ID: 2571

ОКТЯБРЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

225
Начальным пунктом Октябрьской узкоколейной железной дороги является посёлок Октябрьский, расположенный вблизи станции Комсомольский на железнодорожной линии Киров — Котлас. Узкоколейная железная дорога принадлежала Мурашинскому леспромхозу, является лесовозной.
Не следует путать Октябрьскую узкоколейную железную дорогу (принадлежность — Мурашинский леспромхоз, местонахождение — Кировская область, Мурашинский район) с другой Октябрьской узкоколейной железной дорогой (принадлежность — Октябрьский леспромхоз, местонахождение — Костромская область, Мантуровский район).
история
В 1928 году на 128 году километре железнодорожной линии Вятка (Киров) — Котлас была построена шпалорезка, начаты лесозаготовки. В 1929 году шпалорезка была перенесена на 125 километр. В этом месте возник посёлок. Скорее всего, первоначально он назывался 125 километр.
В 1935 году на лесозаготовках начали работать первые трактора. Лесопункт на 125 километре был передан Мурашинскому леспромхозу. Лес вывозился в основном зимой, но шпалорезный цех работал круглогодично (производительность составляла до 300 шпал в день)
В 1940 году в лесопункте имелось около четырёхсот рабочих, несколько тракторов и 128 лошадей. Возможно, имелись лёгкие рельсовые пути узкой колеи, предназначенные для перемещения вагонеток конной тягой.
27 декабря 1940 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку было присвоено название Октябрьский.
В 1944 году началось строительство узкоколейной железной дороги. В том же году (?) был открыт первый участок. Позднее на узкоколейной железной дороге появились лесные посёлки 61 квартал и Мирный. На протяжении некоторого времени Октябрьская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Кузюгской узкоколейной железной дорогой.
В 1970 году узкоколейная железная дорога была переведена с паровой тяги на тепловозную тягу. В числе прочих локомотивов, имелся тепловоз ТУ5-003, мотовоз ДМ54-674. В 1970-х годах были выселены лесные посёлки.
В 1990-х годах узкоколейная железная дорога имела наивысшую протяжённость — не менее 120 километров, без учёта временных «усов».
По состоянию на сентябрь 2006 года, узкоколейная железная дорога работает. Расстояние вывоза леса составляет около 60 километров.

20.01.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Кировской области»
на главную страницу