ID: 1119

ВИДАНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

191
Виданская (Шуйско-Виданская) и Совдо-Сямозерская узкоколейные железные дороги составляли единую сеть, находились к северо-западу от города Петрозаводска. Эта сеть была одной из крупнейших узкоколейных железных дорог региона.
Начальный пункт — Виданской узкоколейной железной дороги — посёлок Чална, расположенный вблизи станции Чална-Онежская на железнодорожной линии Петрозаводск — Суоярви, начальный пункт Совдо-Сямозерской узкоколейной железной дороги — посёлок Кудама, расположенный на берегу озера Сямозеро.
Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок Виданской (Шуйско-Виданской) узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. Вскоре на узкоколейной железной дороге появился лесной посёлок Речка (17 километров от начального пункта узкоколейной железной дороги — посёлка Чална).
Благодаря снимку в номере газеты «Ленинское знамя» от 16 января 1949 года известно, что узкоколейная железная дорога фактически была открыта раньше 1949 года. Уже как минимум в 1948 году она использовалась для вывоза леса.


«Газогенераторный мотовоз производства Онежского завода в Шуйско-Виданском леспромхозе за перевозкой древесины к станции узкоколейной железной дороги Чална». Газета «Ленинское знамя», 16 января 1949 года, фото Н. Клишко. Предположительно, снимок сделан в конце 1948 года. (Источник: http://ampiainen.narod.ru/88816a51fb5f.jpg).
Совдо-Сямозерская узкоколейная железная дорога первоначально была изолированной.
Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок Совдо-Сямозерской узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. Лес вывозился на берег озера Сямозеро вблизи посёлка Кудама, далее транспортировался водным путём.
Не позднее 1960-х годов Шуйско-Виданская и Совдо-Сямозерская узкоколейные железные дороги были соединены и составили единую сеть. Объединённая узкоколейная железная дорога на протяжении некоторого времени была крупнейшей в регионе.
Протяжённость главной магистрали Чална — Речка — Лесная — Кудама составляла 75 километров. С учётом веток, протяжённость узкоколейной железной дороги доходила до 200 километров.
Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Позднее — мотовозы и тепловозы (ТУ4 и другие).
На узкоколейной железной дороге осуществлялись регулярные пассажирские перевозки. Существовало несколько маршрутов пассажирских поездов. Летом по выходным дням назначались поезда, предназначенные для организованной доставки работников Шуйско-Виданского леспромхоза и жителей города Петрозаводска к местам рыбной ловли, сбора грибов и ягод.
Цитата из архивного материала о происшествиях за 1972 год (текст предоставлен А. Соколовым):
27 февраля 1972 года на узкоколейной железной дороге Шуйско-Виданского ордена Трудового Красного Знамени леспромхоза произошло крушение пассажирского поезда. Пассажирский поезд в составе тепловоза ТУ4-734 и двух цельнометаллических вагонов типа ПВ40, в котором находились рыбаки-любители (рабочие леспромхоза и жители города — рабочие городских предприятий, служащие и др.) в воскресенье 27 февраля в 5 часов 20 минут вышел со станции Чална до 31 пикета 15-й ветви, куда прибыл в 7 часов 20 минут. Имела место несанкционированная остановка на ст. Малая Суна. Тепловоз ушёл резервом на ст. Нелгомозеро, обратно возвратился на ст. Лесная.
В 14 часов 10 минут был отвлечен тепловоз до станции Лесная, который должен был следовать на 31 пикет 15-й ветви подцепить пассажирские вагоны с рыбаками-любителями и следовать в обратном направлении. Однако машинисты самовольно отправились со ст. Лесная до ст. Кудама, откуда выехали на 31 пикет 15-й ветви, распивали спиртные напитки, без разрешения диспетчера сделали остановку на ст. Речная, подсаживали в кабину тепловоза посторонних, останавливались на перегоне Чална — Новая Речка.
В 17-00 был сформирован пассажирский поезд, маршрут с 31 пикета 15 ветки до ст. Лесной — было получено разрешение на занятие перегона ст. Лесная — разъезд 265 пикета. При следовании по указанному перегону на 9 пикете 57 км от ст. Чална произошло крушение поезда с опрокидыванием вагонов и тепловоза по правую сторону движения, в результате чего получили травмы разной степени тяжести 8 человек (рыболовов-любителей). За слабый контроль и безответственную организацию безопасности движения пассажирских поездов при массовых выездах населения в лес в выходные дни, был объявлен выговор руководящему составу.

Во второй половине 1970-х годов значительная часть узкоколейной железной дороги (почти 90 процентов протяжённости линий) была разобрана. Сохранялся лишь головной участок магистрали — от Чалны до Речки. На топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1981 году, участок Чална — Речка был показан действующим, остальные участки были обозначены как полотно разобранной железной дороги.
В конце 1980-х годов (?) последний участок узкоколейной железной дороги был разобран.
По состоянию на лето 2005 года (информация от В. Булавцева), в посёлке Чална сохранялось здание локомотивного депо, несколько разграбленных пассажирских вагонов ПВ40, кабина тепловоза ТУ4-248.
В мае 2011 года я побывал в Чалне, осмотрел начало разобранной узкоколейной железной дороги. Основное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2011lenderi.html.
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

Район бывшей главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Чална.
05.05.2011


Предположительно, бывшее депо узкоколейной железной дороги. Посёлок Чална.
05.05.2011


Район бывшей главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Чална.
05.05.2011


05.02.2015 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Карелии»
на главную страницу