ID: 1081

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РЯЗАНСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА

195
Рязанский шпалопропиточный завод находится в посёлке Борки, входящем в черту города Рязани. Завод соединён подъездным путём широкой колеи со станцией Рязань I Московской железной дороги. Вблизи завода имеется пристань на реке Ока.
Рязанский шпалопропиточный завод действует с 1880 года. Основателем завода был предприниматель и инженер К.О. фон Мекк, построивший Московско-Рязанскую железную дорогу. Изначально завод являлся не только шпалопропиточным, но и лесопильным, он производил различную деревянную продукцию. Сырьё поступало на завод водным путём по реке Ока.
Скорее всего, лёгкие рельсовые пути действовали на заводе с первого дня его работы. Дата открытия полноценной узкоколейной железной дороги не установлена. Это произошло не позднее 1936 года (известно, что в этот год на завод поступил паровоз узкой колеи).
В 1941 году, в связи с возникшей угрозой оккупации Рязани, большая часть оборудования завода была вывезена на станцию Кулунда (Алтайский край), где в то время существовал небольшой шпалопропиточный завод. В 1944 году оборудование было возвращено на прежнее место.
28 мая 1970 года на заводе произошёл катастрофический по своим масштабам пожар, в результате которого была уничтожена значительная часть заводского имущества, в том числе и подвижной состав узкоколейной железной дороги.
По состоянию на 1993 год, на заводе работали два тепловоза ТУ6А и один тепловоз ТУ8. Известно, что до поступления тепловозов ТУ6А имелись тепловозы ТУ4.
По состоянию на ноябрь 2005 года, тяговый подвижной состав представлен двумя тепловозами: ТУ6А-1818 (достоверность номера под сомнением), и ТУ8-0232.
Своебразной достопримечательностью узкоколейной железной дороги можно назвать семафор, находящийся в южной части заводской территории (скорее всего, он был установлен не на узкоколейной железной дороге, а на пролегающем рядом с ней подъездном пути широкой колеи). По состоянию на 2005 год, семафор не действует и закрещен.
ОАО «Рязанский шпалопропиточный завод» не принадлежит Московской железной дороге. В подчинении Московской железной дороги, по состоянию на 2005 год, оставался лишь один шпалопропиточный завод — Навлинский.
Приблизительно в 2010 году Рязанский шпалопропиточный завод приобрёл на закрывшемся Сарептском шпалопропиточном заводе тепловоз ТУ4-2584. К сарептскому тепловозу «приклеилось» прозвище «Сапсан».
Приблизительно в 2013 году из закрывшегося Навлинского шпалопропиточного завода был привезён тепловоз ТУ6А-3432.
По состоянию на 2016 год, Рязанский шпалопроприточный завод — один из немногих в России шпалопропиточных заводов, сохранившихся в рабочем состоянии.



Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1941 году.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000
(выделена зелёным цветом). Обозначена не полностью.


10.11.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Рязанской области»
на главную страницу