Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 2776

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

133
Метрополитен города Екатеринбурга (до 1991 года - Свердловск) является последним метрополитеном, открытым в период существования СССР. По состоянию на 2005 год, в нём насчитывается семь станций. Сейчас это один из лучших «малых» метрополитенов России.

Схема Екатеринбургского метрополитена (по состоянию на 2005 год).

В первые годы своего существования Свердловский метрополитен казался самым «невезучим». Причина – в том, что первый участок, открытый 26 апреля 1991 года, состоял всего лишь из трёх станций (Машиностроителей, Уралмаш, Проспект Космонавтов). Причём, эти станции расположены на окраине города.
Изначально станцию «Уралмаш» планировалось сооружать у главной проходной одноимённого завода-гиганта. Но проект был пересмотрен, и она оказалась расположена «на отшибе». В результате, метро стало почти никому не нужно для практических целей. В те годы его называли «второй детской железной дорогой»: сюда приезжали из разных концов города, чтобы погулять, покататься, посмотреть на подземное чудо.
Поезда между «Проспектом Космонавтов» и «Машиностроителей» курсировали по челночной схеме (по обоим путям вперёд и назад, без оборота). Использовались два поезда, интервал составлял не менее пяти минут. На единственной промежуточной станции «Уралмаш» перед прибытием поезда объявляли направление его следования. Кроме того, были установлены специальные табло, показывающие, с какого пути в какую сторону прибудет поезд. Пассажиров тогда почти не было, поэтому в четырёхвагонных составах посадка велась только в два крайних вагона, а в двух средних не открывались двери – чтобы сэкономить на их уборке.
Такое «игрушечное» метро действовало полтора года. Затем открылась четвёртая станция - «Уральская», расположенная вблизи железнодорожного вокзала. Объём перевозок после этого возрос вчетверо, но всё равно оставался очень малым. Два поезда по-прежнему двигались вперёд и назад по обоим путям.
В конце 1994 года настал «переломный» день, когда были открыты две станции в центре города - «Динамо» и «Площадь 1905 года». После этого вся «несерьёзность» метро навсегда осталась в прошлом. Напротив, метро сейчас очень востребовано, и может считаться одним из лучших на пространстве бывшего СССР.
В декабре 2002 года, после бесконечных переносов срока, настал светлый момент открытия седьмой станции метро - «Геологической». Ещё через несколько лет появятся несколько станций в южной части города – их вялотекущее строительство началось довольно давно. Что же касается изображённых на внутривагонных схемах второй и третьей линий метро – тут можно сказать лишь одно: «когда-нибудь, да доживём».
В архитектурном отношении, Екатеринбургский метрополитен можно назвать образцовым. Здесь представлены все самые распространённые типы станций: колонная мелкого заложения, называемая среди специалистов «сороконожка» (Проспект Космонавтов, Машиностроителей), односводчатая мелкого заложения (Уралмаш), пилонная глубокого заложения (Уральская), односводчатая глубокого заложения (Динамо), а также колонная глубокого заложения (Площадь 1905 года).
Станция «Геологическая» является односводчатой станцией глубокого заложения. Но на взгляд пассажира, эта станция кажется «станцией колонного типа без колонн» (односводчатой с плоским сводом), построенной наподобие московской станции «Марьино». Её уникальность - в том, что полукруглый свод не виден пассажирам. Станция имеет своеобразный «потолок».
Названия станций здесь, на взгляд автора, не самые удачные. Непостижимо, как в 1994 году могло появиться громоздкое и неподходящее для станции метро название - «Площадь 1905 года». В своё время предлагались разные варианты переименования. Были и совсем неуместные. Так, станцию «Уральская» хотели переиначить в «Вокзальную», а это - избитое название, присутствующее слишком уж во многих городах. Строящаяся «Бажовская» могла бы стать «Аэровокзалом» - но, к счастью, пока не стала. Однако были и вполне неплохие варианты: Машиностроителей – Верхотурская, Динамо – Вознесенская. Реально ни одну действующую станцию так и не переименовали.
В Екатеринбургском метрополитене до сих пор используются металлические жетоны, привезённые из Москвы. Мне памятен один из эпизодов первой поездки в метро, которая произошла в сентябре 1996 года. Покупаю жетон в кассе метро. И… что за ерунда?! На жетоне с обеих сторон большими буквами написано: МОСКОВСКИЙ метрополитен! Сколько я ни вертел его в руках, странные буквы не хотели исчезать.
Когда-то существовали нормальные, собственные жетоны Екатеринбургского метрополитена. Они были пластмассовыми, содержали внутри металлический вкладыш для утяжеления. Но их сочли ненадёжными, и решили заменить металлическими. Примерно тогда же в Москве, напротив, было решено перейти на пластмассовую «метровалюту». Миллионы старых латунных жетонов оказались ненужными. И какая-то часть из них в итоге попала в Екатеринбург. Здесь решили сэкономить на чеканке своих жетонов – вопреки чести своего города и здравому смыслу. Московские жетоны используются уже больше десяти лет – с 1994 года…

18.09.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу