ID: 1340

ЛЮБЕРЦЫ-АРЗАМАССКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СТАНЦИЯ КРИВАНДИНО

329
Станция Кривандино находится на 136 километре от Москвы. Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, станция была открыта одновременно с железной дорогой, в 1912 году.
Станция находится в крупном старинном селе Кривандино. До появления города Шатура Кривандино было главным «центром цивилизации» на обширном пространстве. До 11 октября 1956 года село являлось центром Кривандинского района. Сайт, посвящённый селу: http://www.krivandino.ru/.
К югу от станции, на некотором удалении, находится посёлок совхоза «Мир», формально не входящий в состав села Кривандино.
По состоянию на 2012 год, Кривандино переживает не лучший период своей истории. Прежние времена давно прошли, от статуса райцентра почти не осталось следов. Значительная часть домов в селе принадлежит дачникам.
Станция Кривандино имеет насыщенную историю. Одновременно со строительством железной дороги широкой колеи была построена первая в России электрифицированная узкоколейная железная дорога Кривандино — Мишеронь.
Она была открыта в 1912 году, как и железная дорога широкой колеи. У станции Кривандино был обустроен перегрузочный комплекс для перевалки грузов между вагонами разной колеи.
В 1943 году станция Кривандино стала начальным пунктом линии в сторону Рязановки, построенной в кратчайший срок. В 1962 году взамен узкоколейной железной дороги была открыта железнодорожная линия широкой колеи Кривандино — Мишеронь.
Позднее был построен подъездной путь Кривандино — Шатурская ГРЭС, длиной около 10 километров. Подъездной путь пролегает параллельно перегону Кривандино — Шатура магистральной железнодорожной линии, в 4 километрах от станции Кривандино пересекает магистральную линию по путепроводу, ещё через 3 километра отклоняется от магистральной линии на северо-запад — на территорию ГРЭС. Это позволяло исключить на всём пути следования «торфяных» составов от станций Рязановка и Пилево до Шатурской ГРЭС необходимость выхода на пути загруженной магистральной линии.
Станция Кривандино знакома мне с 1980-х годов. Я застал многие перемены в её облике, главным образом в худшую сторону: снос старинного деревянного пакгауза, сокращение грузовой работы.
В окрестностях Кривандино в 1987 году (ориентировочно) я впервые проехал в кабине тепловоза.
До прекращения вывоза торфа из Рязановки и Пилево (2008 год) станция Кривандино фактически была полноценным узлом со значительной грузовой работой. Иногда на путях станции одновременно работало пять тепловозов ЧМЭ3! Возможно, это был не предел. Один за другим в разные стороны двигались торфовозные вагоны-хопперы. На большой скорости проносились транзитные грузовые поезда, формировались короткие составы на Мишеронь.
Активная работа не мешала использованию некоторых путей станции для отстоя «исключённых» вагонов. Среди них были крытые, почтовые, пассажирские...
Один из жителей Кривандино когда-то рассказал о произошедшем на станции ЧП. На одном из дальних путей остановился состав, в котором были цистерны со спиртом (об этом гласила надпись на бортах цистерн). Местный житель решил украсть «выпивку» (хотя спирт в таких цистернах скорее всего технический). Он вскрыл запоры люка цистерны, склонился над ним с ведром на верёвке. Моментально потерял сознание от концентрированных паров, упал в цистерну и утонул.
Зала ожидания для пассажиров на станции Кривандино в 1980-е годы уже не было. Во времена существования районного центра, несомненно, он был.
В 2006 году я проехал в кабине тепловоза ЧМЭ3 от Пилево до Кривандино с машинистами — жителями Шатуры. По станции Кривандино пересаживаюсь на электропоезд.
В 2008 году по вине антинародных властей Шатурская ГРЭС перестала потреблять торфяное топливо. Это было полнейшей катастрофой для востока Московской области: прекратилась добыча торфа, остались без работы и без перспектив её найти тысячи людей, остались совершенно ненужными многие рабочие посёлки, вместе с дорогостоящей инфраструктурой, созданной тяжёлым трудом.
Были пущены «под нож» сотни километров узкоколейных железных дорог. Остались без присмотра торфомассивы, в результате чего они в течение полутора месяцев горели в 2010 году, Москва была превращена в «газовую камеру». Восток Московской области стал ещё более умирающим и депрессивным. Линия Кривандино — Рязановка моментально превратилась из напряжённой торфовозной магистрали в запущенную ветвь. Станция Кривандино из железнодорожного узла стала превращаться в глухое место.
В довершение этой катастрофы, в 2008 году прекратилось и движение на линии Кривандино — Мишеронь. В 2011 году линия Кривандино — Мишеронь была варварски разобрана силами азиатских гастарбайтеров.
По состоянию на 2011 год, на станции Кривандино имеется одна островная высокая платформа с кассовым павильоном. Справа от высокой платформы (по направлению от Москвы) — низкая платформа, обслуживающая исключительно направление на Рязановку. Слева по направлению от Москвы есть боковая низкая платформа. Она не используется как минимум с 1970-х годов.
К северу от платформ есть железнодорожный жилой дом дореволюционной постройки. Достоверно известный факт: когда-то он был вокзалом. К сожалению, мало кто теперь об этом знает.

Кривандинский вокзал, 1913 год. (Источник: http://www.krivandino.ru/images/stories/foto/stanciya/krivandino.jpg).
http://www.krivandino.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=139&Itemid=1 — публикация «К 100-летию станции Кривандино»



Станция Кривандино. Вид с востока на запад. Вдали — высокая платформа.
Слева на одном из путей стоят «исключённые» вагоны.
Снимок сделан автором в 1994 году.


Станция Кривандино. Вид с востока на запад. На одном из дальних путей слева
находятся «исключённые» почтовые вагоны.
Снимок сделан автором в 1994 году.


Станция Кривандино. Вид с высокой платформы на запад. Справа —
деревянный пакгауз, который позднее был снесён.
Снимок сделан автором в 1994 году.


2007 год: последний год полноценной жизни станции Кривандино, ещё есть вывоз торфа. Снимок сделан
к северу от путей,вид с запада на восток. Справа когда-то
находился старинный деревянный пакгауз.
mrarz_krivandino01.jpg
21.03.2007


Вид от платформы на восток. Электровоз ЧС2К-849 следует резервом в сторону Москвы.
mrarz_krivandino02.jpg
07.05.2009


Вид с платформы на запад. Электровоз ЧС2К-827 с пассажирским поездом, следующим в сторону Вековки.
mrarz_krivandino03.jpg
07.05.2009


Вид с платформы на восток.
mrarz_krivandino04.jpg
13.06.2010


К западу от платформ. Вид на восток.
mrarz_krivandino05.jpg
13.06.2010


Там же. Вид в западном направлении.
mrarz_krivandino06.jpg
13.06.2010


Тепловозы ЧМЭ3 на одном из путей (ближайший — ЧМЭ3-2620). Вид в западном направлении.
mrarz_krivandino07.jpg
13.06.2010


Низкая платформа, обслуживающая поезд Кривандино — Рязановка. Вид на восток.
mrarz_krivandino08.jpg
13.06.2010


Вид на запад. Тепловоз ЧМЭ3-2620.
mrarz_krivandino09.jpg
13.06.2010


Высокая платформа. Вид на восток.
mrarz_krivandino10.jpg
13.06.2010


Вид с высокой платформы на восток. Электровоз ВЛ10У-878 ведёт грузовой поезд в сторону Куровской.
mrarz_krivandino11.jpg
13.06.2010


Высокая платформа. Вид на запад.
mrarz_krivandino12.jpg
13.06.2010


Расписание движения поездов, вывешенное у кассы.
mrarz_krivandino13.jpg
13.06.2010


Сбрасывающий остряк в восточной части станции. Вид на восток.
mrarz_krivandino14.jpg
13.06.2010


Там, вид в западном направлении.
mrarz_krivandino15.jpg
13.06.2010


Путь в восточной части станции. Вид на запад.
mrarz_krivandino16.jpg
13.06.2010


Вид с высокой платформы в южном направлении. «Исключённый» вагон.
mrarz_krivandino17.jpg
17.06.2010


Железнодорожный жилой дом дореволюционной постройки (изначально — вокзал).
Это же здание около 100 лет назад.
mrarz_krivandino18.jpg
17.06.2010


Вид с высокой платформы на запад. Боковая платформа (не используется), здание ДС.
mrarz_krivandino19.jpg
17.06.2010


Вид с высокой платформы на восток. Кассовый павильон.
mrarz_krivandino20.jpg
17.06.2010


Вид с высокой платформы на запад. Электропоезд, следующий в сторону Черустей.
mrarz_krivandino21.jpg
21.07.2011


Вид с высокой платформы на восток. Электропоезд удаляется сторону Черустей.
mrarz_krivandino22.jpg
21.07.2011


Здание к северу от путей.
mrarz_krivandino23.jpg
21.07.2011


Железнодорожный жилой дом дореволюционной постройки (изначально — вокзал).
mrarz_krivandino24.jpg
21.07.2011


Вид от платформы на запад.
mrarz_krivandino25.jpg
21.07.2011


Там же, вид на восток. Справа находится высокая платформа, слева — здание ДС.
mrarz_krivandino26.jpg
21.07.2011


19.03.2013 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Люберцы-Арзамасская железнодорожная линия на территории Московской области»