ID: 2571
ОКТЯБРЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
262
Начальным пунктом Октябрьской узкоколейной железной дороги является посёлок Октябрьский, расположенный вблизи станции Комсомольский на железнодорожной линии Киров — Котлас. Узкоколейная железная дорога принадлежала Мурашинскому леспромхозу, является лесовозной.
Не следует путать Октябрьскую узкоколейную железную дорогу (принадлежность — Мурашинский леспромхоз, местонахождение — Кировская область, Мурашинский район) с другой Октябрьской узкоколейной железной дорогой (принадлежность — Октябрьский леспромхоз, местонахождение — Костромская область, Мантуровский район).
история
В 1928 году на 128 году километре железнодорожной линии Вятка (Киров) — Котлас была построена шпалорезка, начаты лесозаготовки. В 1929 году шпалорезка была перенесена на 125 километр. В этом месте возник посёлок. Скорее всего, первоначально он назывался 125 километр.
В 1935 году на лесозаготовках начали работать первые трактора. Лесопункт на 125 километре был передан Мурашинскому леспромхозу. Лес вывозился в основном зимой, но шпалорезный цех работал круглогодично (производительность составляла до 300 шпал в день)
В 1940 году в лесопункте имелось около четырёхсот рабочих, несколько тракторов и 128 лошадей. Возможно, имелись лёгкие рельсовые пути узкой колеи, предназначенные для перемещения вагонеток конной тягой.
27 декабря 1940 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку было присвоено название Октябрьский.
В 1944 году началось строительство узкоколейной железной дороги. В том же году (?) был открыт первый участок. Позднее на узкоколейной железной дороге появились лесные посёлки 61 квартал и Мирный. На протяжении некоторого времени Октябрьская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Кузюгской узкоколейной железной дорогой.
В 1970 году узкоколейная железная дорога была переведена с паровой тяги на тепловозную тягу. В числе прочих локомотивов, имелся тепловоз ТУ5-003, мотовоз ДМ54-674. В 1970-х годах были выселены лесные посёлки.
В 1990-х годах узкоколейная железная дорога имела наивысшую протяжённость — не менее 120 километров, без учёта временных «усов».
По состоянию на сентябрь 2006 года, узкоколейная железная дорога работает. Расстояние вывоза леса составляет около 60 километров.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ДОКУМЕНТЫ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 09)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 10)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 11)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 12)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 13)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 14)
20.01.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Кировской области»
на главную страницу
Не следует путать Октябрьскую узкоколейную железную дорогу (принадлежность — Мурашинский леспромхоз, местонахождение — Кировская область, Мурашинский район) с другой Октябрьской узкоколейной железной дорогой (принадлежность — Октябрьский леспромхоз, местонахождение — Костромская область, Мантуровский район).
история
В 1928 году на 128 году километре железнодорожной линии Вятка (Киров) — Котлас была построена шпалорезка, начаты лесозаготовки. В 1929 году шпалорезка была перенесена на 125 километр. В этом месте возник посёлок. Скорее всего, первоначально он назывался 125 километр.
В 1935 году на лесозаготовках начали работать первые трактора. Лесопункт на 125 километре был передан Мурашинскому леспромхозу. Лес вывозился в основном зимой, но шпалорезный цех работал круглогодично (производительность составляла до 300 шпал в день)
В 1940 году в лесопункте имелось около четырёхсот рабочих, несколько тракторов и 128 лошадей. Возможно, имелись лёгкие рельсовые пути узкой колеи, предназначенные для перемещения вагонеток конной тягой.
27 декабря 1940 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку было присвоено название Октябрьский.
В 1944 году началось строительство узкоколейной железной дороги. В том же году (?) был открыт первый участок. Позднее на узкоколейной железной дороге появились лесные посёлки 61 квартал и Мирный. На протяжении некоторого времени Октябрьская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Кузюгской узкоколейной железной дорогой.
В 1970 году узкоколейная железная дорога была переведена с паровой тяги на тепловозную тягу. В числе прочих локомотивов, имелся тепловоз ТУ5-003, мотовоз ДМ54-674. В 1970-х годах были выселены лесные посёлки.
В 1990-х годах узкоколейная железная дорога имела наивысшую протяжённость — не менее 120 километров, без учёта временных «усов».
По состоянию на сентябрь 2006 года, узкоколейная железная дорога работает. Расстояние вывоза леса составляет около 60 километров.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ДОКУМЕНТЫ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 09)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 10)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 11)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 12)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 13)
ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 14)
20.01.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Кировской области»
на главную страницу