ID: 2551

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ИЗВАРСКОГО ЛЕСОПУНКТА

225
Начальным пунктом узкоколейной железной дороги Изварского лесопункта являлся нижний склад, расположенный на 51-м километре железнодорожной линии широкой колеи Мшинская — Волосово (в данной местности, на участке, составлявшем менее трети от изначальной протяжённости, железная дорога широкой колеи действовала до конца 1990-х годов, в отличие от остальной части, где она была разрушена в 1941-1944 годах и не восстанавливалась).
http://uzd.spb.ru/len02.htm — описание узкоколейной железной дороги (в числе других узкоколейных железных дорог Волосовского леспромхоза) на сайте А. Корсакова
По информации от А. Корсакова, строительство лесовозной узкоколейной железной дороги на 51-м километре железной дороги Мшинская — Волосово началось в конце 1940-х годов. Узкоколейная железная дорога относилась к Изварскому лесопункту (управление — в соседнем селе Извара). Лесопункт первоначально принадлежал «Росглавцентролесу», в 1954 году был передан Волосовскому комплексному леспромхозу.
Первый тяговый подвижной состав на узкоколейной железной дороге — несколько газогенераторных мотовозов МУЗг4. В первые годы использовалась и конная тяга. Основным видом заготовки являлась истопная древесина (дрова), лесопункт в то время был известен под названием Райтоп.
В 1960-х годах на узкоколейную железную дорогу поступили мотовозы МД54-4. Лесопункт перестал заниматься заготовкой дров, протяжённость узкоколейной железной дороги существенно увеличилась. В 1970-х годах поступили тепловозы ТУ6А, затем — один ТУ8 (ТУ8-0383, построен ориентировочно в 1989 году).
В течение некоторого времени (ориентировочно в начале 1980-х годов) узкоколейная железная дорога Изварского лесопункта пересекала Репольскую узкоколейную железную дорогу — её «западную магистраль», проложенную по насыпи разобранной железной дороги широкой колеи Будогощь — Веймарн. По информации от А. Корсакова, пересечение было глухим, то есть пути пересекались, но не имели стрелочных переводов.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1973 году.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной
в 1972 году (основная часть), 1980 году (крайняя восточная часть).
По состоянию на конец 1990-х годов, погрузка леса велась в трёх километрах от нижнего склада на 51-м километре. Остальная часть узкоколейной железной дороги не действовала (возможно, она уже была разобрана). Железнодорожная линия от Волосово до 46-го километра была разобрана, лес перегружался на автомобильный транспорт.
В 2002 году лесопункт был закрыт. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Весь сохранявшийся на тот момент подвижной состав (по информации от А. Корсакова — ТУ8-0383, один мотовоз МД54-4, сцепы, платформы) был вывезен в Реполку.
По состоянию на август 2008 года, место бывшего нижнего склада на 51-м километре представляло собой поляну посреди леса. Ни одного строения там не сохранилось: все немногочисленные строения были деревянными, они сгорели или были разобраны.

Разобранная узкоколейная железная дорога у бывшего переезда (пересечение с автодорогой Волосово — Реполка).
Вид на запад, в сторону лесных массивов.
22.08.2008



Вид из той же точки в противоположном направлении — на восток, в сторону бывшего нижнего склада на 51-м километре.
22.08.2008


10.03.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»
на главную страницу