ID: 2778

ЕРЕВАНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

120
Строительство системы скоростного (внеуличного) транспорта в Ереване началось в 1972 году. Согласно первоначальному проекту, в столице Армении должен был появиться метротрамвай, сходный с метротрамваем в городах Кривой Рог и Волгоград. В отличие от этих городов, где имелись (и имеются) только станции мелкого заложения, на линии Ереванского метротрамвая строились станции глубокого заложения.
По сути, спроектированная система внеуличного транспорта в виде метротрамвая (отличающегося от полноценного метрополитена наличием трамвайного подвижного состава, верхнего токосъёма, низких платформ) ни в чём не уступала метрополитену. Однако руководству Армянской ССР не могла бы понравиться перспектива того, что Ереван не станет «метрогородом», в отличие от столиц соседних союзных республик — Тбилиси и Баку. Местные рукодители приложили немало усилий для того, чтобы проект был переработан, и скоростная транспортная система стала полноценным метрополитеном. Решение о переименовании строящегося скоростного трамвая (метротрамвая) в метрополитен было принято ориентировочно в 1976 году.
Торжественное открытие метрополитена состоялось 7 марта 1981 года. На первом участке имелись 4 действующие станции: Дружба (Барекамутюн), Сараланджи (ныне Маршала Баграмяна), Молодёжная (Еритасардакан), Сасунци Давит (Давида Сасунского). Две станции на действующем участке, Площадь Ленина (ныне Площадь Республики), и Октябрьская (ныне Зоравар Андраник), оставались недостроенными. Станция Площадь Ленина (Ленини Храпарак) была открыта в декабре 1981 года, а станция Октябрьская (Октемберян) — лишь в декабре 1989 года.
В первые 4 года своей работы метрополитен не имел полноценного электродепо. Временное депо, расположенное под открытым небом, находилось вблизи станции Давида Сасунского. Эта станция расположена у железнодорожного вокзала, благодаря чему метрополитен с самого начала имел соединение с сетью железных дорог.
11 июля 1983 года был открыт наземный перегон Давида Сасунского — Заводская (Горцаранаин), 26 декабря 1985 года — станция Шенгавит (первая в метрополитене станция мелкого заложения) и электродепо. 2 декабря 1989 года была открыта станция Площадь Спандаряна (ныне Площадь Гарегина Нжде), 26 декабря 1996 года — станция Чарбах, расположенная на действовавшей с 1985 года линии к электродепо. К основному маршруту движения поездов (Дружба — Площадь Гарегина Нжде) прибавился «челнок», курсирующий по маршруту Шенгавит — Чарбах.
Все станции Ереванского метрополитена, кроме станции Чарбах, расчитаны на приём пятивагонных составов. Однако первоначально в метрополитене работали поезда из трёх вагонов (головные 81-717 и «промежуточные» 81-714), а с 2000 года в эксплуатации остались только вагоны 81-717. Все поезда состоят из двух вагонов.
В лучшие годы Ереванский метрополитен перевозил до 280 тысяч пассажиров в день. По состоянию на 2002 год, пассажиропоток составляет 40-45 тысяч пассажиров в день.
Ереванский метрополитен — один из двух метрополитенов на пространстве бывшего СССР, которые носят чьё-либо имя (второй — Московский метрополитен имени В.И. Ленина, тогда как ранее имя В.И. Ленина носили также Ленинградский, Киевский, Ташкентский и Бакинский метрополитены). Ереванскому метрополитену 28 декабря 1999 года было присвоено имя видного армянского государственного деятеля Карена Демирчяна, трагически погибшего 27 октября 1999 года.
В Ереване имеются две недостроенные станции метро, расположенные к западу от станции Дружба: Ачапняк и Давидашен. Обе станции — мелкого заложения, согласно проекту, должны иметь боковые платформы. Их строительство началось до 1991 года. Для независимой Армении метростроение пока остаётся непосильной задачей. Неоднократно поднимался вопрос о необходимости возобновления работ на «долгострое», иногда называется и срок пуска (2010 год).
В лучшие годы предусматривалось, что в ближайшей перспективе в Ереване будут сооружены три линии метро. Во всех внутривагонных схемах, по состоянию на 2005 год, всё ещё указана проектируемая вторая линия (от станции Дружба на северо-восток).

Схема Ереванского метрополитена.

Личные впечатления автора (поездка в 2001 году)
Ереванский метрополитен живёт, несмотря на минимальное количество пассажиров и высокую убыточность. Говорят, что поддерживать его в рабочем состоянии удаётся из последних сил, во многом за счёт энтузиазма его сотрудников. Почти все люди, трудящиеся в метрополитене, безгранично преданы своему делу, многие работают здесь с момента пуска первого участка в 1981 году.
По впечатлениям некоторых путешественников, в самые трудные для Армении времена (в 1990-х годах) метрополитен выглядел ужасно: в каждом вагоне одновременно находилось по несколько попрошаек и торговцев, станции были тёмными и мрачными. Сейчас здесь отсутствуют попрошайки и торговцы, более того — практически отсутствует привычная для российских метрополитенов реклама. В метро поддерживается почти образцовый порядок и чистота. Большинство станций (за исключением «Шенгавита») нормально освещены.
Интервал движения поездов составляет 8-10 минут (не больше, чем, к примеру, в метрополитене Самары). Наполняемость вагонов — средняя. Время работы метрополитена — приблизительно с 6 до 23 часов.
Большинство вагонов сохранили привычную голубую окраску. Однако два состава радуют глаз яркой красно-чёрно-оранжевой расцветкой.
Протяжённость линий метро составляет 13,4 километра. Станции Чарбах, Заводская (Горцаранаин) и Давида Сасунского (Сасунци Давит) — наземные, станция Шенгавит — односводчатая мелкого заложения. Остальные 6 станций — глубокого заложения.
Все станции глубокого заложения красивы по своей архитектуре. Они не копируют ни одну другую станцию, существующую где-либо в мире. Наземная станция Заводская (Горцаранаин) закрыта со всех сторон, отделана мрамором. Наземная станция Давида Сасунского (Сасунци Давит) более примитивна, но не до такой степени, как московские станции на Филёвской линии.
Станция Чарбах — это «особый случай». Короткая и примитивная по своей архитектуре наземная станция вплотную примыкает к территории электродепо метрополитена, имеет один путь и одну платформу. Работает на участке Шенгавит — Чарбах один состав. На станцию Шенгавит чарбахский «челнок» заходит в интервалах между поездами, следующими по основной линии (маршрут Дружба — Площадь Гарегина Нжде).
Многих может удивить тот факт, что в Ереванском метрополитене есть станция, открытая в самое трудное для Армении время. Однако нового строительства для открытия «Чарбаха» практически не потребовалось: ветка до депо уже существовала. Говорят, что раньше, когда этой станции не было, жители домов, расположенных близ метродепо, собирались на станции Шенгавит, ждали там уходящий в депо состав, и ехали в нём – вопреки всем правилам.
На табличках и указателях названия станций Ереванского метрополитена приведены в армянском и в официальном русском варианте. Название станции «Еритасардакан» переводится как «Молодёжная», «Горцаранaин» – «Заводская». Именно такие названия этих станций встречаются в различной литературе, в том числе в Большой советской энциклопедии. Однако офииальный список станций на русском языке выглядит иначе: «Дружба» (иногда «Барекамутюн»), «Маршал Баграмян», «Еритасардакан», «Площадь Республики», «Зоравар Андраник», «Сасунци Давид» (по-армянски «Сасунци Давит»), «Горцаранаин», «Площадь Гарегина Нжде», «Чарбах».
Звуковые сообщения в поездах делаются только на армянском языке. Все внутривагонные схемы метрополитена — также только на армянском языке. Логотипом метрополитена является стилизованная армянская буква Մ (соответствует букве М в кириллическом и латинском алфавитах). Средством оплаты проезда являются пластмассовые жетоны. На жетонах изображён логотип метрополитена и памятник герою армянскому народного эпоса Давиду Сасунскому.
Главная причина «пустоты» в метро, как принято считать, заключается в том, что стоимость метрожетона почти равна плате, вручаемой за проезд водителю микроавтобуса-«маршрутки». Однако, в отличие от метрополитена, «маршрутка» довозит пассажира непосредственно до места назначения. Полуразвалившиеся и уже забытые в России «РАФики», а также и малоприспособленные для перевозки пассажиров «ГАЗели» сейчас являются основным транспортом в городе.
Пока жив Ереванский трамвай, но он является малозначительным придатком к частным микроавтобусам. Наземный электротранспорт (трамвай и троллейбус) работает только до 19 часов.
В целом, по ощущениям автора, в Ереване, как и везде в Армении, жизнь «затормозилась». В российских городах аналогичного масштаба (например, Волгограде, Ростове-на-Дону, Самаре) улично-дорожная сеть не справляется с потоком транспорта, в рабочие дни движение по центральным улицам этих городов затруднено. Здесь такого не наблюдается. Большая часть автомобилей — советского производства, многие из них в России уже стали редкостью. Бензин в Армении стоит в два раза дороже, чем в России.
Крупных промышленных предприятий в Армении практически не осталось. Рабочие места сохранились, главным образом, в сфере обслуживания и на небольших кустарных производствах (к примеру, несмотря на малое число автомобилей, здесь очень много авторемонтных мастерских, отмеченных неграмотными вывесками на русском языке — наподобие таких, как «ХОДАВИК» или «ШИНАМОНТАЖ»). Значителен процент людей трудоспособного возраста, являющихся безработными, и живущих либо благодаря собственному огороду, либо за счёт денежных переводов от родственников, переехавших в более благополучные страны (численность населения Армении с 1991 года сократилась на треть). В условиях всеобщей нищеты, пользование транспортом для многих является непозволительной роскошью.
23.10.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу