ID: 2886
ОМСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
128
Омский метрополитен, по состоянию на 2013 год — единственный из строящихся в России метрополитенов, на открытие которого можно рассчитывать в обозримом будущем. Строительство метрополитена выполняет НПО «Мостовик».
Метрополитен в Омске планировался с 1970-х годов. В 1986 году начались подготовительные работы. На трассе первой линии, которая должна была строиться в основном открытым способом, и на месте проектируемых станций снесли более трёхсот малоэтажных жилых домов. Однако фактическое строительство тогда не началось.
В тяжелейшем для страны 1992 году имело место возобновление работ. Именно 1992 год считается датой начала строительства Омского метрополитена. В газетах того времени писали: «Мы прокатимся под землёй ещё в этом веке!». По плану, метрополитен должен был стать действующим через шесть лет, к 1999 году.
Реальность оказалась далека от всех планов. За семь лет удалось проложить примерно 350 метров тоннелей и выкопать котлованы под две станции — «Туполевская» и «Рабочая». Кроме того, началось строительство совмещённого автометромоста через реку Иртыш. Но вскоре стало очевидным, что мост будет введён в строй как автомобильный, и останется таковым неопределённо долгое время.
По состоянию на конец 1990-х годов, коллектив метростроевцев насчитывал 400 человек. Это очень мало, особенно если учесть, что в нормальных условиях строительство любого метрополитена должно вестись круглосуточно, в три смены.
Первый строившийся участок находился в правобережной части города. Строились станции «Туполевская» и «Рабочая». В 1997 году в ходе поездки в Новосибирск я проезжал городским транспортом от центра города до Московки и видел строящиеся станции. Тогда предполагалось, что первый участок метрополитена соединит центр города с юго-восточными районами.
Одновременно строился совмещённый автометромост через Иртыш. Но появление на нём метро и соединение берегов реки Иртыш откладывалось на далёкую перспективу.
В 2003 году планы изменились. Было решено, что линия метро в первую очередь должна соединить два берега реки Иртыш. Согласно принятому проекту, первыми станциями становились «Красный путь» (ныне «Библиотека имени Пушкина») на правом берегу, «Заречная», «Бульвар Архитекторов» (ныне «Кристалл») и «Автовокзал» (ныне «Соборная») на правом берегу. Была названа дата открытия — 2005 год.
http://www.omsktime.ru/news/news_2280.php, 23 октября 2003 года
Пройден последний метр тоннеля между первыми станциями Омского метрополитена. Первые станции метро уже построены. «Кировская» («Рабочая») находится в районе улицы 2-й Военной, а «Туполевская» — у аэрокосмического объединения «Полёт». Проходчики завершают прокладку тоннеля, соединяющего эти станции. За все годы строительства ими пройдено 730 метров тоннеля на глубине десять метров.
Сегодня проходческий щит преодолел последние метры грунта и вышел на станцию «Туполевская», сообщили в НПО «Мостовик». Именно бригады этого научно-производственного объединения с 1997 года ведут строительство Омского метрополитена. Свидетелями этого уникального события стали руководители омских строительных организаций и предприятий стройидустрии, на опыте НПО «Мостовик» изучающие условия охраны труда в строительстве.
Щит проходческого комплекса планируется демонтировать и перенести на новый участок, который, согласно изменённому плану строительства омского метро, определён первой пусковой линией — от станции «Красный путь» до станции «Автовокзал». Это связано с намеченным на 2004 год вводом в строй моста через Иртыш, который совмещает автомобильную трассу и тоннель для метропоездов.
Мост призван обеспечить надёжность транспортного сообщения между деловым центром Омска и густонаселёнными спальными районами Левобережья. Одновременно и кардинально решается проблема разгрузки движения на центральных городских автомобильных магистралях. К активной работе на новом участке омского метро «Мостовик» приступит практически сразу: запуск первой линии, по которой поезда первоначально будут курсировать по принципу «челнока», планируется уже на 2005 год.
Неоднократно встречаются утверждения о том, что Омский метрополитен станет полностью автоматизированным, поезда будут управляться дистанционно, при отсутствии машиниста. Подобное — не редкость во многих развитых странах, но в России пока что нигде не встречается. Сложно сказать, воплотится ли это намерение в реальность.
Планы открытия метрополитена в 2005 году, как оказалось, не имели ничего общего с реальностью. Метрополитен откроется в лучшем случае на 10 лет позже.
В 2008 году было практически завершено строительство первой станции Омского метрополитена — «Библиотека имени Пушкина». Станция была не только целиком построена в конструкциях — на ней была выполнена большая часть отделочных работ. Между тем, пассажиры увидят эту станцию в лучшем случае через 7 лет.
13 мая 2011 года я прошёл по трассе строящейся линии метрополитена. Я осмотрел строящуюся станцию «Заречная». Строительство станции «Соборная» на тот момент начато не было.
![](pictures/13/omskmetro2011_01.jpg)
Стройплощадка станции «Библиотека имени Пушкина». Подземная часть станции уже построена.
omskmetro2011_01.jpg
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_02.jpg)
Стройплощадка станции «Библиотека имени Пушкина».
omskmetro2011_02.jpg
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_03.jpg)
Автометромост имени 60-летия Победы. Памятная доска.
omskmetro2011_03.jpg
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_04.jpg)
Автометромост имени 60-летия Победы. Пути метрополитена пролегают в нижней части моста.
omskmetro2011_04.jpg
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_05.jpg)
Автометромост имени 60-летия Победы. Вид с левого берега.
omskmetro2011_05.jpg
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_06.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_07.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_08.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_09.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_10.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_11.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_12.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_13.jpg)
Вид из той же точки в противоположном направлении, в сторону следующей станции «Кристалл».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_14.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_15.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
28.03.2013 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу
Метрополитен в Омске планировался с 1970-х годов. В 1986 году начались подготовительные работы. На трассе первой линии, которая должна была строиться в основном открытым способом, и на месте проектируемых станций снесли более трёхсот малоэтажных жилых домов. Однако фактическое строительство тогда не началось.
В тяжелейшем для страны 1992 году имело место возобновление работ. Именно 1992 год считается датой начала строительства Омского метрополитена. В газетах того времени писали: «Мы прокатимся под землёй ещё в этом веке!». По плану, метрополитен должен был стать действующим через шесть лет, к 1999 году.
Реальность оказалась далека от всех планов. За семь лет удалось проложить примерно 350 метров тоннелей и выкопать котлованы под две станции — «Туполевская» и «Рабочая». Кроме того, началось строительство совмещённого автометромоста через реку Иртыш. Но вскоре стало очевидным, что мост будет введён в строй как автомобильный, и останется таковым неопределённо долгое время.
По состоянию на конец 1990-х годов, коллектив метростроевцев насчитывал 400 человек. Это очень мало, особенно если учесть, что в нормальных условиях строительство любого метрополитена должно вестись круглосуточно, в три смены.
Первый строившийся участок находился в правобережной части города. Строились станции «Туполевская» и «Рабочая». В 1997 году в ходе поездки в Новосибирск я проезжал городским транспортом от центра города до Московки и видел строящиеся станции. Тогда предполагалось, что первый участок метрополитена соединит центр города с юго-восточными районами.
Одновременно строился совмещённый автометромост через Иртыш. Но появление на нём метро и соединение берегов реки Иртыш откладывалось на далёкую перспективу.
В 2003 году планы изменились. Было решено, что линия метро в первую очередь должна соединить два берега реки Иртыш. Согласно принятому проекту, первыми станциями становились «Красный путь» (ныне «Библиотека имени Пушкина») на правом берегу, «Заречная», «Бульвар Архитекторов» (ныне «Кристалл») и «Автовокзал» (ныне «Соборная») на правом берегу. Была названа дата открытия — 2005 год.
http://www.omsktime.ru/news/news_2280.php, 23 октября 2003 года
Пройден последний метр тоннеля между первыми станциями Омского метрополитена. Первые станции метро уже построены. «Кировская» («Рабочая») находится в районе улицы 2-й Военной, а «Туполевская» — у аэрокосмического объединения «Полёт». Проходчики завершают прокладку тоннеля, соединяющего эти станции. За все годы строительства ими пройдено 730 метров тоннеля на глубине десять метров.
Сегодня проходческий щит преодолел последние метры грунта и вышел на станцию «Туполевская», сообщили в НПО «Мостовик». Именно бригады этого научно-производственного объединения с 1997 года ведут строительство Омского метрополитена. Свидетелями этого уникального события стали руководители омских строительных организаций и предприятий стройидустрии, на опыте НПО «Мостовик» изучающие условия охраны труда в строительстве.
Щит проходческого комплекса планируется демонтировать и перенести на новый участок, который, согласно изменённому плану строительства омского метро, определён первой пусковой линией — от станции «Красный путь» до станции «Автовокзал». Это связано с намеченным на 2004 год вводом в строй моста через Иртыш, который совмещает автомобильную трассу и тоннель для метропоездов.
Мост призван обеспечить надёжность транспортного сообщения между деловым центром Омска и густонаселёнными спальными районами Левобережья. Одновременно и кардинально решается проблема разгрузки движения на центральных городских автомобильных магистралях. К активной работе на новом участке омского метро «Мостовик» приступит практически сразу: запуск первой линии, по которой поезда первоначально будут курсировать по принципу «челнока», планируется уже на 2005 год.
Неоднократно встречаются утверждения о том, что Омский метрополитен станет полностью автоматизированным, поезда будут управляться дистанционно, при отсутствии машиниста. Подобное — не редкость во многих развитых странах, но в России пока что нигде не встречается. Сложно сказать, воплотится ли это намерение в реальность.
Планы открытия метрополитена в 2005 году, как оказалось, не имели ничего общего с реальностью. Метрополитен откроется в лучшем случае на 10 лет позже.
В 2008 году было практически завершено строительство первой станции Омского метрополитена — «Библиотека имени Пушкина». Станция была не только целиком построена в конструкциях — на ней была выполнена большая часть отделочных работ. Между тем, пассажиры увидят эту станцию в лучшем случае через 7 лет.
13 мая 2011 года я прошёл по трассе строящейся линии метрополитена. Я осмотрел строящуюся станцию «Заречная». Строительство станции «Соборная» на тот момент начато не было.
![](pictures/13/omskmetro2011_01.jpg)
Стройплощадка станции «Библиотека имени Пушкина». Подземная часть станции уже построена.
omskmetro2011_01.jpg
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_02.jpg)
Стройплощадка станции «Библиотека имени Пушкина».
omskmetro2011_02.jpg
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_03.jpg)
Автометромост имени 60-летия Победы. Памятная доска.
omskmetro2011_03.jpg
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_04.jpg)
Автометромост имени 60-летия Победы. Пути метрополитена пролегают в нижней части моста.
omskmetro2011_04.jpg
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_05.jpg)
Автометромост имени 60-летия Победы. Вид с левого берега.
omskmetro2011_05.jpg
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_06.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_07.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_08.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_09.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_10.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_11.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_12.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_13.jpg)
Вид из той же точки в противоположном направлении, в сторону следующей станции «Кристалл».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_14.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
![](pictures/13/omskmetro2011_15.jpg)
Стройплощадка станции «Заречная».
13.05.2011
28.03.2013 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу