Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 1973

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПОТЬМА — БАРАШЕВО

887
Железнодорожная линия Потьма — Барашево. Местонахождение: Зубово-Полянский и Теньгушевский районы республики Мордовия в составе Российской Федерации.
Протяжённость: 55 километров от станции Потьма до станции Барашево. Плюс 8 километров Шалы — Лесной. Неофициальные названия: «Потьминская железная дорога» («Потьминская ветка»), «Явасская железная дорога», «Лагерная ветка».
Главной станцией железнодорожной линии являлась станция Явас.
Железнодорожная линия Потьма — Барашево — это место горя, боли и скорби. Речь не о том, что она находится в районе с обилием исправительных колоний. Там уже давно «сидят» те, кто этого «заслужил», и суровые условия для них — справедливое наказание.
Железная дорога, к глубокому прискорбию, была разрушена спятившими ублюдками в 2006-2008 годах. Чудовищный акт, свидетельство вопиющей деградации России, подрыв инфраструктурной целостности, однозначное преступление. К сожалению, варвары остались безнаказанными.
Я здесь побывать до 2006 года не успел, хотя ничто не мешало это сделать. Досада будет преследовать пожизненно.
История железной дороги неотделима от истории «Мордовских лагерей». «Мордовлаг», он же «Темлаг» и «Дубравлаг», возник в 1928 году.
Причиной массового появления исправительных колоний именно в этом районе было наличие здесь незаселённых лесов, расположенных в относительной близости от крупных городов — Москвы, Самары (Куйбышева) и Нижнего Новгорода (Горького). Большие города тогда нуждались в древесине — как «истопной», то есть дровах, так и в качественной древесине для строительства.
25 мая 1931 года был постановлением НКВД СССР было официально образовано Темниковское управление лагерей (Темлаг). Темников — небольшой старинный город к северу от села Барашево. Железной дороги он не имеет и никогда не имел.
Главным видом транспорта на территории исправительных лагерей становилась железная дорога. Начальным пунктом железной дороги была определена станция Потьма на магистрали Москва — Самара. Конечным пунктом стал посёлок Барашево на 55-м километре.
Железная дорога появилась немного раньше «Темлага». По исторической справке, подготовленной жителем Потьмы Юрием Вицукаевым, уже к 1924 году её протяжённость составляла 17 км на север от станции Потьма. В 1925 году строительство железной дороги было продолжено до посёлка Явас. В 1929 году с приходом железной дороги на 55-й километр возник посёлок Барашево.
Строительство велось заключёнными в тяжелейших условиях, почти без механической техники. Вдоль железной дороги строились исправительные лагеря с прилегающими посёлками для «вольного» населения. Среди этих посёлков: Молочница, Сосновка, Леплей, Ударный, Парца, Явас, Шалы, Озёрный, Барашево. Все они имеют одинаковую дату основания, конец 1920-х годов. До появления железной дороги, возможно, ни одного населённого пункта на её трассе не было.
В Явасе было размещено управление лагерей, управление железной дороги и локомотивное депо.
Местность здесь в целом ровная, но в условиях полностью ручного труда строительство было очень напряжённым. Наиболее крупными преградами на трассе железной дороги были реки Виндрей и Явас. Деревянные мосты через них строились исключительно вручную, сваи забивались дубовой «бабкой», перекладины и балки накатывались верёвками.
Изысканием и планировкой местности, а потом и строительством дороги в глубину потьминских лесов руководили инженер-путеец Вячеслав Александрович Соловьёв, прораб Михаил Рафаилович Бубликов. Павел Максимович Щетинкин непосредственно руководил всеми работами по отсылке полотна, укладкой шпал и рельсов. Первый начальник железной дороги — М.Н. Ходукин.
Железная дорога на протяжении всей своей истории была ведомственной. Она не была передана в состав сети общего пользования МПС, хотя вопрос об этом многократно поднимался. Это было очень плохим решением, и привело в итоге к её гибели.
До 1980-х годов железная дорога была единственной связующей нитью в этой частью Мордовии. Активно курсировали грузовые и пассажирские поезда. Завозились различные грузы для Теньгушевского и Темниковского районов, в Барашево была перевалка на автомобильный транспорт.
В Потьме были две станции: на магистральной линии и на «Явасской железной дороге». Станция на магистрали когда-то не являлась глухим «полустанком», как в наши дни — там была длительная стоянка поездов дальнего следования и смена локомотивных бригад.
При покупке билета на ведомственной станции Потьма (неофициально «Потьма-2», «Потьма-Явасская») нужно было предъявить паспорт. При посадке в вагон пассажирского поезда могли спросить цель поездки. Но строго закрытой территорией этот район не был.
Положение изменилось в 1980-е годы, когда параллельно железной дороге от Потьмы до Барашево была построена асфальтированная автодорога. Перевозки стали снижаться.
Но железная дорога — это главный транспорт, автомобили — лишь второстепенный. Без железной дороги полноценное развитие и полноценная жизнь немыслимы.
Пассажирское движение было отменено в 1990-е годы. Но продолжали курсировать рабочие и грузовые поезда. Иногда привозили спецвагоны с «этапом» прибывающих отбывать наказание.
В посёлке Леплей с 1986 года действовала колония для иностранных граждан. В то время иностранцы в СССР были редкостью, но с 1991 года, когда сепаратисты отделили от России половину её пригодной для жизни территории, в какой-то момент «иностранцем» являлся едва ли не каждый четвёртый заключённый. На 2018 год, по официальным данным, их 6 процентов.
Где исправительные колонии — там промышленное производство. Где промышленное производство — там железная дорога. Так должно быть по-нормальному.
Но мудаки, ублюдки, враги Родины в 2006-2008 годах полностью разобрали железную дорогу. Это было сделано «втихую».
В августе 2010 года здесь, как и во многих других районах к востоку от Москвы, происходили массовые лесные пожары. Огонь мог полностью уничтожить посёлки от Потьмы до Барашево. МЧС России постановило отправить пожарные поезда на станции Явас и Барашево. И большой неожиданностью для чиновников было узнать, что таких станций нет, что рельсы заканчиваются в нескольких сотнях метрах от станции Потьма.
Был немалый скандал, получивший огласку в СМИ. Однако преступники должным образом не наказаны, железная дорога не восстановлена.
По состоянию на 2015 год, район по-прежнему является «лагерным». Причём «мордовские зоны» имеют репутацию самых суровых и «жёстких» в России. Множество колоний за пределами крупных городов в последние годы закрыто, но здесь колонии есть и будут.
Без железной дороги — ни нормального производства в колониях, ни нормальной жизни в прилегающих посёлках, ни развития району. Безжелезнодорожье — это мерзость запустения. Но железную дорогу не восстанавливают. Хуже того, местами начинается застройка железнодорожной линии.
http://infojd.ru/dop/poezdka2015sbar.html — описание рабочей экспедиции в августе 2015 года. Тотальная пешая фотодокументация на участке Явас — Молочница.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (БАРАШЕВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЯВАС)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЯВАС,
УЧАСТОК ЯВАС — ПАРЦА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (УЧАСТОК ЯВАС — ПАРЦА, ПАРЦА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (УЧАСТОК ПАРЦА — УДАРНЫЙ, УДАРНЫЙ, УЧАСТОК УДАРНЫЙ — ЛЕПЛЕЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (УЧАСТОК УДАРНЫЙ — ЛЕПЛЕЙ, ЛЕПЛЕЙ, УЧАСТОК ЛЕПЛЕЙ — СОСНОВКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (УЧАСТОК ЛЕПЛЕЙ — СОСНОВКА, СОСНОВКА, МОЛОЧНИЦА, ПОТЬМА)

13.08.2019 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу