ID: 2837

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

118
Днепропетровский метрополитен находится в городе Днепропетровске (историческое название Екатеринослав) — центре Днепропетровской области, третьем по величине городе Украины. Это один из самых новых и один из самых необычных метрополитенов в пределах бывшего СССР. К сожалению, Днепропетровский метрополитен имеет в основном негативную известность — как обладающий наименьшим пассажиропотоком, наибольшей убыточностью, имеющий рекордный долгострой (две станции в центре города строятся с 1982 года и будут введены в эксплуатацию не раньше 2012 года) а также имеющий четырех практически одинаковые подземные станции глубокого заложения, следующие одна за другой.
Сооружение Днепропетровского метрополитена началось в 1982 году. Появлению метрополитена в городе во многом способствовал тот факт, что Днепропетровская область являлась родиной Л.И. Брежнева, руководителя страны в 1964-1982 годах. Строительство велось в исключительно тяжёлых условиях. При проходке тоннелей приходилось справляться с плывунами, подземными реками, скальными породами и валунами.
В большинстве метрополитенов, строившихся в 1970-1980-х годах (Минский, Ташкентский, Горьковский (Нижегородский), Куйбышевский (Самарский), Новосибирский) имелись исключительно станции мелкого заложения, они строились открытым способом. В отличие от них, в Днепропетровском метрополитене пять из шести станций первой очереди являлись станциями глубокого заложения, строительство которых намного сложнее и дороже.
После 1991 года незавершённому строительству грозила консервация. Спас положение приход к власти на Украине «днепропетровской команды» во главе с президентом Л.Д. Кучмой, который решил приложить все усилия для завершения стройки. Открытие Днепропетровского метрополитена состоялось 29 декабря 1995 года. Тяжёлая экономическая ситуация того времени дала о себе знать: первоначальные проекты станций были существенно упрощены с целью удешевления, и четыре из шести станций («Метростроителей», «Металлургов», «Заводская», «Проспект Свободы») практически неотличимы друг от друга.

Схема Днепропетровского метрополитена.
После открытия про метро «забыли», строительство других станций с 1995 года практически не велось. В результате действующий участок остаётся практически невостребованным. Днепропетровский метрополитен в его нынешнем виде не доходит до центральной части города.
Станции «Театральная» (первое проектное название «Парк Чкалова») и «Центральная» («Соборная») строятся с 1982 года. С 1990-х годов их строительство в основном сведено к поддержанию выработок в безопасном состоянии.
В том, что касается географического положения линии и обусловленной этим невостребованности, здесь есть много общего с Самарским метрополитеном (любопытный факт: река Самара есть как Самаре, так и в Днепропетровске). Но убыточность Днепропетровского метрополитена ещё больше: пять из шести станций являются станциями глубокого заложения, эксплуатация которых обходится значительно дороже, чем эксплуатация станций мелкого заложения.
По состоянию на 2009 год, длина действующего участка — 7,8 километра. Станция «Коммунаровская» (западный конечный пункт линии) — мелкого заложения, колонная, построена открытым способом, станции «Проспект Свободы», «Заводская», «Металлургов» и «Метростроителей» — односводчатые станции глубокого заложения, построенные по практически одинаковым проектам, станция «Вокзальная» (восточный конечный пункт) — пилонная, глубокого заложения. Электродепо «Диевка» находится вблизи станции «Коммунаровская», оно связано соединительной ветвью с магистральной железной дорогой.
Днепропетровский метрополитен — первый и пока единственный, открывшийся в период существования государства Украина. Это не могло не сказаться на его языковом «оформлении». К сожалению, власти Украины считают украинский язык одним из главных «доказательств» независимости Украины, и принудительно насаждают его повсюду. В отличие от метрополитенов Киева, Харькова и Кривого Рога, здесь нет и не было ни одной надписи на русском языке, предназначенной для пассажиров. Техническая документация, тем не менее, на русском языке.
По состоянию на лето 2009 года, для оплаты проезда в метрополитене использовались пластмассовые жетоны. Жетоны произведены в Харькове, с момента открытия метрополитена не менялись. Стоимость одного жетона составляла 60 копеек (менее 3 российских рублей), что было вчетверо ниже стоимости проезда, к примеру, в Самарском метрополитене.

Жетон Днепропетровского метрополитена.
По данным на тот же момент, метрополитен был открыт для пассажиров ежедневно с 5:40 до 23:00. Интервал движения поездов составлял около 10 минут, в вечернее время — около 15 минут. Эскалаторы на всех станциях глубокого заложения работали непрерывно, несмотря на то, что порой на них не было ни одного пассажира. Все поезда состояли из трёх вагонов модели 81-717/714. Суточный пассажиропоток составлял менее 30 тысяч человек.

24.03.2010 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу