ID: 1871

РЯЗАНСКО-ВЛАДИМИРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПОЕЗДКИ АВТОРА

80
Об этой узкоколейной железной дороге я знал едва ли не всегда, сколько себя помню. С конца 1980-х годов я знал о ней по атласам железных дорог и произведениям К.Г. Паустовского. Приблизительно в 1992 году была приобретена топографическая карта масштаба 1:200 000, на которой узкоколейная железная дорога была показана.
На тот момент поехать в район местонахождения узкоколейной железной дороги я не мог, поэтому в моём сознании узкоколейная железная дорога получила мистический ореол. Особенно таинственным местом казалась станция Голованова Дача в деревне Голованово: слишком глухой выглядела эта деревня, жилой островок посреди бескрайних лесов. Голованову Дачу (именно этот пункт, а не какой-либо иной!) я часто видел во сне, воображал прибытие туда поезда и размышлял: существует ли всё это в реальности?
В мечтах на будущее я мыслил себя владельцем дома в Голованово: это деревня, по моим взглядам, идеально подходила для жизни, потому что находится в глухом лесу и не имеет автодорог. А поезд, вероятно, приходит туда редко, и каждое его прибытие — это большое событие.
Каким-то образом ещё до поездки ко мне пришло мнение о том, что пассажирского движения от Тумской на Рязань-Пристань нет, оно есть только на Голованову Дачу. Возможно, на эту мысль натолкнуло изучение сборников «Расписание движения пассажирских поездов», охватывавших всю территорию СССР. В них значились поезда на Голованову Дачу, но не значились поезда на Рязань.
В 1995 году (возраст — 14 лет) я проехал без ночёвки по маршруту Москва — Черусти — Нечаевская — Окатово — Тума — Спас-Клепики — Рязань — Москва. Пригородным поездом я добрался от Черустей до Нечаевской, затем пешком до Окатово, поездом до Тумской. Выясняю здесь расписание движения поездов узкоколейной железной дороги. Движение действительно есть только на Голованову Дачу!
Бесплатно пролезаю незамеченным в междугородный автобус в сторону Рязани (в то время сделать это было легко). Доезжаю до Спас-Клепиков, там осматриваю вокзал и станцию с ржавыми путями без признаков движения. Затем таким же образом пролезаю незамеченным в другой автобус — до Рязани.
Первая поездка по узкоколейной железной дороге была совершена в октябре 1996 года.
В Туму я прибываю дневным поездом широкой колеи, отправляюсь вечерним узкоколейным поездом в Голованову Дачу. Ориентируясь по карте-«двухкилометровке», иду пешком в село Деулино. Расстояние от Голованово до Деулино — около 20 километров. Путь проходит по ненаселённому лесу. Обозначенные на карте деревни Оборона и 1-е мая, как выяснилось, уже давно не существуют. От Обороны не заметно никаких следов.
Отойдя от Голованово километров на семь, раскладываю спальный мешок, так как наступила полная темнота. Утром продолжаю путь и через несколько часов прибываю в Деулино. Оттуда подвезли на попутной «Ниве» до Рязани.
Вторая и последняя поездка по узкоколейной железной дороге была совершена 12 ноября 2004 года. Все 32 километра от Тумы до Головановой Дачи иду пешком, проделав скудное фотодокументирование. Выполнить тотальное фотодокументирование не позволял факт платности каждого снимка, сделанного аналоговым фотоаппаратом.
Забираю в заброшенном вокзале станции Голованова Дача десятки килограммов архивных документов. Взвалив на плечи «безразмерный» рюкзак, уезжаю в Тумскую пассажирским поездом.
Ночёвка в замаскированном месте недалеко от путей станции Тумская. Среди ночи поднимаюсь, иду на ночной поезд сообщением Тумская — Владимир, отправлением примерно в 2:30.
Выхожу на 77-м километре. Быстрый переход в темноте до Нечаевской. Электропоезда на Черусти и на Москву.
12 июля 2006 года был пройден пешком и тотально зафотодокументирован участок Тумская — Гуреевский. От Гуреевского до поворота на Болонь меня довёз на автомобиле житель Гуреевского, известный многим ветеран-железнодорожник Сергей Алексеевич Никулин.
Я сожалею, что не фотодокументировал последний поезд узкоколейной железной дороги, проведённый в конце 2009 года благодаря большим усилиям людей, неравнодушных к железным дорогам. Причина: поезд был пущен в очень странное для этого время — в декабре. У меня есть стойкое убеждение, что зимой поездки по России недопустимы и неприемлемы.
В конце 2009 года я надеялся, что поезд на самом деле — не последний. Но он действительно оказался последним. В 2011 году началась окончательная разборка узкоколейной железной дороги. В последние дни существования неразобранной узкоколейной железной дороги пришлось отправиться на фотодокументирование участка Гуреевский — Голованова Дача.
Возможные варианты поездки: пригородными поездами до Тумской, пешком от Головановой Дачи назад в Тумскую или Деулино. Недостаток — лишние 30 километров, пройденных пешком, и необходимость использования ненавистного автостопа (в случае движения на Деулино это было бы неизбежно). Поездка на автомобиле в Тумскую, затем пешком до Головановой Дачи и назад. Минусы: отсутствие денег на бензин, а также ненависть к автомобилям. Наконец, третий вариант: поездка на велосипеде с выходом через Деулино на Рязань, с осмотром Приозёрного, где в 2010 году была восстановлена узкоколейная железная дорога.
Решаю ехать с велосипедом — на электропоезде до Вековки, затем своим ходом через Степаново — Уляхино — Парахино — Великодворье. Цель езды с велосипедом: исключить необходимость автостопа, на практике испытать целесообразность или нецелесообразность использования велосипеда в рабочей экспедиции с ночёвками. До этого я использовал велосипед в коротких поездках: Москва — Нечаевская — узкоколейная железная дорога Гусевского ППЖТ — Нечаевская — Москва, Москва — Черусти — Уршель — Черусти — Москва и подобных.
Велосипед легко провезти в электропоезде, но затруднительно провезти в пригородном поезде, состоящем из пассажирских вагонов. Кратчайший путь в Туму с велосипедом лежит через Нечаевскую (предыдущая станция перед Вековкой), откуда до Тумы остаётся 40 километров по асфальту. Но проблема в том, что этот асфальтовый путь представляет собой магистральную автодорогу с оживлённым автомобильным движением. Ехать по такой дороге на велосипеде крайне нежелательно.
Решаю ехать более длинным, но малоавтомобильным путём через Вековку — Уляхино — Парахино. Увы, на участке Великодворье — Тума движения по магистральной автодороге не избежать. Но всё же это — 12 километров, а не 40 километров.
Выезжаю электропоездом Москва — Вековка, прибывающим на конечный пункт в 15:45. В отличие от утреннего электропоезда Москва — Вековка, известного наличием большого числа маргиналов (пьяниц и прочих) среди пассажиров, здесь контингент более цивильный. Почти все выходят в Тасине (автомобильный подвоз на Уршель) и Нечаевской (автомобильный подвоз на Гусь-Хрустальный). До Вековки едут в основном железнодорожники.
Население посёлка у станции Вековка — менее 1000 человек. Большинство пассажиров, прибывающих на эту станцию, используют её только как пересадку и продолжают путь в направлении Мурома или Москвы. Я тоже прибывал на эту станцию десятки раз — но сейчас впервые не продолжаю отсюда путь на поезде.
Кратковременно объезжаю посёлок, спрашиваю дорогу на Степаново. Как и ожидалось, она представляет собой лесную «грунтовку», по которой ездят на полноприводных автомобилях. Дорога трудная для велосипеда, но всё-таки ехать по ней можно. Этому способствует наличие пешеходной тропы, протоптанной параллельно автомобильной колее. В автомобильной колее велосипед увязает.
Перед Степаново начинается асфальт. В деревне Степаново официально проживает два человека, но реально здесь около полусотни обитаемых домов — деревня не выглядит депрессивной и заброшенной.
От Степаново до Тумы еду целиком по асфальту — к некоторой неожиданности, он присутствует везде. Закупаю продукты в Уляхино. В Великодворье — купание в пруду, ночёвка под железнодорожным мостом (линия Владимир — Окатово — Тумская) к северу от станции.
Я рассчитывал доехать в этот день до Тумы, а на следующий день к позднему вечеру вернуться в Москву. Но возможности езды ограничены. Длительная велосипедная езда — процесс тяжёлый. Считается, что за день можно проезжать на велосипеде до 150 километров. Это примерно равнозначно дневному пешему переходу длиной 50 километров (скорость пешехода — 5 км/час, скорость велосипедиста — 15 км/час).
Но и после 50 километров пешком, и после 150 километров на велосипеде чувствуешь себя неподвижным «мешком с костями» и возвращаешься в нормальное состояние несколько дней. При многодневном движении максимум — 40 километров в день пешком или 120 километров на велосипеде, хотя и это — очень большая нагрузка и серьёзно сказывается на последующем состоянии.
Личный рекорд езды на велосипеде я поставил в 1994 году (в возрасте 13 лет), проехав за один день около 140 километров, от Клина до Волоколамска и дальше по Волоколамскому району. Но это была разовая однодневная поездка.
Утром 16 августа преодолеваю неприятный участок магистральной автодороги от Великодворья до Тумы. Вот и хорошо знакомая Тума — крупное старинное русское село, где до недавнего времени действовали две узкоколейные железные дороги. Кроме Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги, здесь находилась узкоколейная железная дорога Тумского кирпичного завода.
Узкоколейную железную дорогу Тумского кирпичного завода я успел проездить в 2006 году. В 2009 году она была разобрана. Кирпичный завод тем не менее остаётся действующим. На его территории сохранились рельсовые пути для вагонеток (не являющиеся узкоколейной железной дорогой).
В конторе завода беседую с директором, Татьяной Калининой, которая помнила меня по предыдущему приезду. Узнаю о чрезвычайно неординарном факте: оба имевшихся на Тумском кирпичном заводе тепловоза, ТУ8-0339 и ТУ6А-3659, в декабре 2010 года были вывезены в город Выкса Нижегородской области. Их купили выксунские предприниматели, одержимые целью восстановить в Выксе прогулочную узкоколейную железную дорогу. Тепловозы взяли точно не для установки в виде памятников: ТУ6А-3659 должен служить источником запчастей. В Выксу были отправлены также рельсы (но не все два километра).
Похоже, в России скоро случится удивительное событие: строительство узкоколейной железной дороги. Загадочная группа из Выксы — точно не аналог «ШУЖД»: они уже заплатили огромные деньги за тепловозы и их доставку, так что планы действительно серьёзные! Нужно ехать в Выксу...
У здания локомотивного депо Тумская я вижу рельсы Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги — здесь они ещё не сняты. Насколько можно было видеть через мутные оконные стёкла, тепловозы всё ещё стоят в депо. Напротив вокзала стоит снегоочиститель, который только что был покрашен. Его планируется установить как памятник.
Немногим западнее вокзала путь обрывается. Насыпь местами разворочена, местами — укатана автомобилями, и уже трудно было бы догадаться, что недавно здесь ходили поезда. Всё ещё горят красным светом предвходной и входной светофоры со стороны Гуреевского, которые теперь могут «регулировать» разве что автомобильное и пешеходное движение.
Примечательно, что в Закарпатье, которое считается бедным и проблемным регионом, не дают разбирать недействующую узкоколейную железную дорогу Иршава — Кушница, которая не работает уже более 15 лет, имеет множество разрывов и не пригодна ни для какого движения (в отличие от узкоколейной железной дороги Тумская — Голованова Дача, которая до последнего дня пригодна для движения). К тому же Боржавская узкоколейная железная дорога (Закарпатье) везде дублируется автодорогой. Но снимать ржавые рельсы нельзя!
Увы, никто не смог остановить «пид#ров из ПИДа» (если кто-то не знает: официальный символ ОАО «Российские железные дороги» представляет собой стилизованные латинские буквы «PID»). «ПИД#ры» сделали своё грязное дело: они убили узкоколейную железную дорогу. Мои чувства — наверное, как чувства советского солдата при виде зверств нацистских оккупантов. Ничего, ублюдкам воздастся по делам их...
Мысленно воздав проклятия нелюдям, уничтожающим Родину, я съехал на асфальт — двигаться по развороченной насыпи невозможно. Проезжаю по оживлённой автодороге несколько километров и сворачиваю на Гуреевский. Перебрасываюсь парой слов с обитателями дома С.А. Никулина (сам С.А. Никулин только что уехал на автомобиле). Прямо у дома С.А. Никулина начинаются рельсы, которые тянутся почти до Головановой Дачи.
Расстояние от Гуреевского до Головановой Дачи — 24 километра. Пешком этот участок был бы пройден максимум за 5 часов, но из-за наличия велосипеда его пришлось преодолевать почти восемь часов! Вскоре стала разваливаться обувь, пришлось идти босиком: лучше идти босиком здесь, чем остаться без обуви в городе.
На рельсах присутствует слабый накат — от дрезины и тележки С.А. Никулина. У деревни Артёмово (на картах в этом месте обозначен остановочный пункт 9 км, хотя фактически это 8-й километр) осматриваю знакомую казарму (жилой дом железнодорожников). Казарма разделена на две половины, в ней когда-то проживали две семьи. «Левая» половина заброшена уже давно, а последняя жительница «правой» половины, Валентина Лукьяновна Петрикова, по всей видимости, скончалась недавно. Двери в её часть казармы открыты, но внутри сохранились почти все вещи, которые были здесь при её жизни — унесли только самое ценное. В комнатах разбросаны письма и старинные семейные фотографии, на стенах ещё висят иконы и портрет земляка-поэта Есенина. Впечатление очень мрачное.
На бывшей станции Курша в 2004 году имелось несколько жилых домов. Все они сгорели «дымным» летом 2010 года. От Курши остались только «памятники» — печные трубы.
За два километра до Головановой Дачи начались следы активности «разбиральщиков»: рельсы местами уже разрезаны, всюду сняты накладки. Попалась съёмная тележка и лежащие рядом с ней баллоны с газом для сварочных аппаратов, с помощью которых режут рельсы. Самих «разбиральщиков» не было: время вечернее.
Примерно за 500 метров до Головановой Дачи рельсы оборвались, дальше — развороченная насыпь. Как оказалось, разборку ведут со стороны Голованово. Рельсы утаскивают тяжёлой тракторной техникой в Голованово, где находится база «разбиральщиков» (вроде бы они прибыли с Украины). Как ни странно, на самой станции Голованова Дача сняты ещё не все пути.
Вокзал станции Голованова Дача представляет собой руины. Его разрушили по указанию ОАО «РЖД» весной 2011 года. Снятие рельсов имеет логическую причину: обогащение на продаже металлолома. А разрушение вокзала не имеет никаких логических причин. Это сделали только для того, чтобы нагадить, чтобы ещё раз плюнуть в душу всем людям, любящим свою страну.
Голованово было и остаётся глухой деревней, слабо связанной с внешним миром. Впрочем, значительная часть населения — дачники из Рязани. На полноприводном автомобиле проехать сюда легко, без полноприводного автомобиля здесь делать нечего. Хорошо, что я не стал реализовывать мечту о приобретении здесь дома, понимая, что рано или поздно с узкоколейной железной дорогой случится то, что сейчас случилось...
Из Голованово решаю отправиться в Деулино, как и в 1996 году. Оказалось, что тащить велосипед после Голованово ещё сложнее, чем на участке Гуреевский — Голованово!
Грунтовая лесная дорога Деулино — Голованово без проблем проезжается на «Нивах» и «УАЗах». Но на велосипеде здесь не только невозможно ехать — но и вручную перемещать его по песку можно, прилагая огромные усилия! Местами скорость составляла 3 километра в час!!!
Кое-где было бы проще нести велосипед, чем пытаться катить его. Без велосипеда здесь можно было бы идти с нормальной пешеходной скоростью, не прилагая усилий. Это никчёмный груз, который тащить тяжёло и бросить жалко.
Когда наступила полная темнота, раскладываюсь на ночёвку. За полтора часа борьбы с песком удалось преодолеть лишь километра четыре. К моему удивлению, по вязкому песку среди ночного леса на большой скорости в сторону Голованово пронеслась «Нива». Вероятно, это рязанские дачники, добирающиеся в Голованово кратчайшим путём.
Преодолеваю почти 20 километров, таща велосипед на себе. Иногда встречались участки с более или менее твёрдым песком, где удавалось немного проехать — но такие «просветы» были короткими. Лишь за 3 километра до Деулино началась спасительная «бетонка».
Деулино — крупное село со всеми благами цивилизации. Встречаются роскошные новые дома, построенные зажиточными рязанцами. Отсюда в сторону Рязани ведёт хорошая асфальтированная дорога (в 1996 году она ещё была частично грунтовой). Проехав по асфальту до окрестностей Приозёрного, сворачиваю на «грунтовку», ведущую кратчайшим путём в Приозёрный.
Осматриваю торфобрикетный завод и восстановленную в 2010 году узкоколейную железную дорогу. Непродолжительное купание на Сегденском озере. Затем еду в Рязань через Заборье, Солотчу, Поляны и Шумашь, стараясь минимизировать пребывание на магистральной автодороге.
Южнее моста через Оку у Рязани — непродолжительное купание в Ореховом озере. Затем — центр Рязани, улица Бирюзовая, и наконец — станция Дягилево на северо-западной окраине Рязани. Едва живой после тяжёлого переезда, оказываюсь на платформе за две минуты до того момента, когда по расписанию должен был прибывать электропоезд на Москву. Впрочем, электропоезд задержался на 30 минут.
Итог поездки: как выясняется, велосипед в неоднодневных экспедициях использовать не целесообразно. Это не принесёт ничего хорошего. Я потратил в разы больше усилий и существенно больше времени, чем в том случае, если бы отправился в экспедицию пешком и прошёл бы 60 километров от Тумы до Голованово и назад. Вероятно, я нанёс ущерб здоровью — «разбитое» состояние на много дней, без велосипеда такого не было бы. Велосипед — это носимый груз, передвигаться на нём по лесным дорогам во многих случаях невозможно!
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3698710 — 901 фотография, сделанная в ходе поездки
19.08.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога»