не было никогда. Рядом проходит автодорога, имеются автобусы.


Магистральная линия узкоколейной железной дороги, участок 5 километр
(г. Кострома) — Мисково. Вид в сторону Мисково из кабины
тепловоза ТУ4. Справа находится дачный посёлок.
30.05.2000


Встретилось два «условно действующих» разъезда. Машинист назвал их Холм и Крутик — как ближайшие населённые пункты. Но у меня не было уверенности в том, что официальные названия этих разъездов являлись именно такими.
Прибываем в Мисково. Станция здесь довольно крупная. Сохранилось здание «вокзала» (одновременно и диспетчерской), с большой табличкой: СТАНЦИЯ МИСКОВО. Но «вокзал» заброшен и разгромлен.


Станция Мисково. Вид с северной стороны, от переезда.
30.05.2000



Станция Мисково. Главное здание (заброшенное).
30.05.2000
Буквы под портретом В. И. Ленина гласят:

Товарищи железнодорожники!
Выше знамя социалистического соревнования!

Тепловоз, забирающий пассажирские вагоны рабочего поезда с участка Караси, должен отправляться вечером. Почти одновременно с ним другой тепловоз уходит на Кремь. Я решаю проехать по обеим веткам. Поэтому придётся оставаться здесь до завтрашнего утра.


Мост железной дороги над рекой Меза (севернее станции Мисково).
30.05.2000


Назад, от «Карасей» до Мисково, еду в пассажирском вагоне. Потом осматриваю сам посёлок, застроенный, в основном, двухэтажными домами из силикатного кирпича (что вполне традиционно для «торфяных» посёлков, основанных в 1960-х годах).


Станция Мисково. Деповская территория.
30.05.2000


Ночёвка, в связи с редкостным обилием комаров и жарой, оказалась трудной — удалось заснуть лишь под утро. Поднявшись с помощью будильника, еду на производственный участок торфомассива Кремь. По этому маршруту курсирует одиночный тепловоз, без всяких вагонов.
Затем покидаю Мисково, направляясь к автодороге, чтобы уехать попутным автотранспортом в Кострому.
__________________________________________________
__________________________________________________
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ 2 ОКТЯБРЯ 2004 ГОДА

Насыпь разобранной узкоколейной железной дороги к северу от станции 5-й километр.
02.10.2004



Станция 5-й километр (широкая колея), пути в районе южной горловины. Путь,
находящийся слева, ведёт к торфоскладу. Раннее он был «трёхниточным».
02.10.2004



Пересечение бывшего «трёхниточного» пути 5 километр — ТЭЦ-1 с Рабочим проспектом.
Вид на юг, в сторону ТЭЦ-1.
02.10.2004



То же пересечение, вид с противоположной стороны (с юга на север).
Третий рельс на переезде лежит до сих пор.
02.10.2004



Несколько далее, вид в сторону ТЭЦ-1.
02.10.2004



Вид приблизительно оттуда же в обратном направлении.
Вдали — пересечение с Рабочим проспектом.
02.10.2004



Впереди — пересечение с улицей Коммунаров. Вид в южном направлении.
02.10.2004



Вид в северном направлении с осветительной вышки. Впереди — пересечение
с улицей Коммунаров.
02.10.2004



Вид с той же вышки в сторону ТЭЦ-1. Когда-то составы узкой колеи
следовали по берегу затона.
02.10.2004



Приближается территория ТЭЦ-1, начинается путевое развитие.
02.10.2004



Впереди — ворота территории ТЭЦ-1. Здесь, на второстепенном автомобильном переезде,
третий рельс также сохранился.
02.10.2004



Вид из той же точки в обратном направлении.
02.10.2004



10.10.2004 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Костромской области»
на главную страницу