ID: 2349
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СПИЧЕЧНОЙ ФАБРИКИ «ПОБЕДА» (СЕЛО ВЕРХНИЙ ЛОМОВ)
388
Спичечная фабрика «Победа» находится в селе (до 1920-х годов — городе) Верхний Ломóв, расположенном в Нижнеломовском районе Пензенской области. Она является главным предприятием Верхнего Ломова. В ведении спичечной фабрики находится
узкоколейная железная дорога, предназначенная для технологических грузовых перевозок между лесобиржей и основной территорией фабрики.
Спичечная фабрика основана в 1858 году. По информации от Евгения Авдонина, наиболее вероятная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1942 год. Её появление было связано с тем, что в Верхний Ломов было эвакуировано оборудование спичечной фабрики «Везувий» из оккупированного немцами города Могилёва. Объём производства увеличился на фоне острой нехватки угля в стране.
В связи с дефицитом топлива возникла необходимость связать фабрику с месторождением топливного торфа, находящимся в 4 километрах от Верхнего Ломова, у хутора Заречный.
На протяжении примерно 30 лет основной функцией узкоколейной железной дороги была перевозка торфа. В конце 1950-х годов главная линия была продлена примерно на 3 километра — до более дальнего торфомассива, расположенного у села Старая Толковка. Последнее продление было в 1960-е годы — до торфомассива у села Новая Толковка. С момента ввода в действие линии на Новую Толковку протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 14 километров.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1990 году.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1982 году.
Помимо перевозки торфа, на узкоколейной железной дороге выполнялись перевозки леса и других грузов между лесобиржей, расположенной у станции Верхний Ломов широкой колеи, и территорией фабрики. Подъездных путей широкой колеи непосредственно на территории фабрики никогда не было.
Первым работавшим на узкоколейной железной дороге локомотивом был танк-паровоз Фл. Паровоз позднее был установлен в качестве памятника в районном центре — Нижнем Ломове. Позднее поступил газогенераторный мотовоз МУЗг-4, мотовозы МД54-4.
В конце 1974 года добыча торфа вблизи Новой Толковки была прекращена. На участке от лесобиржи в Верхнем Ломове до Новой Толковки узкоколейная железная дорога в последующие годы была разобрана. Одна на участке между лесобиржей и фабрикой узкоколейная железная дорога сохранилась и развивалась.
Вплоть до 1985 года спичечная фабрика использовала в качестве топлива торфобрикеты. Их привозили в Верхний Ломов по широкой колее, перегружали на лесобирже в вагоны узкой колеи ТСВ6А, в которых торфобрикеты поступали на территорию фабрики. В 1985 году основным топливом стал газ, с этого времени вагоны ТСВ6А не использовались.
В 1990 году на узкоколейную железную дорогу поступил тепловоз производства Камбарского машиностроительного завода ТУ8-0397, в 1991 году — ещё один тепловоз ТУ8. До их поступления работали тепловозы ТУ7, которые в 1990-х годах были списаны.
По состоянию на август 2006 года, узкоколейная железная дорога действовала. На ней имелись два исправных тепловоза: ТУ8-0397, неустановленный ТУ8. Перевозился в основном лес от лесобиржи до фабрики. Иногда перевозился также парафин в цистернах — от места перегруза с широкой колеи (на территории лесобиржи) до цеха фабрики. Протяжённость действующего участка узкоколейной железной дороги составляла менее двух километров.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1982 году (увеличенный фрагмент, показан сохранившийся
участок, по состоянию на 2006 год).
Узкоколейная железная дорога более длинная, чем в соседнем Нижнем Ломове. Но работает менее активно.
Сказать что-либо определённое о перспективах узкоколейной железной дороги в 2006 году было трудно. Очевидно, угрозой для неё является не только возможная остановка спичечной фабрики, но и строительство ветки широкой колеи непосредственно на территорию фабрики, в случае чего необходимость существования узкоколейной железной дороги исчезнет.
http://gdclub-penza.narod.ru/v_lomov.htm — материал, посвящённый истории узкоколейной железной дороги, автор — Евгений Авдонин
http://maps.yandex.ru/-/CBeINKYn — местность на спутниковых снимках
ИЗОБРАЖЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)
27.09.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Пензенской области»
на главную страницу
Спичечная фабрика основана в 1858 году. По информации от Евгения Авдонина, наиболее вероятная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1942 год. Её появление было связано с тем, что в Верхний Ломов было эвакуировано оборудование спичечной фабрики «Везувий» из оккупированного немцами города Могилёва. Объём производства увеличился на фоне острой нехватки угля в стране.
В связи с дефицитом топлива возникла необходимость связать фабрику с месторождением топливного торфа, находящимся в 4 километрах от Верхнего Ломова, у хутора Заречный.
На протяжении примерно 30 лет основной функцией узкоколейной железной дороги была перевозка торфа. В конце 1950-х годов главная линия была продлена примерно на 3 километра — до более дальнего торфомассива, расположенного у села Старая Толковка. Последнее продление было в 1960-е годы — до торфомассива у села Новая Толковка. С момента ввода в действие линии на Новую Толковку протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 14 километров.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1990 году.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1982 году.
Помимо перевозки торфа, на узкоколейной железной дороге выполнялись перевозки леса и других грузов между лесобиржей, расположенной у станции Верхний Ломов широкой колеи, и территорией фабрики. Подъездных путей широкой колеи непосредственно на территории фабрики никогда не было.
Первым работавшим на узкоколейной железной дороге локомотивом был танк-паровоз Фл. Паровоз позднее был установлен в качестве памятника в районном центре — Нижнем Ломове. Позднее поступил газогенераторный мотовоз МУЗг-4, мотовозы МД54-4.
В конце 1974 года добыча торфа вблизи Новой Толковки была прекращена. На участке от лесобиржи в Верхнем Ломове до Новой Толковки узкоколейная железная дорога в последующие годы была разобрана. Одна на участке между лесобиржей и фабрикой узкоколейная железная дорога сохранилась и развивалась.
Вплоть до 1985 года спичечная фабрика использовала в качестве топлива торфобрикеты. Их привозили в Верхний Ломов по широкой колее, перегружали на лесобирже в вагоны узкой колеи ТСВ6А, в которых торфобрикеты поступали на территорию фабрики. В 1985 году основным топливом стал газ, с этого времени вагоны ТСВ6А не использовались.
В 1990 году на узкоколейную железную дорогу поступил тепловоз производства Камбарского машиностроительного завода ТУ8-0397, в 1991 году — ещё один тепловоз ТУ8. До их поступления работали тепловозы ТУ7, которые в 1990-х годах были списаны.
По состоянию на август 2006 года, узкоколейная железная дорога действовала. На ней имелись два исправных тепловоза: ТУ8-0397, неустановленный ТУ8. Перевозился в основном лес от лесобиржи до фабрики. Иногда перевозился также парафин в цистернах — от места перегруза с широкой колеи (на территории лесобиржи) до цеха фабрики. Протяжённость действующего участка узкоколейной железной дороги составляла менее двух километров.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1982 году (увеличенный фрагмент, показан сохранившийся
участок, по состоянию на 2006 год).
Узкоколейная железная дорога более длинная, чем в соседнем Нижнем Ломове. Но работает менее активно.
Сказать что-либо определённое о перспективах узкоколейной железной дороги в 2006 году было трудно. Очевидно, угрозой для неё является не только возможная остановка спичечной фабрики, но и строительство ветки широкой колеи непосредственно на территорию фабрики, в случае чего необходимость существования узкоколейной железной дороги исчезнет.
http://gdclub-penza.narod.ru/v_lomov.htm — материал, посвящённый истории узкоколейной железной дороги, автор — Евгений Авдонин
http://maps.yandex.ru/-/CBeINKYn — местность на спутниковых снимках
ИЗОБРАЖЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)
27.09.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Пензенской области»
на главную страницу