ID: 2630

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПОДБОРОВЬЕ — КАБОЖА

373
Железнодорожная линия Подборовье — Кабожа пролегает по территории Бокситогорского района Ленинградской области, Чагодощенского района Вологодской области, Хвойнинского района Новгородской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 94 километра. По состоянию на 2006 год, линия является малодеятельной, относится к Волховстроевскому отделению Октябрьской железной дороги.
Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), дата ввода в эксплуатацию участка Подборовье — Тургош, протяжённостью 22 километра — 1913 год, участка Тургош — Чагода (протяжённость 23 километра) — 1926 год, участка Чагода — Кабожа (протяжённость 49 километров) — 1941 год.
Основной целью строительства участка Подборовье — Чагода являлось транспортное обеспечение Чагодощенского стекольного завода. Задержка с вводом в эксплуатацию перегона Тургош — Чагода, скорее всего, вызвана революцией 1917 года и последующей разрухой.

Расписание движения поезда сообщением Ефимовская — Чагода с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).

Участок Чагода — Кабожа был построен в период Великой Отечественной войны в кратчайший срок. Появление этого участка сделало возможной доставку грузов в блокадный Ленинград по направлению Сонково — Подборовье — Тихвин.
По состоянию на 1943 год, линия Подборовье — Кабожа относилась к Северной железной дороге, управление которой в то время находилось в Вологде. Не позднее 1948 года линия была передана Октябрьской железной дороге.

Расписание движения «пассажирско-товарного» поезда сообщением Хвойная — Подборовье на лето 1948 года
(из «Официального указателя пассажирских сообщений»).

В 1975 году была открыта новая станция Горн́ы, построенная на 74-м километре, вдали от населённых пунктов, и подъездной путь от новой станции до механизированных торфоперегружателей. Ранее существовавший разъезд Горны после открытия новой станции был ликвидирован и стал «остановочным пунктом 80 км».
До 1990-х годов одним из основных грузов на железнодорожной линии был торф. Погрузка торфа в вагоны широкой колеи велась вблизи станции Огарёво (станция Перегрузочная узкоколейной железной дороги торфопредприятия «Дедово Поле»), и вблизи станции Горны (станция Перегрузочная узкоколейной железной дороги Кушаверского торфопредприятия).
В 1990-х годах перегруз торфа на широкую колею был прекращён, сократился объём работы стекольных заводов. Были закрыты станции Горны, Приворот и Тургош, разобраны пути к торфоперегрузам.
По состоянию на 2006 год, на линии имелись две промежуточные станции — Чагода и Огарёво (посёлок Сазоново). Вблизи обеих станций находятся стекольные заводы, значительная часть их продукции отправляется потребителям по железной дороге. Объём грузового движения невелик. Курсирует пригородный поезд сообщением Хвойная — Подборовье (ежедневно, 1 пара). Поезд состоит из тепловоза М62 приписки ТЧ-23 Хвойная и одного либо двух пассажирских вагонов. Ранее поезд являлся грузопассажирским, до 2000 года в нём имелись прицепные вагоны до Санкт-Петербурга.
Линия Подборовье — Кабожа получила известность благодаря тому, что на станциях Чагода и Огарёво сохранились действующие семафоры. По состоянию на 2006 год, на линии продолжает использоваться электрожезловая система регулирования движения поездов. Линия неоднократно использовалась для съёмок фильмов с «историческими» эпизодами, по ней пропускались ретро-поезда на паровой тяге.


25.07.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]

назад
на главную страницу