ID: 1016

ВАЙМЕССКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

149
Начальным пунктом Ваймесской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Ваймес (Ваймос), расположенный на правом берегу реки Луза. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».
Строительство узкоколейной железной дороги началось в 1948 году. Первоначально на ней работали газогенераторные мотовозы и паровозы ВП-1. На магистрали узкоколейной железной дороги был построен посёлок Бедьвож.

История посёлка Ваймес и Ваймесского лесопункта (http://www.noshul.ru/upload/148-188.pdf)
Строительство Ваймосского лесопункта
12 июня 1948 года вышел приказ по Ношульскому ЛТХ по которому с 15.06.1948 Ловлинский лесопункт как производственная единица упразднялся, а на его базе организуется Верхне-Соксинский лесопункт в участке Савич и строится Ваймосская УЖД с местоположением в рабочем поселке Ваймос.
Начальником лесопункта утвержден Костылев Николай Петрович, бывший технорук из Ловли, начальником строительства Ваймосской УЖД назначен Ванеев Д.М. Лесозаготовки в пойме р. Ваймос начались много ранее. Заготовка древесины на этой речке велась еще в 1931 году, там стояло несколько бараков, а организовать лесопункт планировалось в 1940 году. В 1946 году началась заготовка леса в местечке Гагвож. Там стояли два барака для лесорубов.
Постепенно стали строить дома для рабочих верхнего склада в Гагвоже, и уже тогда возник план строительства механизированного лесопункта на базе узкоколейной железной дороги. Сначала планировалось начать строительство УЖД, поселка, верхнего и нижнего складов в июне 1947 года. Но строительство Ваймосской УЖД 1-й очереди началось лишь летом 1948 года.
Одновременно решено было развернуть строительство рабочего поселка и производственных зданий на нижнем складе, участке Ваймос, а также начать строительство верхнего рабочего поселка в кв. 227. Для строительства переключили из других лесопунктов 200 рабочих, запросили бульдозер, который поступил в трест «Киртранлес».
Параллельно планировалось закончить строительство тракта Ношуль – Опарино на участке от Лихачевки до Ваймоса. К 1 декабря 1948 года — к моменту наступления морозов и активной заготовки древесины – строительство всей инфраструктуры планировалось завершить.
Первые 6 домов были перевезены из Гагшора, которые и стали основанием для поселка. К сентябрю 1948 были построены магазин, школа, пекарня, красный уголок. Первым мастером нижнего склада стал Петровец Прокопий Иванович. Были командированы специалисты из Опарино,из Мурашей (Октябрьский мех. лесопункт) в качестве первого мастера УЖД был прикомандирован Буторин Иван Алексеевич с семьей.
Первые ветки узкоколейной железной дороги были направлены в сторону Луны (местечко) и в устье реки Гыркуль. Первые поезда пошли по УЖД в 1949 году, древесина вывозилась финскими тепловозами (
на самом деле мотовозами — автор), которые работали на дровах.
Погрузка, разгрузка и штабелевка древесины производилась вручную. С фронта в 1950 году было доставлено три трофейных паровоза, однако они были неисправны, остро стояла проблема с машинистами тепловозов. Их также прикомандировали из-за пределов республики.
Одним из первых машинистов был Леонов Константин Васильевич. Помогло Министерство путей сообщения, построили двухквартирные дома, обеспечили домашним скотом. Нижний склад Ваймосского лесопункта в год разделывал до 120000 кубов древесины, мастером сплава почти 40 лет (с 1949 по 1987 годы) проработал Можегов Степан Лаврентьевич.
До 1951 года лес вывозили с участка Гагвож на лошадях к УЖД, и лишь горазда позднее гужевая вывозка была заменена на тракторную.
С 1950 года началось строительство верхнего склада и посёлка в местечке Бедьвож. Мастером верхнего склада с 1951 по 1955 годы был Сердитов Александр Сергеевич, с 1955 по 1981 год он работал мастером нижнего склада.
Кроме Ваймосского лесопункта была начата заготовка древесины и в других массивах. В 1947 году на кв. №174 начинает строиться верхний склад и поселок лесозаготовителей Ношульского мехлесопункта. Руководителем строительства был назначен Гуторов А.М. К началу сезона участок подготовить не удалось и руководство лестранхоза применило к ответственному жесткие меры.
«За развал работы по строительству и обман государства мастера леса Гуторова А.М. с работы снять и отдать под суд», – гласил приказ начальника лестранхоза Кузнецова. Избежать суда все же удалось, и не зря: в дальнейшем Гуторов проявит себя и будет представлен к высоким наградам. В феврале 1950 года в Прилузском районе было уже 6 механизированных лесопунктов: Ношульский, Объячевский, Верхне-Лопьинский (строительство УЖД и поселка начнется в 1951 году), Читаевский, Ваймосский, Паневский. В 1955 году был организован Вухтымский лесопункт, весной 1956 года начато строительство лесопункта в пос. Кыдзявидзь.
С октября 1950 года Ношульским ЛТХ руководил Жебов Василий Григорьевич. Техническая база ЛТХ планомерно совершенствуется, работают 14 тракторов С-80 (дизельные с кабиной,использовались на вывозке). Трактора «Сталинец», газогенераторные на дровах без кабины уже выходят из строя и их заменяют новыми. Были еще 4 трактора КТ-12 (газогенераторный с кабиной, с бункером для дров), один бульдозер НАТИ, два паровоза ВП-1, один мотовоз МУЗ, 24 автомобиля ЗИС различных модификаций. Фронтовые «студебеккеры» уже пришли в негодность.
Техника ломалась часто, на капремонт автомобили и трактора своим ходом ездили в Сыктывкар на СМЗ. Рабочих в ЛТХ было 766 человек, из них 318 человек старых кадров, 211 вербованных, 93 спецпереселенца, 103 представителя спецконтингента (власовцы и бандеровцы) и 41 человек из Белоруссии. Ежегодно работало в ЛТХ 520 сезонников из Коми и 235 сезонников из Белоруссии. Таким образом в ЛТХ насчитывалось более полутора тысяч работников.
Среди стахановцев – Лукусепп Владимир Мартынович, слесарь Ношульского л/п, Летучий Иван Тимофеевич, мастер квартала №173, Можегова Анна Васильевна, приемщица квартала №173, Лихачев Николай Андреевич, водитель из Верхолузья, победитель в соцсоревновании среди шоферов за 1949 год, Лобов Иван, победитель соцсоревнования среди трактористов. В марте 1955 года Лобов И.А. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В декабре 1955 года Елин Тихон Гаврилович был награжден орденом Ленина за долгую и безупречную работу в лесной промышленности.
В сентябре 1997 года пришёл ответ на письмо-запрос, которое я отправлял в посёлок Ваймес. Из него следовало, что протяжённость узкоколейной железной дороги — 45 километров. Узкоколейная железная дорога не действует в зимнее время. Строка в письме «до 1 января 1997 года» — ошибка, на самом деле — «до 1 января 1998 года».

Ответ из посёлка Ваймес на письмо-запрос, в котором содержалась просьба прояснить
текущее состояние узкоколейной железной дороги. Сентябрь 1997 года.

В 1997 году я кратковременно посетил Ваймесскую узкоколейную железную дорогу у переезда на магистральной автодороге Киров — Сыктывкар. На переезде работал дежурный.
Узкоколейная железная дорога перестала работать осенью 2000 года. Сразу же началась окончательная разборка магистрали. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана уже весной 2001 года.
По состоянию на 2007 год, посёлок Ваймес существовал, в нём числилось 350 жителей. Практически никакой инфраструктуры бывшего лесопункта не оставалось.
В сентябре 2008 года в Ваймесе побывали московские любители железных дорог. Их материал: http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=108.

18.06.2012 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Коми»
на главную страницу