ID: 1070

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ РЖАВА — ОБОЯНЬ

217
Железнодорожная линия Ржава — Обоянь находится в Курской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 31 километр. Линия однопутная, неэлектрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Юго-Восточная железная дорога.
На линии имеется промежуточная станция Кривцово, остановочный пункт Нагольное или 9 км, остановочный пункт Зорино или 26 км.
Железнодорожная линия является главной транспортной артерией для Обояни — старинного города, расположенного между Курском и Белгородом. К сожалению, ввиду антинародного характера российской власти она не имеет пассажирских перевозок с конца 2010 года.
История железной дороги началась в виде узкоколейной железной дороги Ржава — Обоянь. Линия колеи 914 мм была построена Обоянским земством в 1881 году.
Станция Ржава на момент строительства называлась Марьино. Более позднее название, с 1898 года — Клейнмихелево. С 1915 года в рамках антинемецкой кампании ещё раз переименована и называется Ржава, тогда как окружающий станцию посёлок называется Пристень.
Кроме линии Ржава — Обоянь, здесь начинается и более короткая тупиковая линия Ржава — Ржавский Завод. Она ведёт к сахарному заводу.
Линия Ржава — Ржавский Завод была открыта в 1915 году. Изначально имела колею 914 мм и эксплуатировалась совместно с линией Ржава — Обоянь. Перестроена на широкую колею в 1936 году, тоже совместно с линией на Обоянь.
Линия Ржава — Ржавский Завод не действует с 2001 года. По состоянию на 2019 год, она полностью разобрана.
Часто пишут, что Ржава — начальный пункт линии на Старый Оскол. На самом деле начальным пунктом является соседняя станция Сараевка.
Информация, касающаяся узкоколейной железной дороги — на странице «Узкоколейные железные дороги Курской области».
Ориентировочно в 1935 году узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи. Почти везде линия широкой колеи строилась непосредственно на месте узкоколейной железной дороги, которая имела достаточно капитальный характер.
Следует отметить, что находившиеся в этом же регионе узкоколейные железные дороги Коренево — Рыльск и Охочевка — Колпны были заменены ширококолейными линиями намного позднее, около 1960 года.
Ширококолейная станция Обоянь была построена не там, где находилась узкоколейная станция. Узкоколейная станция была ближе к центру города. Расстояние от старой станции до новой — около полутора километров.
В 1950-х годах на станции Обоянь был построен капитальный вокзал. Прежнее здание ширококолейного вокзала, вероятно, было разрушено в 1943 году. Сведений о старом вокзале узкоколейной станции нет.

Расписание движения поездов на 1985–1986 гг.

По состоянию на 1996 год, здесь было достаточно интенсивное движение пригородных поездов — четыре пары в сутки. Поезда формально имели статус грузопассажирских. Маршрут одинаковый, Ржава — Обоянь.
Необычный факт: остановочный пункт Зорино (26 км) официально был открыт только в 1998 году. Возможно, до этого была «неофициальная» остановка.
После 2000 года объём пассажирского движения сократился до двух пар в сутки.
С 10 августа 2009 года был введён новый маршрут пригородного поезда: Старый Оскол — Обоянь. Едва ли не впервые в истории поезд на Обоянь стал отправляться не из Ржавы. Одновременно с этим движение на участке Ржава — Обоянь сократилось с двух пар до одной пары.
Я проехал в поезде 20 августа 2010 года по полному маршруту — от Старого Оскола до Обояни. На вокзале Старый Оскол с ужасом слышу объявление о посадке на поезд «Старый Оскол — Ржава», а не Старый Оскол — Обоянь. Иду к дежурной по вокзалу, спрашиваю, что случилось. Она признала ошибку и объявила поезд по оповещению правильно.
Новый маршрут, казалось бы, перспективен. Как минимум рациональным использованием вагонов. Кроме того, большой город Старый Оскол, куда в период бурного роста промышленности переселились многие жители окружающих районов в радиусе ста и более километров, является центром притяжения.
К сожалению, на участке Ржава — Обоянь пассажиров было очень мало. Но всё же не ноль.
На этом участке сохранилась одна промежуточная действующая станция — Кривцово. Есть промежуточные остановочные пункты.
Кривцово — глухоманная действующая станция с деревянным старинным вокзалом. Поезд встречает дежурная. Это самое колоритное место на линии.
Когда-то от станции Кривцово отходил подъездной путь к плодоовощеводческому совхозу в селе Зорино. Но он уже разобран. Грузовой работы здесь нет. Смысла держать станцию как место скрещения поездов нет, ибо поездов слишком мало. Удивительно, что станция Кривцово всё ещё действует.
На станции Обоянь одновременно оказалось два тепловоза: ТЭП70-0085, который привёл мой поезд, и ЧМЭ3-1678, выполнявший маневровую работу. ТЭП70-0085 построен Коломенским заводом в 1987 году, приписан к депо Елец (ТЧ-14 ЮВЖД). ЧМЭ3-1678 построен в Праге в 1974 году, приписан к депо Белгород. Думаю, что до недавнего времени, когда в Обоянь начал курсировать поезд из Старого Оскола, встретить тут магистральный тепловоз было невозможно.
На станции есть огромный зерновой элеватор и несколько промышленных предприятий.
Поезд через полчаса отправлялся обратно на Старый Оскол. Я решил осмотреть старинный купеческий город, поэтому поездом обратно не поехал. Пришлось воспользоваться маршрутной «ГАЗелью» на Курск.
В конце 2010 года спятившие «враги народа» отменили пассажирское движение. Не сократили его, пусть хотя бы до раза в неделю — нет, надо было обязательно убить полностью!
По состоянию на 2018 год, железная дорога Ржава — Обоянь действует. Есть грузовое движение — ежедневно или почти ежедневно.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (РЖАВА, ПЕРЕГОН РЖАВА — КРИВЦОВО, КРИВЦОВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (КРИВЦОВО, ПЕРЕГОН КРИВЦОВО — ОБОЯНЬ, ОБОЯНЬ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ОБОЯНЬ)

13.12.2018 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу