ID: 2640

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НА УЧАСТКЕ «28 КИЛОМЕТР» МГИНСКОГО КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЯ

116
Участок «28 километр» Мгинского карьероуправления (по состоянию на 2006 год, АО «Кампес») находится в 4 километрах к северу от села Путилово, вблизи берега Ладожского озера. Название дано в связи с местонахождением на соответствующем километре Новоладожского канала.
Территория участка расположена на узкой полосе земли между Староладожским и Новоладожским каналами. Эти каналы строились для пропуска судов от истока реки Нева до устья реки Волхов в обход Ладожского озера, судоходство на котором было небезопасно из-за штормов.
Добыча известняка (плитняка) в этом районе была начата «Обществом Путиловско-Антоновских плитных ломок» в XIX веке. По неподтверждённым данным, в 1871 году были построены рельсовые пути узкой колеи на месторождении, расположенном в стороне от современного «28 километра» — вблизи населённого пункта Нижняя Шальдиха. Вагонетки перемещались конной либо ручной тягой.
Со слов бывших работников участка камнеобработки «28 километр», узкоколейная железная дорога была открыта в 1950 году. Скорее всего, эта информация является неверной — узкоколейная железная дорога обозначена на топографических картах, изданных в 1930-е годы, в 1941 году и в 1942 году.
В 4–5 километрах южнее участка камнеобработки находились известняковые карьеры. Линия узкоколейной железной дороги использовалась для доставки известкового камня на участок камнеобработки, где известняк распиливался на плиты. Готовую продукцию отправляли водным путём.
Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 7 километров. На карьерах имелись «переносные» пути. Тяговый подвижной состав был представлен по меньшей мере тремя мотовозами. Какими — установить не удалось. Позднее поступили 3 тепловоза ТУ6А.
Ориентировочная дата закрытия основного участка узкоколейной железной дороги, соединяющего участок «28 километр» с карьерами — 1975 год. Главной причиной для принятия такого решения, как принято считать, являлось наличие переезда (пересечения с оживлённой автодорогой Ленинград — Новая Ладога). Переезд было решено ликвидировать путём перехода на автомобильную доставку известкового камня, с последующей разборкой узкоколейной железной дороги.
После ликвидации основной части узкоколейной железной дороги ещё долгие годы действовал небольшой участок, расположенный непосредственно на территории «28 километра». Развёрнутая протяжённость пути составляла менее 1 километра. Узкоколейная железная дорога обеспечивала подачу «болванки» (необработанного камня) в камнерезный цех, и вывоз готовой продукции, то есть известняковых плит, из камнерезного цеха к пристани либо к месту перегрузки на автомобили.
По состоянию на 2000 год, на узкоколейной железной дороге работал тепловоз ТУ6А-0394. Имелся один разгромленный тепловоз ТУ6А, как и ТУ6А-0394, являвшийся «старым» (с кузовом, аналогичным кузову тепловоза ТУ4).
В 2003 году либо в 2004 году производство на участке «28 километр» было прекращено. С того времени движения по узкоколейной железной дороге нет.
По состоянию на апрель 2006 года, узкоколейная железная дорога ещё не была разобрана. Но вероятность того, что она когда-либо начнёт действовать, представляется нулевой.
Некоторые участки путей выглядели непригодными для движения. Тепловоз ТУ6А-0394 всё ещё стоял в камнерезном цехе. На территории участка оставалось некоторое количество нереализованной готовой продукции. Участок круглосуточно охранялся сторожами.

Здание камнерезного цеха. За воротами стоит тепловоз ТУ6А-0394.
28.04.2006


Скорее всего, через некоторое время всё имущество камнерезного участка, включая узкоколейную железную дорогу, будет продано в качестве металлолома.

18.01.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»
на главную страницу