ID: 2111
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СОКОЛЬСКОГО ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОГО КОМБИНАТА
180
Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат находится в городе Сокол Вологодской области.
Местонахождение комбината — восточная окраина города, левый берег реки Сухоны.
Завод связан подъездным путём широкой колеи со станцией Печаткино на железнодорожной магистрали Вологда — Коноша.
Не следует путать Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат с Сухонским целлюлозно-бумажным комбинатом. Он тоже находится в городе Соколе, на левом берегу реки Сухоны, но на противоположной, западной окраине, в 5 километрах от Сокольского целлюлозно-бумажного комбината. Между двумя предприятиями — обширная территория с жилой застройкой. Два предприятия никак не связаны друг с другом.
В ведении Сокольского целлюлозно-бумажного комбината находится узкоколейная железная дорога. До 1997 года она составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Сухонского торфопредприятия, которая соединяла город Сокол с посёлком Торфяное и близлежащим торфомассивом. В 1997 году узкоколейная железная дорога от Сокольского целлюлозно-бумажного комбината до торфомассива была разобрана.
Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат — одно из старейших промышленных предприятий региона. Отсчёт его истории ведётся с 1897 года.
Цитата из публикации на официальном сайте города Сокола (http://www.sokoladm.ru/?razdel=gorod&p=gorod_geografy)
В день вешнего Николы, 9 (22) мая 1897 года заложен первый камень фундамента здания целлюлозного производства. С тех пор праздник Николы стал считаться фабричным. Под руководством бельгийских специалистов фабрика строилась быстро и уже в декабре 1899 года стали работать первая бумагоделательная машина производительностью около десяти тонн бумаги в сутки и шесть варочных котлов. Построены котельная и лесопильный завод.
В музее комбината хранится фотография Сурковской фабрики 1900 года. Она опубликована и в книге Н.Пашичева и С.Дмитриева «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат». С этой маленькой фабрики начинается зарождаться промышленность и будущий город. 19 декабря считается днем основания фабрики «Сокол». В 1903 году установлена вторая бумагоделательная машина и пущена турбина мощностью 500 киловатт. Впоследствии, в 1920 году эту машину обменяли на муку и изюм в «хлебном» городе Ташкенте.
В 1943 году была построена узкоколейная железная дорога для доставки на Сокольский ЦБК топливного торфа из Михалёвского торфомассива.
Цитата из публикации «Всё для фронта... (1941-1945 годы)» (http://gorodsokol.ru/index.php?id=history&id_hist=4)
Самоотверженным трудом строится узкоколейная железная дорога с Михалевского болота и 25 июля 1943 года по ней отправлены первые вагоны с топливным торфом.
Протяжённость узкоколейной железной дороги на торфомассив соствляла около 10 километров. У торфомассива возник посёлок торфяников Торфяное. Было создано Сухонское торфопредприятие, оно считалось подразделением Сокольского ЦБК. На протяжении нескольких десятилетий по узкоколейной железной дороге на Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат доставлялось торфяное топливо.
Добыча торфа прекратилась в начале 1990-х годов. Это привело к прекращению перевозок по торфовозной линии узкоколейной железной дороги.
По состоянию на май 1997 года (первая поездка автора транзитом через город Сокол), рельсовый путь на торфовозной линии в черте города лежал. Но движения по нему уже не было.
Ориентировочно в конце 1997 года узкоколейная железная дорога от территории комбината до торфомассива была разобрана. Однако внутри территории Сокольского целлюлозно-бумажного комбината узкоколейная железная дорога продолжила активно работать.
Автор побывал здесь 12 августа 2008 года. По состоянию на тот момент, узкоколейная железная дорога на Сокольском целлюлозно-бумажном комбинате действовала.
Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги в августе 2008 года составляла около 2 километров. Узкоколейная железная дорога считалась частью оборудования лесной биржи Сокольского целлюлозно-бумажного комбината.
На комбинате имеется Железнодорожный цех. Однако узкоколейная железная дорога не имеет к нему никакого отношения. Железнодорожный цех обслуживает заводские железнодорожные линии широкой колеи, пролегающие внутри территории комбината и соединяющие его со станцией Печаткино на магистральной железнодорожной линии общего пользования Вологда — Коноша.
Назначение узкоколейной железной дороги — доставка древесины от лесной биржи к одному из цехов в западной части территории комбината.
Депо находится на территории лесной биржи (восточная часть территории комбината). Вблизи депо в августе 2008 года находился разграбленный тепловоз ТУ7-276(?)Х без двигателя, со снятыми дверями капота.
В депо находились следующие локомотивы и снегоочистители: ТУ7Р-0096, ТУ7-2384 (в разграбленном состоянии), ТУ8-0421, ТУ8-0423 (в «условно рабочем» состоянии, однако уже давно не использовались), ТУ8Г-0012 (единственный используемый локомотив). Всюду уложены легковесные рельсы (Р24 и более лёгкие). Состояние пути практически повсеместно плохое. Порой остаётся только удивляться, каким образом узкоколейная железная дорога ещё работает.
Имелся плужный снегоочиститель (судя по внешнему виду — в нерабочем состоянии). Со слов машиниста, очистка путей от снега производилась трактором, а также вручную с помощью лопат.
Состояние пути и общий крайне депрессивный облик узкоколейной железной дороги (при том, что комбинат нормально работает) — всё это вызывало уверенность в том, что узкоколейная железная дорога в близком будущем будет разобрана. Скорее всего, перевозки здесь будут переведены на автомобильный транспорт. Однако сроки перевода в августе 2008 года не были определены.
Узкоколейная железная дорога на всём протяжении пролегает по огороженной и строго охраняемой территории. Мне удалось оформить пропуск для прохода на неё, но для этого пришлось приложить немало усилий.
Обсуждение поездки в 2008 году: http://ru-uzd.livejournal.com/49953.html
Состояние узкоколейной железной дороги на 2012 год не выяснено. С равной вероятностью можно предполагать, что узкоколейная железная дорога действует, либо что узкоколейная железная дорога разобрана.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)
30.06.2012 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»
на главную страницу
Не следует путать Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат с Сухонским целлюлозно-бумажным комбинатом. Он тоже находится в городе Соколе, на левом берегу реки Сухоны, но на противоположной, западной окраине, в 5 километрах от Сокольского целлюлозно-бумажного комбината. Между двумя предприятиями — обширная территория с жилой застройкой. Два предприятия никак не связаны друг с другом.
В ведении Сокольского целлюлозно-бумажного комбината находится узкоколейная железная дорога. До 1997 года она составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Сухонского торфопредприятия, которая соединяла город Сокол с посёлком Торфяное и близлежащим торфомассивом. В 1997 году узкоколейная железная дорога от Сокольского целлюлозно-бумажного комбината до торфомассива была разобрана.
Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат — одно из старейших промышленных предприятий региона. Отсчёт его истории ведётся с 1897 года.
Цитата из публикации на официальном сайте города Сокола (http://www.sokoladm.ru/?razdel=gorod&p=gorod_geografy)
В день вешнего Николы, 9 (22) мая 1897 года заложен первый камень фундамента здания целлюлозного производства. С тех пор праздник Николы стал считаться фабричным. Под руководством бельгийских специалистов фабрика строилась быстро и уже в декабре 1899 года стали работать первая бумагоделательная машина производительностью около десяти тонн бумаги в сутки и шесть варочных котлов. Построены котельная и лесопильный завод.
В музее комбината хранится фотография Сурковской фабрики 1900 года. Она опубликована и в книге Н.Пашичева и С.Дмитриева «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат». С этой маленькой фабрики начинается зарождаться промышленность и будущий город. 19 декабря считается днем основания фабрики «Сокол». В 1903 году установлена вторая бумагоделательная машина и пущена турбина мощностью 500 киловатт. Впоследствии, в 1920 году эту машину обменяли на муку и изюм в «хлебном» городе Ташкенте.
В 1943 году была построена узкоколейная железная дорога для доставки на Сокольский ЦБК топливного торфа из Михалёвского торфомассива.
Цитата из публикации «Всё для фронта... (1941-1945 годы)» (http://gorodsokol.ru/index.php?id=history&id_hist=4)
Самоотверженным трудом строится узкоколейная железная дорога с Михалевского болота и 25 июля 1943 года по ней отправлены первые вагоны с топливным торфом.
Протяжённость узкоколейной железной дороги на торфомассив соствляла около 10 километров. У торфомассива возник посёлок торфяников Торфяное. Было создано Сухонское торфопредприятие, оно считалось подразделением Сокольского ЦБК. На протяжении нескольких десятилетий по узкоколейной железной дороге на Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат доставлялось торфяное топливо.
Добыча торфа прекратилась в начале 1990-х годов. Это привело к прекращению перевозок по торфовозной линии узкоколейной железной дороги.
По состоянию на май 1997 года (первая поездка автора транзитом через город Сокол), рельсовый путь на торфовозной линии в черте города лежал. Но движения по нему уже не было.
Ориентировочно в конце 1997 года узкоколейная железная дорога от территории комбината до торфомассива была разобрана. Однако внутри территории Сокольского целлюлозно-бумажного комбината узкоколейная железная дорога продолжила активно работать.
Автор побывал здесь 12 августа 2008 года. По состоянию на тот момент, узкоколейная железная дорога на Сокольском целлюлозно-бумажном комбинате действовала.
Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги в августе 2008 года составляла около 2 километров. Узкоколейная железная дорога считалась частью оборудования лесной биржи Сокольского целлюлозно-бумажного комбината.
На комбинате имеется Железнодорожный цех. Однако узкоколейная железная дорога не имеет к нему никакого отношения. Железнодорожный цех обслуживает заводские железнодорожные линии широкой колеи, пролегающие внутри территории комбината и соединяющие его со станцией Печаткино на магистральной железнодорожной линии общего пользования Вологда — Коноша.
Назначение узкоколейной железной дороги — доставка древесины от лесной биржи к одному из цехов в западной части территории комбината.
Депо находится на территории лесной биржи (восточная часть территории комбината). Вблизи депо в августе 2008 года находился разграбленный тепловоз ТУ7-276(?)Х без двигателя, со снятыми дверями капота.
В депо находились следующие локомотивы и снегоочистители: ТУ7Р-0096, ТУ7-2384 (в разграбленном состоянии), ТУ8-0421, ТУ8-0423 (в «условно рабочем» состоянии, однако уже давно не использовались), ТУ8Г-0012 (единственный используемый локомотив). Всюду уложены легковесные рельсы (Р24 и более лёгкие). Состояние пути практически повсеместно плохое. Порой остаётся только удивляться, каким образом узкоколейная железная дорога ещё работает.
Имелся плужный снегоочиститель (судя по внешнему виду — в нерабочем состоянии). Со слов машиниста, очистка путей от снега производилась трактором, а также вручную с помощью лопат.
Состояние пути и общий крайне депрессивный облик узкоколейной железной дороги (при том, что комбинат нормально работает) — всё это вызывало уверенность в том, что узкоколейная железная дорога в близком будущем будет разобрана. Скорее всего, перевозки здесь будут переведены на автомобильный транспорт. Однако сроки перевода в августе 2008 года не были определены.
Узкоколейная железная дорога на всём протяжении пролегает по огороженной и строго охраняемой территории. Мне удалось оформить пропуск для прохода на неё, но для этого пришлось приложить немало усилий.
Обсуждение поездки в 2008 году: http://ru-uzd.livejournal.com/49953.html
Состояние узкоколейной железной дороги на 2012 год не выяснено. С равной вероятностью можно предполагать, что узкоколейная железная дорога действует, либо что узкоколейная железная дорога разобрана.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)
30.06.2012 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»
на главную страницу