ID: 2126

ВОЛЧАНСКИЙ ТРАМВАЙ

217
Волчанский трамвай — нетипичная трамвайная система, расположенная в городе Волчанске Свердловской области. Главная особенность и достопримечательность города, благодаря которой он достаточно известен в России и мире.
Волчанск — небольшой город, расположенный у станции Лесная Волчанка на железнодорожной линии Серов — Бокситы — Черёмухово. Название совпадает с городом в Харьковской области, на железнодорожной линии Белгород — Купянск.
Отсчёт истории города ведётся с появления деревни Волчанка в 1850-е годы. В 1902 году здесь началась добыча угля для Богословского медеплавильного завода. Объём добычи был небольшим. Затем угольные шахты были надолго остановлены.
В 1942 году началась разработка первого угольного разреза. С 1944 года на нём ведётся массовая добыча угля. До 1960 года появилось ещё пять угольных разрезов.
В 1956 году посёлок Волчанка был преобразован в город Волчанск. Пиковая численность населения была в 1959 году — 25 тысяч жителей. Дальнейшее снижение численности населения отчасти связано с механизацией работ на разрезах и меньшей потребностью в рабочих местах. В 1990 году было 14 тысяч жителей, в 2010 году — 10 тысяч жителей, в 2016 году — 9 тысяч жителей.
В пятнадцати километрах от южной части Волчанска находится город Карпинск, до 1933 года Богословск, до 1941 года Угольный. Самая первая трамвайная система Северного Урала возникла именно в нём. Дата открытия — 26 июня 1946 года.
31 декабря 1951 года началось трамвайное движение в Волчанске, на тот момент ещё посёлке Волчанка. Крайне редкий и нетипичный случай открытия трамвайного движения в населённом пункте без статуса города.
Интересно, что трамвай в Краснотурьинске, который больше Карпинска и Волчанска, был открыт позднее — в 1954 году. А в Серове (Надеждинске), самом большом городе и неофициальной столице Северного Урала, трамвая нет и никогда не было.
Карпинск, как и Волчанск — «угольный» город. Более старый и более крупный, чем Волчанск. В 1953 году была открыта крайне нетипичная для СССР междугородная трамвайная линия Карпинск — Волчанск. Сеть стала единой. В трамвайном вагоне пассажиры ехали пятнадцать километров по глухому лесу.
Междугородная линия Карпинск — Волчанск была закрыта в 1965 году. Изначально было объявлено, что это временная мера, связанная с необходимостью переместить гигантский шагающий экскаватор из Карпинска в Волчанск. Экскаватор передвигали по автодороге, проложенной параллельно трамвайной линии. Опоры контактной сети препятствовали его движению, и их пришлось убрать.
Трамвайную линию не восстановили. Постепенно она была полностью разобрана. Хотя в книге о Свердловской области, изданной в 1980-е годы, когда местным руководителем был Б. Н. Ельцин, я читал упоминание этой линии как действующей и как местной гордости.
Трамвайная сеть непосредственно в Карпинске действовала вплоть до 1994 года в виде кольца по городским улицам. В октябре 1994 года движение остановилось. В дальнейшем линию разрушили, подвижной состав порезали.
В Волчанске трагического сценария удалось избежать. В 1994 году была закрыта линия на «Разрез №5», крайняя южная часть сети. Но оставшийся участок между двумя жилыми частями города продолжил работать. Постепенно он стал получать всё большую известность как очень нетипичный объект.


Трамвайная линия в Волчанске на карте масштаба 1:100 000, изданной в 1981 году. В оригинале карты была
обозначена не полностью. Линии, закрытые в 1965 и 1994 годах, не показаны. Обозначенные на карте
«УЖД» — ошибка картографов, в действительности это карьерные пути широкой колеи.

Состояние Волчанского трамвая на 2010 год
Система, во многом сходная с Краснотурьинским трамваем. Однако в отличие от промышленного Краснотурьинска с огромным Богословским алюминиевым заводом и девятиэтажными домами, Волчанск  — небольшой городок, в обеих частях — суммарно 10 000 жителей. И сам по себе факт наличия в нём трамвая удивителен.
Трамвай — символ города. Вплоть до того, что ему предлагают альтернативное название «Трамвайск».
Именно благодаря трамваю Волчанск известен, по крайней мере, среди неравнодушных к железной дороге во всём мире. Сюда многократно приезжали иностранные «фанаты» железных дорог.
Так называемый «кризис» 2008 года, по данным на 2010 год, поставил дальнейшее функционирование Волчанского трамвая под угрозу. Несмотря на то, что почти каждый житель этого города готов сделать всё возможное для сохранения главного городского символа, трамвайная система находится под серьёзной угрозой.
В Волчанске имеется одна трамвайная линия длиной около 8 километров. Линия полностью однопутная, разъездов нет.
В лучшие времена трамвайной сети, конечно же, промежуточное путевое развитие было. Все разъезды демонтированы в разное время, последний — в 2006 году. Необычный факт: в документах трамвайного хозяйства разъезды назывались «по-шахтному»  — разминовки.
Линия соединяет две обособленные части города — южную (Южная Волчанка или Южный посёлок) и северную, она же Лесная Волчанка.
Между двумя обособленными частями города трамвайная линия пролегает среди леса и лугов. Местность может показаться очень глухой. Хотя впечатление обманчивое — рядом находятся действующие угольные разрезы.
Волчанск на спутниковых снимках
На линии работает один трамвайный вагон. Интервал движения составляет 1 час. Отправление первого поезда от депо в 7:05, последнего — в 23:05. Расписание движения поездов не вывешено — почти все местные жители его помнят. С мая 2010 года из-за нехватки средств отменены все поезда с 10 до 16 часов. Время движения по линии — около 30 минут.
Трамвайное депо находится в южной части города, вблизи административного здания Волчанского угольного разреза. Здание депо более крупное, чем в Краснотурьинске. Оно вмещает два вагона.
Парк подвижного состава избыточен для существующих объёмов движения: 5 вагонов, в том числе новые. Самый новый вагон 71-619КТ (КТМ-19) производства Усть-Катавского вагоностроительного завода был получен в январе 2008 года.
Основным используемым вагоном, по состоянию на 2010 год, был вагон 71-608КМ (КТМ-8) постройки 2000 года с «бортовым» номером 1. Изначально на нём была надпись: «Подарок губернатора Свердловской области Э. Э.  Росселя». Вагону дали прозвище «Россель».
В отличие от Краснотурьинска, в Волчанске нет вагона-снегоочистителя. Путь приходится чистить трактором.
Непривычно видеть на новых трамвайных вагонах дуговой токоприёмник (бугель), вместо традиционного для новых вагонов пантографа. Все трамвайные вагоны в Волчанске, как и в Краснотурьинске, имеют бугель, а не пантограф.
Причина — состояние контактной сети оставляет желать лучшего. Пантограф более требователен к качеству контактной сети и в связи с этим для Волчанского трамвая непригоден.
Опоры контактной сети почти повсеместно деревянные на железобетонном основании. Кроме небольшого участка по центру улицы и редких металлических опор на Лесной Волчанке. В Краснотурьинске за пределами центральной части улиц то же самое.
Состояние Волчанского трамвая на 2016 год
Ситуация плохая до крайности. Остался один исправный вагон. Только один вагон, тот самый «Россель». Заменить его нечем. Остальные вагоны неисправны и не поддаются ремонту своими силами.
Вопреки всему движение продолжается. Четыре пары поездов утром и шесть пар вечером.
Добыча угля на последнем угольном разрезе города Волчанска прекратилась в 2015 году. Статус города угольщиков  — теперь уже история.
Поездка автора, 22 июля 2010 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2010lvkpa.html)
Прибываю в Волчанск автостопом из Краснотурьинска. Обследование трамвая начинается недалеко от депо.
Территория депо, в отличие от Краснотурьинска — обширная, как в крупных городах. Но большая часть этой территории — заросли кустарника. Есть старые вагоны, представляющие историческую ценность.
От конечной остановки у депо двигаюсь трамвайным вагоном 71-608 (KTM-8) с «бортовым» номером 1 на противоположный край линии  — в Лесную Волчанку.
Билеты для проезда в Волчанском трамвае — оригинальные, не сходные со стандартными билетами Краснотурьинска. Но изначально были напечатаны, скорее всего, для другого города.

Билет для проезда в Волчанском трамвае, 2010 год.

Фотографирую линию через заднее стекло вагона. От северной конечной станции «Лесная Волчанка» — пешая фотодокументация на небольшом участке. Через час фотографирую тот же вагон с «бортовым» номером 1. Далее — автостопом в сторону Ивделя.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ЮЖНЫЙ ПОСЁЛОК, ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ДВИЖЕНИЕ ПО ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ДВИЖЕНИЕ ПО ЛИНИИ, СЕВЕРНАЯ КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «ЛЕСНАЯ ВОЛЧАНКА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ЛЕСНАЯ ВОЛЧАНКА)

15.01.2017 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу