ID: 2052

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СВЕТЛОГОРСК — ПРИМОРСК

470
Железнодорожная линия Светлогорск — Приморск находится в Калининградской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 42 километра. Линия однопутная, неэлектрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Калининградская железная дорога.
Линия не действует с 2000 года. По состоянию на 2008 год, она была непригодна для движения.
По состоянию на 2016 год, скорее всего, верхнее строение пути на линии разворовано полностью или почти полностью. Все многочисленные обещание восстановить хотя бы участок Светлогорск — Янтарный оказались ложью. Это — позор для России и для компании «Российские железные дороги».
Железнодорожная линия, как и все прочие железные дороги Калининградской области, строилась до 1945 года, когда здесь была территория Германии.
Названия пунктов в германскую эпоху: Светлогорск — Rauschen, Отрадное — Warnicken, Взморье — Gross Kuhren, Донское — Gross Dirschkeim, Янтарный — Palmnicken, Покровское — Sorgenau, Русское — Germau, Парусное — Gaffken, Приморск — Fischhausen.
По неподтверждённым данным, на участке Фишхаузен — Палмникен (Приморск — Янтарный) всегда была широкая колея (1435 мм, после 1945 года — 1520 мм). Участок Раушен — Палмникен (Светлогорск — Янтарный) изначально был узкоколейным.
Известны старые карты, на которых линия от Раушена в сторону Палмникена показана узкоколейной. Впрочем, на картах в «германские» времена часто смешивали обозначения узкоколейных железных дорог и «облегчённых» ширококолейных железных дорог.
Нельзя исключать, что это единственная узкоколейная железная дорога Калининградской области, доставшаяся от Германии и перестроенная на широкую колею. Все остальные многочисленные узкоколейные железные дороги ликвидированы без замены ширококолейными линиями.
Но более вероятно, что линия стала полностью ширококолейной до 1945 года.
Список станций и остановочных пунктов, отсчёт расстояния от Приморска: Приморск-Новый 0 км, Парусное 6 км, Русское 14 км, Покровское 17 км, Янтарный 19 км, Донское 27 км, Взморье 33 км, Отрадное 38 км, Светлогорск-1 42 км.
Вдобавок к этому — была ещё как минимум одна «километровая» платформа.
На километровых знаках отсчёт расстояния ведётся от Калининграда через Переславское, Пионерский Курорт, Светлогорск.
Путевое развитие имели станции Янтарный и Донское. Главной станцией этого участка была станция Янтарный. Именно ради неё, фактически, существовала линия.
В бывшем Палмникене находится янтарный комбинат, в карьерах которого осуществляется 80 процентов мировой добычи янтаря. Из карьеров вывозился песок.
Было пассажирское движение, маршруты Калининград — Янтарный через Приморск и через Светлогорск, Калининград — Приморск через Янтарный. В последние годы пассажирское движение оставалось только на участке Светлогорск — Янтарный.
По неподтверждённым данным, пассажирское движение было окончательно прекращено в 1998 году, а грузовое движение — в 2000 году.
Цитата из недоступной ныне публикации местного жителя, 2008 год:
Пассажирские поезда на этой линии отменили в 1990-е годы. Где-то в районе 2000 года восстановили на короткое время. Было два поезда в день по маршруту Калининград — Янтарный (от Калининграда-Северного до Пионерского Курорта без остановок).
Первый поезд шёл утром, второй — с Северного вокзала где-то в 15:00. Так что жители Янтарного, работающие в Калининграде, после работы всё равно не могли им воспользоваться.
В 2001 году поезда уже не ходили.
Мне вообще непонятно — в Янтарном и Донском по 6000 жителей, минимум половина из них ездит на работу в Калининград. Как такую кучу народа можно перевезти на автобусах?
Я много раз в рабочие дни пытался съездить в Янтарный — на Северном вокзале в Калининграде залезть в автобус невозможно. Приходилось на электричке доезжать до Светлогорска, оттуда на местных автобусах в Янтарный. А каково местным жителям каждый день так ездить?
Вообще, линия очень интересная. Если железнодорожники не хотят пускать там поезда — пусть хотя бы туры для фанатов на ручных дрезинах сделают. По пути фанаты увидят уникальный вокзал в Отрадном, совмещённый с жилым домом, старинные бетонные и металлические мосты. А ещё высокие насыпи, петля в районе Донского, где линия делает поворот на 180 градусов, карьеры и отвалы в районе Янтарного.

После того, как прошёл последний поезд, линия была прошена на произвол судьбы. Никакого обслуживания путейцами, никакой поддержки в сохранности.
Каждый год давались обещания восстановить движение хотя бы от Светлогорска до Янтарного. Все они оставались ложью.

Публикация из газеты Российских железных дорог «Гудок», 2006 год.

http://www.rzd.ru/wps/portal/pass?STRUCTURE_ID=657&layer_id=3760&id=60493&selectedDate=08-06-2007
08.06.2007
Калининградская железная дорога обсуждает с ведущими турфирмами Калининградской области перспективные планы по организации ретро-маршрутов.
Калининградская железная дорога рассматривает возможность открытия к началу летних пассажирских перевозок 2008 года железнодорожного сообщения на участке Светлогорск-2 — Отрадное, организации ретро-туров на паровой тяге с использованием современного подвижного состава, стилизованного под старину.
КЖД обратилась к ведущим туристическим агентствам региона с информационным письмом, в котором приглашает к сотрудничеству в рамках предлагаемого проекта. В зависимости от желания потенциальных партнеров дорога имеет возможность организовать в вагонах и на станциях маршрутов дополнительные услуги — питание, музыкальное сопровождение, продажу сувенирной продукции.
Если новая услуга будет востребована и ретро-туры станут частью калининградских туристических маршрутов, к 2010 г. возможно полное восстановление законсервированного пути на приморском участке Светлогорск-2 — Янтарный. Пассажиры смогут путешествовать на паровозах по Балтийскому побережью, сообщила служба по связям с общественностью КЖД.

28-29 марта 2008 года я прошёл по линии почти 30 километров — от Приморска до Донского. Проведена тотальная фотодокументация этого участка. Была сделана 461 фотография.
Ночую у деревни Путилово между платформами Парусное и Русское.
К сожалению, сил и времени на тотальную проходку не хватило. Из Донского уезжаю в Светлогорск на пригородном автобусе. Осматриваю тупиковую станцию Светлогорск II (Раушен-Дюне), затем пешком на Светлогорск I и электропоездом в Калининград.
На момент похода в Приморске и Светлогорске стрелочные переводы, связывающие этот участок с сетью железных дорог, были демонтированы. То есть попадание на него подвижного состава исключалось.
Между станциями Приморск и Донское в трёх местах суммарной протяжённостью свыше одного километра рельсы оказались сняты. Почти наверняка они украдены. Там, где рельсы лежат — местами они заросли деревьями.
Калининградская железная дорога заявляет о возможности восстановления этого участка по крайней мере от Светлогорска до Янтарного. Но верится в это с трудом.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (НАЧАЛЬНЫЙ ПУНКТ ЛИНИИ У СТАНЦИИ ПРИМОРСК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕРЕГОН ПРИМОРСК — ЯНТАРНЫЙ, ПАРУСНОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕРЕГОН ПРИМОРСК — ЯНТАРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН ПРИМОРСК — ЯНТАРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН ПРИМОРСК — ЯНТАРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕРЕГОН ПРИМОРСК — ЯНТАРНЫЙ, РУССКОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕРЕГОН ПРИМОРСК — ЯНТАРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕРЕГОН ПРИМОРСК — ЯНТАРНЫЙ, ПЛАТФОРМА ПОКРОВСКОЕ, СТАНЦИЯ ЯНТАРНЫЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (СТАНЦИЯ ЯНТАРНЫЙ, ПЕРЕГОН ЯНТАРНЫЙ — ДОНСКОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕРЕГОН ЯНТАРНЫЙ — ДОНСКОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕРЕГОН ЯНТАРНЫЙ — ДОНСКОЕ, СТАНЦИЯ ДОНСКОЕ,
ОКРЕСТНОСТИ СТАНЦИИ СВЕТЛОГОРСК I — ПРИМЫКАНИЕ ЛИНИИ К ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ПУТИ)

09.01.2017 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу