ID: 1682

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КУПАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСТОРИЯ

140
В 1920-х годах (по другим данным — в 1934 году) на торфяных болотах вблизи села Усолье был проложен рельсовый путь узкой колеи, предназначенный для передвижения вагонеток посредством конной тяги. По неподтверждённым сведениям, первоначально вагонетки были деревянными, и двигались по деревянным направляющим.
К 1935 году рельсовый путь узкой колеи был заменён полноценной узкоколейной железной дорогой, на которой работал паровоз. Торф подвозился к берегу озера Плещеево, откуда судами транспортировался в Переславль. В числе потребителей торфа была переславская прядильно-ткацкая фабрика «Красное Эхо».
В 1937 году была построена линия узкоколейной железной дороги от Усолья до Переславля. Необходимость перевозки по воде исчезла. В городе торфяное топливо поступало на прядильно-ткацкую фабрику, завод киноплёнки и другие предприятия. Объём добычи торфа быстро возрастал. Тогда же начал строиться главный посёлок торфопредприятия, названный Купанское.
Позднее посёлок Купанское «вобрал в себя» село Усолье. Теперь оно незаслуженно забыто, на картах не обозначается. Равным образом, посёлок Кубринск позднее «затянул» и стёр с карт старинное село Ведомша.
Узкоколейная железная дорога активно работала в годы Великой Отечественной Войны. В 1946 году была открыта новая линия значительной протяжённости — на торфомассив у посёлка Мшарово.
Тогда же, в 1946 году (?) был основан посёлок Талицы — центр нового Талицко-Плещеевского торфопредприятия. В первые годы на его строительстве использовался труд немецких военнопленных, позднее — заключённых. Узкоколейная железная дорога от станции Вёкса (вблизи посёлка Купанское) до Талиц была открыта в 1949 году.
В 1950-х годах было создано Ивановское торфопредприятие. Его управление находилось в посёлке Ивановское Переславского района. Была построена узкоколейная железная дорога от посёлка Ивановское к торфомассивам и к станции Беклемишево на магистральной железнодорожной линии Александров — Ярославль.
С 1958 года, после открытия участка железной дороги от окрестностей Ивановского до станции Вёкса, пролегающего вдоль северного берега озера Плещеево, эта узкоколейная железная дорога стала составлять единую сеть с узкоколейной железной дорогой, обслуживающей Купанское и Талицко-Плещеевское торфопредприятия.
В 1955 году вблизи старинного села Ведомша началось строительство посёлка Кубринск — центра Батьковско-Ольховского торфопредприятия. Датой основания посёлка считается 26 апреля 1955 года.
Посёлок получил своё название по предложению жителя села Ведомша В. И. Богомолова. Оно происходит от реки Кубрь.
В 1958 (?) году на Батьковско-Ольховском торфопредприятии была открыта узкоколейная железная дорога. Первоначально она не была связана с «купанской» сетью. Подвижной состав завозился в Кубринск автомобилями. Основная линия пролегала от Кубринска в западном направлении — к торфомассивам, расположенным на территории Московской области.
В 1961 году, после завершения строительства моста через реку Кубрь, узкоколейная железная дорога Батьковско-Ольховского торфопредприятия была объединена с сетью узкоколейных железных дорог, обслуживающей Купанское, Талицко-Плещеевское и Ивановское торфопредприятия.
Появилась крупная железнодорожная сеть, протяжённость которой составляла свыше 100 километров. Было создано Купанское транспортное управление, благодаря чему узкоколейная железная дорога была выведена из подчинения отдельных торфопредприятий.
В 1960-х годах в посёлке Купанское было построено главное на сети локомотивное депо. Паровая тяга была заменена тепловозной. На узкоколейную железную дорогу поступали различные локомотивы, в том числе экспериментальные. Достоверно известно, что здесь работали тепловозы ТУ5.
В 1970-х годах, на пике развития узкоколейной железной дороги, общая протяжённость линий составляла не менее 150 километров. На участке между станциями Филипповское и Перегрузочная (вблизи станции Беклемишево Северной железной дороги) был построен второй путь.
Торф перевозился по узкоколейной железной дороге главным образом на станции Перегрузочная (отправка на Ярославскую ГРЭС и другие электростанции) и Торфяная (эта станция находилась в черте города Переславля). Кроме того, на торфе работали котельные в нескольких посёлках.
Небольшая часть торфа поставлялась сельскохозяйственным предприятиям для использования в качестве удобрения. «Сельхозторф» переваливался из вагонов узкоколейной железной дороги в автомобили.
На большинстве линий узкоколейной железной дороги имелось пассажирское сообщение. Пассажирские поезда курсировали по маршрутам Переславль (станции Торфяная либо 2-я Советская) — Купанское — Мшарово, Купанское — Кубринск, и некоторым другим. В Переславле, Купанском и Кубринске действовали вокзалы.
В 1980-х годах был закрыто Талицко-Плещеевское торфопредприятие. После ухудшения экономической ситуации в стране объём перевозок торфа резко сократился. Предприятия города Переславля отказались от использования торфяного топлива. Встал вопрос о ликвидации значительной части линий узкоколейных железных дорог. На многих участках было прекращено пассажирское движение.
Но тогда, во времена зарождения бизнеса и рыночных отношений, нашлись энтузиасты, выкупившие почти всю узкоколейную сеть (за исключением тех участков, где по ней сохранялся вывоз торфа). В 1989 году Купанское транспортное управление было ликвидировано, новым владельцем значительной части его имущества стало Ярославское кооперативное объединение «Декор». Инициатива выкупа узкоколейной железной дороги в частную собственность с целью её сохранения принадлежит ярославскому предпринимателю Анатолию Гусеву.
«Преемником» Купанского транспортного управления стал кооператив «Вёкса». Эта организация обеспечивала эксплуатацию узкоколейных железных дорог. Было придумано и официальное название узкоколейной железной дороги — «Переславская железная дорога» («ПЖД»).
Предполагалось, что «Переславская железная дорога» будет выполнять как регулярные пассажирские перевозки (по тарифам, не превышающим автобусные), так и туристические перевозки. Участок Переславль — Купанское, пролегающий вдоль берега озера Плещеево, насыщенного различными достопримечательностями, идеально подходит для этой цели.
В 1990 году в заброшенном локомотивном депо бывшего Талицко-Плещеевского торфопредприятия (посёлок Талицы) был создан музей подвижного состава узкой колеи, названный «Переславский железнодорожный музей-заповедник» («ПЖМЗ»). Энтузиасты-основатели музея планировали собирать и восстанавливать в нём редкий подвижной состав узкой колеи из разных регионов СССР — уже в то время огромное число узкоколейных железных дорог находилось под угрозой полного уничтожения.
В сентябре 1990 года в музей был доставлен один из первых экспонатов — танк-паровоз Фт4-028. До этого времени паровоз находился на детской железной дороге в городе Ленинакан (ныне Гюмри) в Республике Армения.
После страшного землетрясения 1988 года Ленинаканскую детскую железную дорогу решили ликвидировать. В полуразрушенном городе, расположенном в воюющей стране, такой объект сочли «лишним». Паровозу грозила гибель. Основатели музея, приложив для реализации своего замысла огромные усилия, организовали доставку паровоза из Ленинакана в Талицы. Расстояние — почти три тысячи километров, Южный Кавказ был в полуразрушенном состоянии, и на нём уже происходили межнациональные конфликты.
3 июня 1991 года состоялась первая поездка ретро-поезда, который вёл паровоз. После почти тридцатилетнего перерыва на узкоколейную железную дорогу вернулась паровая тяга. Коллекция подвижного состава в ПЖМЗ пополнялась новыми экспонатами, многие из которых удавалось восстановить до рабочего состояния.
Деятельность кооператив «Вёкса» также была успешной — пассажирские поезда ежедневно курсировали по маршрутам Переславль (2-я Советская) — Купанское — Кубринск. Протяжённость маршрута 2-я Советская — Купанское составляла 16 километров, протяжённость маршрута 2-я Советская — Кубринск, при «одностороннем» учёте захода поезда на участок Вёкса — Купанское, составляла 41 километр. Поезда никогда не пустовали — жители «торфяных» посёлков оценили преимущество железной дороги перед автобусами, тем более, что железнодорожный маршрут от Кубринска до Переславля значительно короче автомобильного.
Скорости движения пассажирских поездов, по меркам узкоколейных железных дорог, были высокими. Даже в 2001 году, несмотря на то, что к тому моменту состояние пути ухудшилось, время следования от станции Переславль (2-я Советская) до станции Купань (Купанское), согласно расписанию, составляло 20 минут. Для выполнения этого расписания скорость поезда на отдельных участках должна была составлять 50 км/час, что является почти пределом скорости на узкоколейных железных дорогах колеи 750 мм.
Пассажирское движение существовало во многом благодаря дотациям из местного бюджета. Средства, полученные от продажи билетов, не могли покрыть все затраты. Максимум, что могут «покрыть» доходы от пассажиров — это расходы на топливо и труд поездной бригады. Это в лучшем случае, при высокой населённости поездов. Между тем, главной статьёй расходов является содержание пути.
На протяжении первых нескольких лет после образования кооператива «Вёкса» на принадлежащих ему линиях узкоколейной железной дороги существовало и минимальное грузовое движение — на станцию Перегрузочная перевозился торф, а также металлолом (в том числе подвижной состав, отправляемый в переплавку). Грузовое движение на участке Вёкса — Торфяная (Переславль) было прекращено значительно раньше, чем на участке Вёкса — Перегрузочная (Беклемишево).
Те участки узкоколейной железной дороги, на которых сохранялись регулярные перевозки торфа (все линии, находившиеся западнее станции Кубринск, участок от Купанского до Мшарово) не принадлежали кооперативу «Вёкса». Узкоколейная железная дорога от Кубринска до торфомассивов была передана в собственность Батьковско-Ольховского торфопредприятия, участок от посёлка Купанское до торфомассива вблизи посёлка Мшарово эксплуатировался Купанским торфопредприятием.
Участок от разъезда 48 километр (на участке Вёкса — Кубринск) до станции Талицы считался частью имущества ПЖМЗ. Музей был отдельной от кооператива «Вёкса» структурой, хотя и тесно сотрудничал с ним.
Протяжённость путей постепенно сокращалась. В 1994 (?) году была ликвидирована станция Торфяная в Переславле, разобран перегон Торфяная — 2-я Советская. Станция 2-я Советская, переименованная в Переславль, являлась пунктом отправления пассажирских поездов. Она находилась вблизи автовокзала, рядом с главной городской улицей.
В 1998 году, вслед за окончательным переводом котельной посёлка Ивановское с торфяного на газовое топливо, разбирается значительная по своей протяжённости линия Вёкса — Перегрузочная (Беклемишево), а также пути на торфомассивах в районе Ивановского. В результате, узкоколейная железная дорога бывшего Купанского транспортного управления потеряла «выход» к широкой колее. Однако сохранение этой линии в то время уже являлось бессмысленным: пассажирские перевозки на ней не были бы востребованы в силу географического положения, рельсы нередко похищались ворами, на линии имелось одноуровневое пересечение с оживлённой автодорогой Москва — Ярославль, госавтоинспекция добивалась закрытия этого переезда...
Осенью 2001 года пассажирское сообщение на Кубринск было прекращено. Участок железной дороги от разъезда 48 километр до Кубринска вначале считался законсервированным.
20 января 2003 года линия Переславль — Вёкса — Купанское была передана в управление ПЖМЗ. Кооператив «Вёкса» прекратил своё существование.
25 мая 2003 года от станции Переславль отправился последний пассажирский поезд на Купанское. Одновременно была начата разборка линии на Кубринск.
Согласно заявлениям представителей ПЖМЗ, участок Вёкса — Переславль было обещано не разбирать (в надежде на лучшее будущее). Кроме того, с 1 мая по 10 ноября по выходным и праздничным дням ПЖМЗ намеревался поддерживать движение пассажирских поездов от станции Вёкса до Талиц.
Летом 2003 года на главной странице веб-сайта «Кукушка.ру» «висели» не вполне правдивые слова о том, что Переславская узкоколейная железная дорога — одна из немногих узкоколейных железных дорог России, где есть регулярное пассажирское движение.

«Хотя узкоколейные железные дороги действуют ещё в некоторых отраслях промышленности, регулярного пассажирского движения по ним нет. Одна из немногих линий с «правильным» пассажирским движением — ветка Переславской железной дороги от посёлка Купанское до Талиц».
(Веб-сайт kukushka.ru, август 2003 года).
Необходимо заметить, что поезд «карликового» маршрута протяжённостью в несколько километров предназначался только для перевозок посетителей ПЖМЗ, увлечённых железной дорогой. Но никак не для «обычных» пассажиров — для них такой маршрут не актуален.
Все желающие добраться от посёлка Купанское до посёлка Талицы ходят пешком. Расстояние между посёлками по автомобильной «грунтовке» составляет 2 километра, то есть двадцать минут пешего хода. Тогда как поезд находился в пути 30 минут. Причём пункт его отправления, станция Вёкса, был расположен в стороне от жилой части посёлка Купанское.
Осенью 2004 года процесс уничтожения бывшей «Переславской железной дороги» почти завершился. При молчаливом согласии владельцев ПЖМЗ было разобрано «золотое звено» узкоколейной железной дороги, её самый прекрасный и самый перспективный для пассажирских перевозок участок — от Вёксы до Переславля.
Потом директор Переславского музея Сергей Дорожков уверял, что был противником ликвидации этого участка, и делал всё возможное для того, чтобы его сохранить. Но не смог.
По состоянию на конец 2004 года, на месте огромной сети узкоколейных железных дорог бывшего Купанского транспортного управления существовали три короткие невзаимосвязанных линии: около 15 километров на Батьковско-Ольховском торфопредприятии (от посёлка Кубринск до «Перевалки» — места перегрузки сельхозторфа из вагонов в автомобили, расположенного вблизи населённых пунктов Федорцево и Переславичи), около 13 километров на Купанском торфопредприятии (от посёлка Купанское до торфомассива вблизи посёлка Мшарово), около 6 километров — в ведении ПЖМЗ (от посёлка Талицы до станции Вёкса).
Представителями ПЖМЗ на тот момент в очередной раз озвучивались пустые обещания — теперь уже речь шла о сохранении последнего шестикилометрового участка. Говорили, что уж его-то точно сохранят.
В 2006 году была полностью разобрана узкоколейная железная дорога Купанского торфопредприятия, от посёлка Купанское до торфомассива вблизи населённого пункта Мшарово. И была разобрана большая часть узкоколейной железной дороги ПЖМЗ.
Из 6 километров осталось 2 — от посёлка Талицы до бывшего поста 48 км, где во времена функционирования магистрального участка Вёкса — Кубринск отходила ветка на Талицы.
Основная версия случившегося: пути были проданы по решению руководителя ПЖМЗ, с целью улучшения финансового положения музея. Конечно, представители ПЖМЗ оправдывались, что их вынудили это сделать, что местная власть «завалила» бюрократическими требованиями и не позволяла эксплуатировать путь.
Помимо продажи на металлолом рельсового пути, в 2003-2006 годах ПЖМЗ продавал и другое имущество бывшего кооператива «Вёкса» — локомотивное депо и другие здания в посёлке Купанское, в том числе на станции Вёкса. Одни здания были сохранены для дальнейшего использования не по назначению, другие — разобраны для реализации в качестве кирпичного лома.
По состоянию на 2007 год, от узкоколейной железной дороги бывшего Купанского управления оставались два небольших участка: на Батьковско-Ольховском торфопредприятии (в окрестностях посёлка Кубринск), и вблизи посёлка Талицы.
Протяжённость действующей линии в Кубринске составляла 3 километра, без учёта временных путей на торфомассивах. Работал только один производственный участок — 1-й (ближайший к посёлку Кубринск).
Производился вывоз торфа для использования в качестве топлива на котельной посёлка Кубринск. Кроме того, добываелся «сельскохозяйственный» торф. Для перегрузки из вагонов в автомобили на станции Ольховская использовалась эстакада.
Протяжённость сохранившейся линии вблизи посёлка Талицы, по данным на 2007 год, составляла около 2 километров. Иногда на территории ПЖМЗ устраиваются «прогулочные» поездки для гостей на ретропоезде с паровозом. Протяжённость «маршрута» движения ретропоезда не превышает двухсот метров.
Не исключалось, что в обозримом будущем котельная посёлка Кубринск будет переведена на газовое топливо, после чего последний участок узкоколейной железной дороги Батьковско-Ольховского торфопредприятия будет разобран. Протяжённость участка пути вблизи посёлка Талицы может сократиться с 2 километров до 200 метров.
10 января 2007 года мной была совершена поездка в Кубринск. Как выяснилось, линия узкоколейной железной дороги от 1-го участка до 4-го участка и «перевалки» (протяжённость — более 10 километров) по-прежнему законсервирована. Её будущее остаётся неясным. Однако наиболее вероятная перспектива — скорая разборка на металлолом.
В этот день удалось сфотографировать следующие локомотивы: ТУ8-0276 (находился в депо), ТУ8Г-0003 (находился в депо), ЭСУ2А-126 (кабина, превращённая в хозяйственное помещение, находилась в Кубринске, недалеко от бывшего вокзала), ТУ4-535 (кабина, превращённая в хозяйственное помещение, находилась вблизи котельной посёлка Кубринск), ЭСУ2А-147 (кабина, превращённая в помещение сторожа, находилась вблизи торфоперегрузочной эстакады на станции Ольховская), ЭСУ2А-437 (кабина, превращённая в хозяйственное помещение, находилась на 1-м участке), ЭСУ2А-580 (находилась на 1-м участке, стояла на рельсах, однако состояние локомотива по внешним признакам можно было оценить как нерабочее).
В запертом боксе депо, куда мне попасть не удалось, находился тепловоз ТУ6А. Кроме того, имелся исправный мотовоз ЭСУ2А, который увидеть не удалось (на момент поездки он находился на одной из самых дальних «времянок» у 1-го участка).
Осенью 2008 года в результате так называемого мирового финансового кризиса в России остановились многие предприятия. Были разобраны многие узкоколейные железные дороги. Не осталась в стороне действующая линия у Кубринска: последние поезда с торфом прошли в 2008 году.
По состоянию на лето 2009 года, узкоколейная железная дорога вблизи Кубринска ржавела и зарастала. На переезде путь был засыпан грунтом.
В 2010 году был капитально отремонтирован небольшой участок пути у Талиц, принадлежащий ПЖМЗ. На нём были уложены новые пропитанные шпалы. Заказ на пропитку выполнил Рязанский шпалопропиточный завод.
В 2011 году были разобраны последние участки пути у Кубринска. Кубринский «островок» узкоколейной железной дороги окончательно выбыл из числа сохранившихся. Единственным уцелевшим участком гигантской когда-то сети стал крошечный фрагмент вблизи Талиц.
Ситуация на 2017 год: по-прежнему сохраняется участок узкоколейной железной дороги у посёлка Талицы, почти два километра. Но для движения пригодно меньше километра. Регулярного движения нет.
Переславский железнодорожный музей, между тем, активно действует и наращивает число экспонатов. Музею удаётся изыскивать источники финансирования. Во главе музея уже больше двадцати лет находится Сергей Дорожков — завидное постоянство!
Дорожков на протяжении всей своей жизни остаётся верен выбранному непростому пути. Это вызывает уважение.
Высказываются намерения восстановить «в светлом будущем» линию до Переславля хотя бы частично. С каждым годом это будет всё сложнее по причине ухода насыпи в частную собственность или под застройку.

Первая и единственная в России музейная узкоколейная железная дорога фактически прекратила своё существование (оставшийся двухкилометровый «огрызок» полноценной дорогой не назвать).
Полноценная железная дорога — это десятки километров пути, а никак не издевательские обрубки!
Причины краха идеи создания музейной железной дороги неоднозначны. К трагическому итогу привела совокупность разных факторов.
В любом случае: это позор, это свидетельство низкого уровня культурного развития России.
Железная дорога должна быть восстановлена!



12.2002 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Узкоколейная железная дорога Купанского транспортного управления»